Эссе учителя первого (продвинутого) уровня


Эссе учителя начальных классов КГУ «Гимназия «БЭСТ»
Грохотовой Альбины Николаевны.
Тема: «Моё педагогическое кредо»
Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привёл вас к этой проблеме.
Альберт Эйнштейн
В 2013 году я обучалась на курсах для учителей по программе первого (продвинутого) уровня в рамках уровневых программ. Данные курсы заставили меня задуматься о правильности моей жизненной и профессиональной позиции и посмотреть на все проблемы современной школы с другой стороны.
Моё педагогическое кредо в свете Программы первого уровня, это - переход от позиции «мне должны» к тезису «я и только я несу ответственность за своё будущее и будущее своих учеников, а значит и своей школы». Этот переход для меня довольно труден. Так как я по типу деятельности – исполнитель, правда, творческий исполнитель. Мне обязательно нужна инструкция, но я могу с большим удовольствием выполнить предписание, внеся свои дополнения, корректировки и новшества. Поэтому сегодня я должна принять единственно верное, осознанное решение в этой ситуации неопределённости, в условиях нелинейности развития всего современного общества. Прежде всего, моя основная задача как учителя-лидера – поставить чёткую и ясную цель (прежде всего для себя). Что я хочу? Я хочу, чтобы в моей школе, детям было комфортно и удобно, чтобы в школе были созданы все условия для реализации своих возможностей, как учащимся, так и учителям. Однако поставить стратегическую цель – это полдела, даже не половина, а только малая его часть. Что могу я одна? Ничего не могу. Только в сотрудничестве, в совместной деятельности с моими коллегами я смогу достичь заявленной цели. Поэтому мне необходимо сделать так, чтобы мои коллеги пошли за мной, чтобы моя цель стала их целью. Значит, я должна знать их профессиональные и личные потребности. Какова у них мотивация к инновационной деятельности? Какие трудности на пути взаимодействия встречаются и как они преодолеваются? Вот те вопросы, на которые мне необходимо ответить, прежде всего.
На одном из педагогических советов мы обсуждали вопрос: «Что значит быть хорошим учителем?». Пришли к единому мнению: «Хороший учитель – это учитель, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в неё, знающий её горизонт – новейшие открытия, исследования, достижения. Хороший учитель – это педагог, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно». Процесс преобразования школы в успешное конкурентоспособное образовательное учреждение не прост. Даже опытный педагог не всегда готов к инновационной деятельности. Большая часть нашего коллектива – зрелые люди, профессионалы своего дела. Для них, например, сложно осваивать новые технологии (информационные, цифровые). Необходимо научиться брать ответственность на себя и быть лично ответственным за свою судьбу и своё будущее. Ведь не так давно от учителя практически ничего такого не требовалось. А теперь учитель сам создаёт свою образовательную среду из предоставленного образовательного пространства. Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места учителя в учебном процессе.
В современных условиях меняются роли учителя. Наряду с традиционной
ролью появляются следующие роли. Учитель-ментор. Предполагается, что ментор (наставник) либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Учитель-коуч. Коучинг – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей. Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика. Для реализации этих функций учитель должен овладеть инструментами для работы. Такими инструментами могут стать открытые образовательные технологии. Наверное, самое сложное здесь, говоря современным языком, «перезагрузка профессионального сознания» от модели специалиста к образу профессионала. От специалиста-исполнителя, который требует создать ему определённые условия – к профессионалу, который сам преобразует внешние условия и внутренние ресурсы в средства собственного саморазвития. Моя задача – «завести пружину» этих преобразований, а раскручиваться она может и без моего участия.
Интересно порассуждать о том, какой будет «Наша новая школа» в скором будущем. Мне представляется, что из школы «супермаркета», где знания «дают», она превратится в школу «лабораторию», где эти знания добывают, причём самостоятельно. Школа станет таким же социальным институтом, как музей или церковь, который не будет требовать постоянного очного присутствия учителя и ученика… Школа будущего предполагает, что каждый учитель развивается вместе с коллективом, с детьми. А, как известно, успех возможен там, где все стремятся к единой цели, где взрослые ставят себя на скамейку вместе с учеником, и где сам же взрослый подает пример своими реальными достойными действиями.