ПрезентацияФормирование познавательного интереса у младших школников на уроках окружающего мира


Презентация на тему: «Формирование познавательного интереса к окружающему миру у младших школьников в ходе внеурочной деятельности.» Выполнила :учитель начальных классов МКОУ Петровская СОШ Баскакова Екатерина Витальевна Развитие современного общества и уровень производственных сил настоятельно требуют особого внимания к проблемам обучения и воспитания. В настоящее время узловой темой, разработка которой должна способствовать эффективной подготовке учителя к преподаванию в современной начальной школе, является проблема развития познавательного интереса у детей обучения сложного процесса учения, ускорения развлечения школьников. К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет...». В чем же заключается то особо важное и ценное для формирования личности, что объективно содержит в себе познавательный интерес? Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Проблема формирования познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приемами пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. 1. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников. Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Познавательный интерес – явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. «Смертный грех учителя — быть скучным» (Герберт). Этот афоризм часто определяет понимание учителем место познавательного интереса в обучении, который рассматривается им как инструмент оживления учебного процесса. - от интереса, не расчленённого, подчас диффузного («Сам не знаю, что нравиться», «Нравиться всё») к интересу всё более дифференцированному «к определённым областям учебных предметов»; - от интереса, подверженного частой сменой ситуации, случайным влияниям, к интересу более сложному, более устойчивому, постоянному; - от интереса поверхностного (к ярким занимательным сторонам явления) к интересу с глубокой теоретической основой, раскрывающего причинно-следственные связи, внутренние отношения, закономерности и научные идеи. В педагогической литературе определены основные тенденции развития познавательных интересов учащихся: - от интереса, связанного с внешними стимулами, к интересу свободному от внешней ситуации, побуждаемому более сложными обстоятельствами, связанными с «внутренней средой» самого ученика; от интереса, связанного с внешними стимулами, к интересу свободному от внешней ситуации, побуждаемому более сложными обстоятельствами, связанными с «внутренней средой» самого ученика; Думать – обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку. Планировать свои действия - видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и возможности. Ключевыми компетенциями в характеристике познавательных способностей и исследовательских умений учащихся  являются  следующие умения, приобретаемые детьми в учебной деятельности: Искать – это значит, уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером. Сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности. Приниматься за дело – включаться в работу самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад, адекватно оценивать достигнутый результат. Адаптироваться - использовать новые подходы, нетрадиционные решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых заданий, уметь использовать ранее полученные знания в новых условиях, стойко противостоять трудностям. Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Создание для этого условий – важная задача на всех ступенях непрерывного образования.В своей практической деятельности по развитию познавательной активности у детей  решаются  следующие задачи: -способствовать общему развитию детей, обогащению их интеллектуально-творческого потенциала; -формировать самостоятельность и культуру мышления учащихся, развитие их исследовательских умений; -поступательное совершенствование личности ребенка, поиск поля успешности для каждого учащегося; -развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в команде. В.Б. Бондаревский, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн считают, что познавательный интерес выступает: как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение; как особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам. По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн), познавательный интерес – это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер. Познавательный интерес признается многими авторами одним из значимых факторов учебного процесса. Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения. И.Ф. Харламов видит познавательный интерес как «Эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер». Ю.К. Бабанский считает, что познавательный интерес выступает в основном как средство обучения. Н.Г. Морозова рассматривает интерес как "эмоционально-познавательное отношение к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности". В.А. Сластёниным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение. 2. Формирование  познавательного интереса младших школьников к окружающему миру через внедрение информационно – коммуникационных технологий. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но очень интересный и познавательный. Для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать занятия занимательными. Здесь на помощь и приходят информационно-коммуникационные технологии (компьютерное оборудование, программное обеспечение, драйверы, компакт-диски, электронные учебники, электронный дневник, телефонные сети, спутниковые технологии, мультимедийные средства, интернет, сканеры, принтеры, фото и видеокамеры). Использование ИКТ на уроках окружающего мира и на внеурочных занятиях позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. Для занятий по окружающий миру презентация в настоящее время - незаменимый элемент. Картинки окружающей природы, животные, растения, природные зоны, круговорот воды, цепи питания – всё можно отразить на слайдах. Презентации выполняются в программе MS Power Point. Наглядность ИКТ, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, инициативным, настойчивым и трудолюбивым. Активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности. «Скажи мне, и я забуду.  Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда.» - древняя мудрость. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. ИКТ в естествознании, позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом материальный подъем проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жесткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус младшего школьника в коллективе. 3. Организация внеурочной деятельности по окружающему миру в начальной школе. Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов их деятельности,  в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Внеурочная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием. Для организации внеурочной деятельности по любому предмету, в том числе и по окружающему миру, могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми. Самостоятельно составленные педагогами программы внеурочной деятельности должны быть представлены в письменном виде, приняты решением педагогического совета образовательного учреждения. В задачи курса входит: расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций, воспитание бережного отношения к  природе, формирование навыков экологически грамотного поведения. Сегодня важно помочь подрастающему поколению освоить новую систему ценности  в коммуникации с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию и экологическому образованию принадлежит заглавная роль. Целью  курса такой программы является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, к исследовательской работе, организация коллективной работы (творческие проекты, публичные выступления), формирование умения ориентироваться в большом количестве информации, самостоятельно находить нужную, анализировать её и обрабатывать. Например, программа «Секреты и диковинки окружающего мира» Наумовой Светланы Петровны, учителя начальных классов МБОУ Якшур-Бодьинской гимназии позволяет в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру.Программа строится на основе принципов:- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук (биологии, экологии, географии);взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся. Кружки с экологической направленностью позволяют закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли растений, об экологических особенностях, улучшить качество окружающей среды. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению, развивает познавательный интерес к предмету. Цель такого кружка – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога и понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, проектирование, эксперименты, КВНы и т.д. Некоторые из них могут существовать по отдельности или включать компоненты других. Например, в кружковых занятиях могут быть и экскурсии, и игры, и проекты и т. д. 3.1. Экскурсия. Экскурсии по окружающему миру бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы). На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дети знакомятся с природой во всем богатстве ее красок, звуков, запахов, форм. Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях. Наблюдение как важнейший метод познания природы маленькими детьми находит своё признание с давних времён. Ёщё в XVII веке по достоинству оценил наблюдения великий чешский педагог Я. Коменский: «…источником знаний о природе являются наблюдения. Начало познания должно всегда начинаться не с осязания, потому, что ничего не существует в познании, чего раньше не было в ощущениях, поэтому и ученье необходимо воспринимать несловесным объяснением вещей, а предметным наблюдением их». Наблюдение – относительно длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия. Оно усиливает познавательный интерес детей к окружающему миру. В самом деле, полученные в ходе наблюдений знания для ученика конкретны, убедительны. В начальной школе дети должны получить определённую систему знаний о живой и неживой природе. Поскольку основным методом изучения природы, являются непосредственные наблюдения её различных компонентов, то, во-первых, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано. Во-вторых, все наблюдения должны  быть доступны учащимся. В-третьих, наблюдения от класса к классу должны усложняться, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности.  В-четвёртых, объекты для наблюдений отбираются учителем в зависимости от природных условий, особенностей изменений в природе в текущем году, степени физической доступности объекта природы. Нужно только организовать деятельность детей во время экскурсии. Поэтому инструктаж о том, как нужно себя вести во время экскурсии, следует проводить заранее, в классном помещении: 1. Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь.2. Все движения должны быть по возможности бесшумны – необходимо слушать голоса леса.3. По первому знаку педагога все должны остановиться и замолчать. На остановках собираться вокруг педагога в два ряда широким полукольцом. Продолжать движение с разрешения руководителя.4. Разговоры недопустимы. Вопросы руководителю задавать вполголоса.5. Растения не следует собирать, лучше записать в блокнот их характерные признаки и зарисовать.6. Во время выполнения заданий группы расходятся на расстояние в пределах видимости или слышимости голоса педагога.7. Не следует ловить животных (насекомых, земноводных, пресмыкающихся).8. Не следует фотографировать птичьи гнезда во избежание раскрытия их для хищников. Тем более нельзя трогать яйца и гнезда.9. Без разрешения руководителя не следует собирать какие-либо объекты на память в качестве сувениров. Перед экскурсией подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы: - Не ломай ветви деревьев и кустарников.