Отчет В слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)


Отчет ВКаково стартовое состояние школы, где я проходил практику. Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по Программе I уровня.
Я работаю в малокомплектной сельской школе. Практику по реализации плана развития школы я начал с изучения стартовых возможностей школы. На первом этапе я встретился с администрацией в лице директора и завучей по УВР, в целях проведения конструктивного диалога о реализации моего плана развития в период практики, сбора данных. В ходе беседы, мною был изложен план проведения мероприятий на базе школы. Для проведения корректировки плана необходимо провести анализ прошлогодней работы школы для выявления проблем, которые на сегодняшний день стоят перед нашим учебным заведением, а так же провести исследовательскую и практическую работу по поиску способов их решений, исходящей из настоящего плана развития.
Для проведения исследования, анкетирования, наблюдения, опроса, было подписано соглашение (Приложение 1) с руководителем организации образования о проведении исследования на базе школы.
Во время беседы директор школы и завучи, дали краткую оценку состояния учебно-воспитательного процесса, обратили внимание на проблему самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Их выводы основывались на низких показателях общей успеваемости учащихся, а так же низкого коэффициента участия школьников в проектной деятельности на уровне школы, района, различных республиканских, международных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Еще одной из главных проблем школы администрация считала переход детей в другие учебные заведения района, причиной данной ситуация обозначена проблема в «несправедливом» со слов родителей и детей оценивании знаний.
После согласования общих действий и включения моего плана исследований в общешкольный план развития я приступил к практике.
В этот же день я получил доступ к школьной документации, и приступил к анализу исходных данных школы.
Мною был проанализирован «Рабочий план УВР на 2014-2015 учебный год», в котором меня интересовали перспективы развития нашего учебного заведения, анализ состояния процесса. Эти данные помогли понять: в чём проявляются сильные и слабые стороны нашей школы, какова результативность работы школы и приоритеты для коллектива.
Источниками стали: документация, материалы по внутришкольному контролю, анализ посещённых уроков, мероприятий, анализы контрольных срезов, работы ШМО, творческих групп.
Педагогический состав школы – это профессионально подготовленный коллектив, в котором большинство преподавателей предпочитают работать традиционно, иногда используя элементы инновационного подхода, обычно привозимых ими с курсовой переподготовки. В школе трудится 22 педагога: 8 учителей с высшей квалификационной категорией, 7 с первой, 5 учителей со второй и педагога без категории (Диаграмма 1). В школе всего два педагога прошедшие уровневые курсы: один по программе первого уровня и один по программе третьего уровня.
Диаграмма 1

