Методы наглядной конкретизации мыслительных операций и другие способы развития научного мышления и творческого потенциала на уроках истории


Мартукский район Казанская ОШ
Полегонько П.С. учитель географии и истории





Методы наглядной конкретизации мыслительных операций и другие способы развития научного мышления и творческого потенциала на уроках истории
«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик
напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать»
Александр Минц

   Возрастающая сложность и масштаб проблем, встающих перед обществом на рубеже нового века, ставят перед общеобразовательной школой задачу не просто формирования эрудированного ученика, но  творческой личности с развитыми интеллектуальными способностями,  творческим отношением к миру, способной к преобразовательной продуктивной деятельности.  Я стараюсь организовать такую учебную деятельность, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. Вовлечение учащихся   в научно-исследовательскую деятельность начинаю с раннего изучения истории по этапам.
1 этап. Включение поиска с заданиями по работе (5-6 классы) с документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой, картинами. В 5 классе использую небольшие фрагменты из исторических источников, приводимых в учебнике, обращаюсь к характеристикам   исторических деятелей. На мой взгляд, познавательная деятельность школьников по истории во многом определяется сформированностью учебных умений работать с печатным текстом. Формирование  умения составлять планы исторических текстов, документов проходит на каждом уроке. Например, анализируя отрывки из свода законов Хаммурапи, ответьте на вопросы: «какие ремёсла были развиты; определите степень развития медицины; или, почему вавилоняне предпочитали не обращаться к врачам»
Составьте число из древнеегипетских цифр

Задания от этапа к этапу усложняются. Учащиеся учатся сравнивать содержание исторических текстов документов, устанавливать общее и специфическое в общественных явлениях, взглядах, позициях. Например, найти противоречивость законотворческой деятельности Солона, братьев Гракхов; написать эссе на тему «Моё отношение к исторической личности» (А. Македонский. Ю.Цезарь, Карл Великий, Иван Грозный)
Помогает активизировать мыслительные операции и развивает творческий потенциал использование рабочих тетрадей. А именно, положительно влияет на процесс обработки информации; развивает образное мышление, кратковременную, непроизвольную память, активизирует логическое и абстрактное мышление, развитие речи, письменных навыков, развитие долговременной, логической памяти. Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она, по сути, является образовательным опытом развития ученика. Всем своим конструированием, заданиями и вопросами, источниками она направлена на «соавторство» и «сотворчество». На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний. Все эти особенности рабочей тетради позволяют повысить эффективность учебного процесса. [1]
Таким образом, современная рабочая тетрадь – это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на ее страницах. В рабочей тетради целесообразно использовать следующие виды заданий: заполнить таблицу, дополнить предложение, установить соответствие, аполнить схему, работа с дополнительным текстом, задания на развитие творческого мышления, практическая работа, контроль знаний.
2 этап. Раскрытие учителем познавательного процесса (6-7 класс). Работа с фрагментами из монографий научно-популярной и художественной литературы поддерживается и совершенствуется в дальнейшем на уроках истории в 6-7 классах. Усложняются приёмы, составительный анализ общих явлений, поступков, суждений. Постоянно меняется характер вопросов и заданий: начинается переход от заданий, связанных с получением информации к аналитическим; от констатации очевидных фактов   к выявлению скрытых сведений. Усложняется и деятельность учеников:  вместо ответа на вопрос - придумывание вопросов, вместо разгадывания кроссворда - его составление, вместо усвоения готового текста - создание собственных текстов. В 7 классе для учащихся показывается более сложный прием использования документального источника. Использую систему проблемных ситуаций, в ходе которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни, исторической науки.
Например: всем очевидно отрицательное воздействие походов монголо-татар. А каково положительное влияние на Русь этих походов?
На данных двух этапах во время проведения уроков активно использую методику исследовательской деятельности в группах. Очевидны преимущества использования тех форм и методов обучения, которые побуждают каждого ученика ощутить себя аналитиком и критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать и опровергать их.




15