- Не повреждай кору деревьев.- Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.- Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повредить веток. И не вырывай их с корнем.- Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны в природе.- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков, они полезны.- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.- Не разоряй муравейник.- Не убивай лягушек, жаб, змей, они полезны.Не лови диких животных и не уноси их домой.- Не оставляйте надписей на природных объектах.- «Бережливым будь с водой и, как только воду взял, хорошенько кран закрой!». - Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы- родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьи гнезда.-Не бери собаку в лес и парк весной и в начале лета, когда размножаются животные. Собаки инстинктивно разоряют гнезда, пугают и уничтожают малышей.- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.- Не шуми в лесу, парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.- Не жги костры в лесу. - Еж пыхтит и морщится: «Что я вам уборщица? Лес никак не подмету. Соблюдайте чистоту!»- Не бросайте в водоемы мусор и разный хлам. Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, его краткой характеристики, особенностей в данный сезон года. Обращается внимание на своеобразие и красоту природного пейзажа, отдельных природных объектов. Используется произведения писателей и поэтов. Более интересными являются наблюдения за животными и растениями. Растения незаменимый природный барометр. Они ошибаются редко, поскольку им негде укрыться от непогоды, от дождя, похолодания и другого ненастья. Поэтому именно растения выработали различные приспособления, которые помогают им защитить самих себя. Например, перед ненастьем многие растения закрывают свои венчики – защищают тычинки и пестики от намокания, но перед ясной хорошей погодой почти все они раскрываются. Изменения в мире растений влекут за собой изменения и в мире животных. Наблюдения за животными также могут дать много любопытной и полезной информации о состоянии погоды, об ориентировании, о самых различных связях в природе. Птицы – практически единственная группа животных, встречающихся в достаточном количестве на протяжении всего года. Птицы – объекты крупные, поэтому хороши для рассматривания; это красивые, привлекательные живые существа, эмоционально обогащающие процесс познания природы. Наблюдая за пернатыми, надо обращать внимание на следующие элементы: размер птицы; особенности формы; окраску и размещение цветочных пятен на оперении; поведенческие особенности. В первую очередь обращают внимание на размеры птиц. При этом используют относительные размеры. Нам известна величина некоторых постоянно встречающихся птиц: воробьев, галок, ворон и т. д. Эти птицы могут служить своеобразными эталонами, «мерками» при определении размеров рассматриваемой птицы. Сравнивается любая птица с эталонной, так определяется ее сравнимый (относительный) размер. Например, синица, зяблик, трясогузка, жаворонок, ласточка сравнима с воробьем. Дрозд, иволга, свиристель – крупнее скворца. Сойка, сорока, рябчик – с галку или домашнего голубя. Наряду с размерами обращают внимание на особенности формы птицы. Облик многих птиц хорошо известен. Все видели на картинках в книгах, по телевидению утку, журавля или цаплю, хищную птицу, сову или голубя. Такие эталоны тоже хороши для первоначального определения. Например, зеленый дятел, малый пестрый дятел, вертишейка имеют облик дятла. Ястреб, сокол, орел имеют хорошо выраженный облик хищной птицы. Снегирь, синица, свиристель по облику ближе всего к воробью, у них «самая обычная птичья» форма. Определение облика – не самое трудное. Важно обнаружить в форме животного и нечто своеобразное. И школьник уже во втором классе прекрасно с этим справляется. Ему под силу обнаружить, например, длинный хвост у трясогузки, хохолок на голове свиристели или чибиса, вытянутую шею у летящих гусей, уток, журавлей. Надо обращать внимание детей не на все тонкости форм, а на наиболее заметные. Окраска птицы – третий компонент. Наблюдение за окраской птицы – процесс сложный. Он нередко субъективен. Каждый по-разному определяет цвет одной и той же птицы: утром, при освещении солнца оперение приобретает розовые оттенки, в яркий полдень многие цвета блекнут, повышается контрастность рассматриваемого объекта, под вечер оперение становится оранжево-золотистыми. При рассматривании против солнца все птицы выглядят темными силуэтами. Пасмурной осенью, зимой, в дождь и снегопад цвета кажутся однотонно серыми, невзрачными. К зиме перышки птиц истираются, загрязняются, тогда как после весенней линьки, к маю, перьевой наряд окрашивается в наиболее яркие тона. Поведение птиц специфично, неотделимы от вида и так же, как форма и окраска. Всем известна особенная «посадка» дятла на дереве. Поползень способен «ползать» вниз головой по стволам. Хищная птица парит с распростертыми крыльями. Клином летят гуси. С лета ныряют в воду грачки. Вылетает из кустарника с коротенькой песенкой и снова юркает в куст серая славка. При наблюдении необходимо обращать внимание на место обитания пернатых, так как оно тоже характерно для определенных видов птиц. После наблюдения очень полезно дать детям задание нарисовать ту или иную птицу по памяти (можно дома). По мнению В. С. Мухиной, рисование для ребенка – это