Методическая тема школы: «Формирование самостоятельности у учащихся в овладении знаниями как один из факторов успешного обучения и воспитания» может быть трансформирована, конкретизирована в исследовании действия, чтобы процесс обучения привёл к положительным результатам в обучении.
Статистические данные по школе (количество отличников и хорошистов) в динамике показывают как успеваемость и качество знаний постепенно понижаются. А это значит, что добиваться в дальнейшем положительной динамики успеваемости будет возможным лишь при условии внесения изменений в практику преподавания и обучения, повышения мотивации к обучению.
Также статистические данные показали тенденцию к снижению количества обучающихся в учебном заведении. В процессе проведения интервью с учащимися и родителями было выяснено, что с их точки зрения учителя школы не всегда правильно оценивают знания учащихся. В плане школы данная проблема практически не отражена, единственным моментом отражения был пункт плана (декабрь 4-я неделя « Проверка журналов на объективность выставления оценок за четверть и полугодие» /завуч/). В связи с обозначенными проблемами мое исследование по теме «Критериальное оценивание, как элемент повышения мотивации к обучению» поможет найти пути решения из создавшейся ситуации.
Можно отметить, что школа имеет материально – техническую базу, позволяющую проводить исследования и организовывать урочную и внеурочную деятельность.
В школе работают методические объединения учителей, в которых обсуждаются вопросы учебно - методической работы школы. Все учителя школы имеют методическую тему, вытекающую из общешкольной.
Анализ планирования школы показал, что директор работает, согласовано только с администрацией школы, но весь персонал не принимает решения об определении перспективных направлений работы. Нет доказательств, что проводится диагностики с учителями по выявлению затруднений в работе, готовности к внедрению инноваций, методические темы учителями не прорабатываются, результаты по самообразованию педагогов отсутствуют, все происходит формально, только на бумаге.
В данной ситуации внедрение новых подходов – коучингов, менторингов, Lesson Study, исследование в действии поможет вовлечь учителей в процесс непрерывного обучения и соответственно профессиональному развитию педагогов школы. Потенциал учителей высокий, но его необходимо направить в нужное русло, правильно организовать их деятельность по самообразованию, повести за собой. По результатам опроса 85% учителей готовы к внедрению изменений, но им не хватает знаний, не хватает лидера и постоянной поддержки руководства школы. Профессиональное развитие учителей является одним из главных путей, при помощи которых развиваются преподавание и обучение в школах.
По итогам изучения основных документов школы мною осуществлен SWOT – анализ «Оценка возможностей школы»
SWOT – анализ «Оценка возможностей школы»
Сильные стороны
Материальная база
Стопроцентный охват детей бесплатным основным образованием
Безопасность школы
Классы не перегружены
Работа в одну смену
Качественный состав педагогов (68% с первой и высшей категорией)
Выстроена система воспитательной работы
Сплоченность коллектива высокая
Готовность коллектива к инновационной деятельности 85%
Традиции школы
Слабые стороны
В большей степени присутствует авторитарный стиль управления
Наличие педагогов не желающих вносить изменения в своей деятельности (15%)
Слабая система менеджмента
Слабая связь с другими образовательными учреждениями
Слабая поддержка лидерства
Отсутствие сетевого сообщества
Материально – техническая база используется не в полную силу
Возможности
Создание сетевого сообщества
Дальнейшее улучшение материально-технической базы
Поощрение педагогов
Обучение педагогов внутри школы
Не формальное, а реальное привлечение учеников и их родителей к процессу обучения и воспитания.
Угрозы
Угроза закрытия из-за малого контингента учащихся
Старение педагогических кадров и нежелание молодых педагогов работать в сельских школах.
Низкий социальный статус педагогов
Слабая активность педагогов в использовании Интернет-ресурсов
Для проведения исследования, мне так же необходимо было разрешение родителей и учащихся (Приложение 2) В целях учета мнения учеников и родителей при принятии решения о внесении принципиальных изменений в практику работы школы было проведено анкетирование (Приложение 3).
Анализ анкет учащихся показал, что учащимся не предоставляется возможность самостоятельно изучать материал и выделять главное – 68% и 11% иногда; учителя вправе использовать новые методы и подходы, и является естественным, если их применение заканчивается безуспешно – 58%, иногда – 37% и не имеют права – 5%: учителя школы используют различные способы активизации мыслительной деятельности в процессе обучения – 52%, иногда – 42%, не используют – 6%; учителя обсуждают характер и используемые учащимися способы обучения, а также, возможности нашего воздействия на происходящее в школе – 47%, иногда – 37%, не обсуждают – 16%; учащиеся вовлечены в обсуждение процессов обучения и лидерства с учениками других классов и школ – 16%, иногда – 68%, не вовлечены – 16%; учителя исследуют проблемы с целью совершенствования методики преподавания и обучения – 53%, иногда – 37%, не исследуют – 10%. Учащиеся так же отмечают, что у них есть возможности для совместного с учителями определения принципиально важных составляющих нашего обучения и способов их воздействия на качество обучения – 32%, иногда – 36%, нет возможности – 32%; у учащихся нет возможности для совместного с учителями обсуждения факторов, препятствующих обучению – 47%, появляется иногда – 32% и есть такая возможность у 21% учащихся.
Таким образом, анкетирование показывает, что учителя школы на недостаточном уровне формируют у учащихся навыки востребованные временем: навыки самостоятельной работы, проявления лидерства, критического мышления, совместного решения проблем. Мнение учащихся учитывается очень в редких случаях.
Анкетирование по выявлению результативных методов мотивации учащихся позволяет сделать следующие выводы: наиболее результативными методами являются: волевые и социальные методы, которые используются в большей степени, затем идут эмоциональные и познавательные методы. Результаты представлены на диаграммах 2-5.
