Развитие логического мышления на уроках информатики

Многие годы основное назначение начальной школы состояло в том, чтобы дать детям навыки письма, чтения, счета, познания окружающего мира. Введение системы полного среднего образования по-новому поставило этот вопрос, поскольку начальная школа должна выполнять функции внутри целостной системы среднего образования.
Акцент в содержании начального образования должен сместиться с обучения собственно письму, чтению, счету на формирование учебной деятельности, воспитание и развитие ребенка.
Появление новых информационных технологий вносит новый элемент в содержание образования, начального образования в частности. Знание основ информатики и вычислительной техники, умение использовать компьютер становятся необходимыми каждому человеку, т.е. общеобразовательными.
Ведущей идеей, которая должна быть реализована в методике преподавания информатики в начальной школе – является идея развивающего обучения, стимулирование интереса к познавательной деятельности, выработка навыков приобретения нового знания на основе приобретенных ранее знаний и умений. Важнейшим моментом такой методики является терпеливое, осторожное направление ребенка на стезю анализа и самоанализа своих действий и поступков, что должно способствовать развитию логического и операционного мышления, и формированию развитой творческой личности учащегося.
Логическое мышление – основа школьного образования, залог успешного понимания технических и гуманитарных дисциплин.
Дети с развитым мышлением могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках.
Дети могут рассуждать, пользуясь абстрактными понятиями, опираться в своих рассуждениях на предположения или воображаемые объекты.
Подчеркну еще раз, что целенаправленное обучение приемам мыслительной деятельности нисколько не замедляет процесс усвоения программного материала. Наоборот, этот процесс все более и более ускоряется по мере овладения этими приемами, т.е. по мере развития логики мышления учащихся.
Реальные предпосылки для развития логического мышления даёт информатика
Умение логически мыслить, планировать действия, выделять систему понятий, использовать компьютерные технологии - способствует ясности мышления в любой предметной области. Для решения этих вопросов существует много различных приемов. Я часто использую задачи, которые называют по-разному: задачи с неполным условием, "да-нет-ки", "заморочки", "интренеры", задачи для интеллектуального тренинга.
Для создания задач-интренеров можно использовать содержание любых сказок, рассказов, историй, мультипликационных фильмов и т.д. Желательно, чтобы они были достаточно хорошо знакомы ребятам. Можно предложить и ученикам придумать свои задачи с неполным условием.
Несколько примеров:
1.Обитательница водоема поймала деревянный предмет, после чего ее жизнь круто переменилась. Что произошло? (Царевна-лягушка).
2.Девочка играла с подругами и внезапно исчезла. Что произошло? (Снегурочка).
3.Два друга направились в гости к третьему, в результате хозяин остался без дома. Почему? (Винни-Пух, Пятачок, Кролик).
4.Он очень трудолюбив. Работает от зари до зари. Он очень силен - мог бы быть рекордсменом по поднятию тяжестей. Но он не участвует в соревнованиях. Он ежедневно выполняет тяжелую физическую работу и не получае
·т за это зарплату. Почему? (Потому что он - муравей).
При решении задач-интренеров я стараюсь придерживаться разных форм работы:
- фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников ; - индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся;
- групповой -  когда  учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
После своих выступлениях на МО я просила учителей-предметников высказаться по этому вопросу и мы пришли к единому мнению: эти задачи имеют огромную дидактическую ценность, такой интеллектуальный тренинг позволяет обучать:
- целенаправленно искать информацию;
- оптимально сужать область поиска;
- работать с прямой и косвенной информацией;
- использовать несущественные на первый взгляд данные (развитие интуиции);
- осознавать одинаковую информационную ценность как положительных, так и отрицательных ответов;
- грамотно ставить и формулировать вопросы.
На своих уроках я часто использую очень любимые учениками логические игры. Их множество в учебнике Горячева «Информатика в играх и задачах».
Так же при этом используются программы, которые являются совместным творчеством учителей и старшеклассников нашей школы.
Работая с этими программами, учащиеся закрепляют навык работы с компьютером, учатся работать в режиме диалога, развивают логическое и алгоритмическое мышление.
Компьютерные программы имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач.
Решение логических задач дает возможность развить внимание, память и привить навыки правильного мышления.
Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов.
Логические приемы мышления результативно формируются и развиваются, если их процесс становления отвечает следующим методическим требованиям:
-учет возрастных особенностей школьников;
-последовательность формирования логических приемов мышления; системность;
-непрерывность и преемственность в методике формирования и развития логических приемов мышления на различных этапах обучения.
На основе выше сказанного можно сделать следующие выводы:
- игра, очень продуктивный и интересный метод обучения учащихся начальных классов;
- логические игры делают учебную деятельность более интересной для учащихся;
- логическая игра развивает внимание, мышление и другие качества ребёнка, что отражается на его учебе в лучшую сторону.
По мнению психологов, логическое мышление детей, не развитое в определенные природой сроки до 12 лет таковым и останется. Поэтому, для подготовки детей к жизни необходимо как можно раньше развивать логические структуры мышления: способность к синтезу и анализу, формировать алгоритмический стиль мышления. Умение в любой предметной области выделять систему понятий, представить их в виде совокупности действий, описать алгоритмы  - улучшает ориентацию человека в окружающем мире.
Именно этому посвящены уроки информатики в начальной школе.
















































 
15