своеобразная форма познания действительности. Рисуя предметы и наделяя их эталонными цветами, соответствующими в определенной мере реальным цветам предметов, ребенок учится классифицировать мир. Чаще всего на экскурсии всем учащимся даются одинаковые задания, но иногда класс разбивается на группы, и каждая группа получает особое задание. В ходе наблюдений дети приходят к каким-то своим выводам. Безусловно, в процессе работы появляются различные точки зрения, возникают противоречия. Эти коллизии помогают лучше понять материал, разрешить спорные вопросы. Школьникам не даются готовые знания, они их добывают сами, доказывают, отстаивают свою точку зрения, спорят. А в споре, как известно, рождается истина. Рассказы-задачи также  помогают воспитывать у детей  активную жизненную позицию, целостно-ориентировочное отношение к окружающему природному миру. Они позволяют дать детям правильные понятия «почему и как всё происходит в природе», как животные и растения «удовлетворяют свои потребности», решают те жизненные задачи, которые стоят у них на пути. Например: «Как муравей гусеницу нашёл» Сидит кузнечик, смотрит вниз – тени мелькают, а это не тени, а большие рыжие муравьи в муравейнике «копошатся». Видит невдалеке от муравейника гусеница лежит, и около неё муравей бегает. Потом он отправился к муравейнику и всех муравьёв, которые встречались на его пути, он усиками ощупывал. Понаблюдайте за муравьями, объясните эту ситуацию. Почему муравьи ощупывают друг друга усиками? Почему, найдя гусеницу, он побежал к муравейнику? Зачем муравью сообщать собратьям, где лежит гусеница? Как узнать собратьям, откуда муравей-разведчик бежит? (Муравей на бегу выделяет пахучую жидкость и таким образом метит свой путь. И все, кого он усиками ощупал, и кому про гусеницу рассказал, по его пахучим следам бегут и  находят гусеницу). По материалам проведённых наблюдений обязательно организуется беседа, в ходе которой  обобщаются результаты выполненной учащимися самостоятельной работы, раскрываются причинно-следственные связи в неживой и живой природе, и  выделяются те основные сведения, которые дети узнали на экскурсии. Свои впечатления об экскурсии дети передают в рисунках, поделках, сделанных из природных материалов, небольших сочинениях, творческих работах. Эта работа обобщается на КВН-ах, утренниках, праздниках. 3.2.Опыты, эксперименты. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий, призванных решать следующие задачи: формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности. Можно привести следующие примеры занимательных опытов: С водой и без воды. Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Оборудование: два одинаковых растения (бальзамин), вода. Ход опыта: Выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.)? Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисуете в течение одной недели. Делаем вывод:  Да, растения без воды жить не могут. Происходит ли фотосинтез в темноте? Цель: доказать, что фотосинтез в растениях происходит только на свету. Оборудование: комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь. Ход опыта: Загадка: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Проверим опытом: часть листа заклейте пластырем, растение поставьте к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимите. Вывод: без света фотосинтеза в растениях не происходит. Может ли растение дышать? Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений. Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. Ход опыта: Дышат ли растения, как доказать, что дышат? Вы знаете, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания как и у человека. Вот и начало опыта проведем сами на себе. Попробуйте сначала сами подышать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажьте вазелином. Теперь попробуйте подышать через эту трубочку. Да, вазелин не пропускает воздух. Выдвинем  гипотезу, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смажьте одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. Через неделю сделайте вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли. 3.3. Игра. Игра как способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний – наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребенок играет в воображаемых ситуациях, в то же время работа с образом, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления. В результате освоения игровой деятельности у ребенка постепенно формируется  интерес  к общественно-значимой учебной деятельности. Игры, которые используются в начальной школе, делятся на две большие группы – ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами). Для ролевых игр существенным является наличие роли, сюжета и игровых взаимоотношений, в которые вступают дети, исполняющие роли. В начальной школе этот вид игр в последние годы становится все более популярным, так как учитель начинает понимать их значения в развитии у младших школьников воображения, творчества, навыков общения. Дидактические игры – более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Они делятся на наглядные (игры с предметами) и словесные, в которых предметы не используются. Среди дидактических выделяются сюжетные игры, например «Магазин», «Почта», где в рамках заданного сюжета дети не только решают дидактическую задачу, но и выполняют ролевые действия. Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес младших школьников. Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников, развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него дидактическая игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.  