-106045256540
-62230384175Диаграмма 2. Эмоциональные методы мотивации
Диаграмма 3. Познавательные методы мотивации
10477526035
Диаграмма 4. Волевые методы мотивации
254000236220
Диаграмма 5. Социальные методы мотивации
Так же для оценки очень важно мнение родителей о школе. Анализ анкет родителей показывает, что 46% родителей совершенно согласны с утверждением о том, что их дети учатся в дружном и активном классе, но тем не менее 23% родителей не могут с этим согласиться и 31% затрудняется ответить. О комфортности пребывания своих детей в среде одноклассников родители считают, что среда комфортна – 69%, не комфортна – 31%. Важным является мнение родителей о педагогической этике учителей школы. Не согласны с тем, что учителя проявляют доброжелательное отношение к учащимся 54% родителей, но в то же время 92%, считает, что классный руководитель создает доброжелательную атмосферу. В отношениях с администрацией и учителями 61% родителей находит взаимопонимание и поддержку. Взгляд родителей на существующую в школе систему оценивания так же не утешителен. По мнению родителей (54%) - педагоги несправедливо оценивают результаты учащихся на уроке, перегружают домашним заданием (согласны 23% родителей), не учитывают индивидуальные особенности детей (согласны 61% родителей). Только 23% родителей считает, что в школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны детям. Данный факт указывает на то, что родители не привлекаются к проведению школьных мероприятий. По наблюдениям 31% родителей ребёнок с интересом выполняет домашние задания, 69% считает, что их дети не проявляют интереса. Утвердительный ответ на вопрос «дают ли педагоги нашему ребенку глубокие и прочные знания?» – высказали 69%. То, что касается формирования навыков востребованных временем, то можно выделить следующие результаты в ответах родителей: «в школе заботятся о высокой познавательной активности учащихся» – 69% родителей согласны; «у учащихся формируются навыки умения учиться» – 31% родителей не согласны; «нашему ребёнку интересно учиться в школе» - 47% не согласны; «ребёнок с интересом ищет дополнительные знания в разных источниках, чтобы, переработав, продемонстрировать их на уроке» – всего 22% согласны; «в школе создаются условия для проявления и развития способностей детей» - 61% согласны; «школа готовит учащихся к жизни» – 46% согласны и «ребёнок стремится получать новые знания» – 46% согласны.Результаты анкетирования показали, что родительская общественность в большинстве заинтересована в развитии у детей навыков 21 века, готова сотрудничать с педагогическим коллективом школы в вопросах обучения и воспитания своих детей, часть родителей ничего не знают о реформах в системе образования. Поэтому надо, чтобы в школе для обучения родителей планировались родительские лектории, для полноправного участия в образовательном процессе был создан родительский комитет и попечительский совет. На сегодняшний день в школе слабая система взаимодействия с родителями, но организация работы в данном направлении позволит школе сделать сотрудничество с родителями приоритетным.
Анкетирование учителей показывает, что учителя школы (61%) не располагают достаточным арсеналом стратегий, позволяющих формировать навыки самостоятельного изучения материала с выделением главного; 67% учителей только иногда предоставляют возможность обратной связи учащимся, стремятся создать атмосферу, которая позволяет ученикам справляться с неудачами, находить пути решения проблем, выдвигать гипотезы, позитивно реагировать на возникшие сложности в решении поставленных перед ними задач. Учителя негативно (50%) реагируют на сложности, сопряженные с рисками и отсутствием гарантий успешности. В нашей школе учителями (67%) используются стратегии и методы, которые способствуют размышлению учителей о процессе обучения учащихся в классе, но учителя (66%) не принимают участие в исследованиях с целью установления взаимосвязи между лидерством и обучением в школе, не обсуждают ценности и характер их реализации в ежедневной практике – 17%, иногда – 50%; не исследуют факторы, которые способствуют или препятствуют развитию лидерства в обучении, так же учителя школы (50%) не располагают возможностью критического осмысления сущности и реализации формируемых навыков обучения.
Таким образом, учителя школы обладают слабым пониманием того, как дети обучаются, как эффективно подобрать и внедрить в учебный процесс стратегии обучения, новые методы и подходы для улучшения процесса обучения и развития учеников. Процесс профессионального развития учителей не всегда обусловлен содержанием их работы, учителя недостаточно располагают возможностями взаимодействия по вопросам совместного планирования уроков, наблюдений за процессом обучения учащихся, обмена опытом по вопросам внедрения новых подходов в практику преподавания и обучения
Проведенный анализ возможностей школы способствует определению основных направлений, по которым я могу внести изменения не только в практику работы педагогов, но и школы в целом:
Создание условий для развития непрерывного обучения учителей в школе через внедрение новых форм работы: менторинг, коучинг, Lesson Study, сетевое сообщество, исследование в действии.
Обучение учителей методике оценивания обучения и оценивания для обучения.
Обеспечение учителей поддержкой, способствующей профессиональному росту и созданию совместных профессиональных знаний, развитию лидерства.
Освоение новых подходов в обучении талантливых и одаренных учащихся.
Планирование уроков с внедрением новых подходов, коллаборативного обучения.
Создание условий для организации командной работы и работы в группах.
Создание сетевого сообщества и активное взаимодействие в рамках созданного сообщества.
Использованная литература
Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. 2014.
Задания для выполнения в период практики в школе. 1 уровень. 2014.

Приложение 1
68834062230
Приложение 2
916940235585
Приложение 3
Выходные данные по "анкете учителей".

Выходные данные по "анкете родителей".

-104775212725
-100965151765
-248920315595