Например, на уроках  «Окружающего мира»  дидактические  игры непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать. В дидактической игре участвуют все дети класса. Победителем чаще бывает не тот, кто больше всех знает, а тот, у кого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать на игровые ситуации. Дидактическая игра содержит три компонента: дидактическую цель, игровое правило, игровое действие. Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить. Игровое правило – это условие игры. Обычно они формулируются словами «если, то…». Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко. Игровое действие представляет собой основную «канаву» игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п. Таким образом, дидактическая игра, во-первых, выполняет обучающую задачу, которая вводится как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей. Во-вторых, предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаются правила игры. В-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде. Главным условием для проведения любых игр с правилами является наличие у школьников представлений, необходимых для соблюдения правил игры. Какой же вклад вносит дидактическая игра в развитии познавательного интереса? Игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов сенсорных, этических, практических и других, уточняет свои знания об окружающем мире, учится применять их в других ситуациях. Игру с учением может объединять один и тот же способ действия, например, классификация, сравнение, анализ и др. Игры с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дают положительный результат, развивают самоконтроль и самооценку. Таким образом, компоненты учебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами. Могут использоваться следующие игры. Игра «Найди главное». Предлагается список систем. Для каждой из них подобрано несколько подсистем, которые могли бы входить в их состав. Надо определить, какие две подсистемы обязательно являются частями данной системы, а без каких она вполне может существовать. Лес – охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото. Река – берег, рыбы, рыболов, тина, вода. Игра «Портрет». На листиках нарисованы элементы каких-либо объектов. Это могут быть части тела человека, животного, птицы, рыбы. Выбрав листик, дети называют, часть чего или кого изображена. Надо построить (дорисовать) на листке какой-либо реальный или фантастический образ. Затем можно изобразить свой объект мимикой или жестами. Игра «Загадывание желаний». Игра помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать самые заветные мечты, соизмеряя свои действия с окружающей природой. Можно предложить им представить: «Что было бы, если бы я был цветком? Если бы я стал птицей, я бы...?» Игра «Наоборот». Учитель называет обратную последовательность природных явлений. Например, вокруг стало мокро, сыро и пошел дождь. Солнце спряталось, и появились тучи. На небе появилась радуга, и засияло солнышко. Дети должны восстановить правильную последовательность событий. 3.4.Проект. Самостоятельная деятельность детей может выражаться в работе над проектом, что стимулирует познавательный интерес. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод». Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Проект – это «пять П». Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Суть метода проектов – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. Примером такой работы может быть проект «Почему снежинки разные», которым руководила Нина Кокарква, учитель МБОУ Вожегодской СОШ № 1. В группе работали три ученика. Цель: познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода к созданию творческого продукта в проектной деятельности; вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс; учить представлять свой труд в виде презентации; воспитывать интерес к исследовательской деятельности; развивать интерес к изучению окружающего мира. Тип проекта – исследовательский. Предмет исследования – снежинки. Предполагаемый продукт проекта – изучение условий образования снежинок, снежинки. Задачи: развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний; формирование навыков исследовательской деятельности, умения взаимодействовать с другими участниками проекта. Учебные материалы: учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. А.А. Плешаков), компьютер, проектор. Чтобы ответить на вопросы, ученики и руководитель составили план работы над проектом: 1. Убедиться в том, что все снежинки разные. 2. Найти информацию о том, как образуются снежинки. 3. Поставить опыт выращивания снежинок (кристаллов). 4. Научиться вырезать «правильные» снежинки. Дети работали с энциклопедиями, различными научными трактатами, с интернет ресурсами (статьи по теме «Как вырастить кристалл из соли»). Делали опыты по созданию кристаллов из соли, вырезали снежинки из бумаги. Сделали вывод, что снежинок одинаковых не бывает, так как они образуются при разных условиях окружающей среды. Формирование познавательного интереса школьников к окружающему миру представляет собой целенаправленный процесс, предусматривающий поиск путей и способов его организации через включение школьников в поисково-информационное, рефлексивно-корректировочное и творческое направления учебной деятельности, что способствует качественным изменениям внутриличностной сформированности данного интереса школьников. При создании условий для формирования познавательного интереса к окружающему миру, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его развитию у школьников действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса, креативных способностей личности, что ведет за собой качественный рост результатов обучения. Проведенное исследование не исчерпывает полностью данную многоаспектную проблему формирования познавательного интереса школьников и только открывает новые направления ее изучения.