Разработка интегрированного урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действии в соответствии с требованиями ФГОС Разработка урока биологии в 5 классе Тема урока: «Бактерии, их строение

Муниципальное автономное образовательное учреждение Основная общеобразовательная школа № 6 Камышловского городского округа


Разработка интегрированного урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действии в соответствии с требованиями ФГОС

Разработка урока биологии в 5 классе
Тема урока: «Бактерии, их строение и жизнедеятельность»


Подготовила и провела:
Учитель биологии Коровякова О.В.
2015-16 учебный год
Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Коровякова Ольга Владимировна

Город
Камышлов, Свердловской области

Место работы
МАОУ ООШ№6 КГО

Должность
Учитель биологии


Общая информация

Модуль
биология

УМК
В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения.
5 класс

Тема урока
Бактерии, их строение и жизнедеятельность

Тип урока
Урок открытия новых знаний

Цели:
формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.

Задачи:

В предметной области:
Посредствам раскрытие связи между особенностями организации бактерий и отличиями от организации других царств живой природы.
Развивать умения:
Делать обобщающие выводы;
Действовать самостоятельно;
Работать в оптимальном темпе;
Обогащать и усложнять словарный запас.

В сфере личностного развития:
В ходе урока формировать мировоззренческие понятия: познаваемость мира и природы;
Осуществлять нравственное воспитание (толерантность, эстетических норм поведения)
Мотивационное обеспечение урока:
Мотивировать у школьников положительное отношение к учению через:
А) создание ситуации успеха;
Б) Обеспечение психологического комфорта учащихся на уроке.

В области формирования УУД:
Познавательные - беспечивают общеучебный комплекс компетенций. Общеучебные компетенции включают в себя:
постановку познавательных целей;
определение методов информационного поиска;
структурирование знаний;
работа с источником информации;
создание алгоритма деятельности.
Регулятивные - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности;
Коммуникативные - подразумевают планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Опорные понятия:

Бактерии, прокариоты, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, ядерное вещество, сапротрофы, паразиты, гетеротрофы, спора.

Ведущая педагогическая идея:
Реализация системно деятельного подхода в преподавании биологии через проведение интегрированных уроков

Планируемые результаты:

знания
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
- разнообразие и распространение бактерий;
- роль бактерий в жизни человека;

умения
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- давать общую характеристику бактерий;
- характеризовать формы бактериальных клеток;
- отличать бактерии от других живых организмов;
- объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Средства обучения:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Мультимедийная презентация
Раздаточный материал для работы в парах и группах
Учебник В.В. Пасечника: Биология. Бактерии, грибы, растения.
Таблица: «Строение бактерий»
Картинки: фрукты, овощи
Микроскоп, колба, сено, спитовка, фильтр, воронка



Планируемые результаты урока:

Предметные
Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии.

Метапредметные
Познавательные УУД:
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другую.
Коммуникативные УУД:
Продолжить формирование умения самостоятельно работать с источниками биологической информации.
Регулятивные УУД:
Продолжить формировать умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самооценки и взаимооценки, самоконтроля.

Личностные
Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.




Педагогические приемы и методы, применяемые на уроке:
Приемы:
Постановка а ситуацию затруднения; отсроченная отгадка, практичность теории, сравнение.
Методы:
словесные: беседа, рассказ;
наглядные: работа с дидактическими материалами, просмотр видеофрагментов, просмотр презентации, таблица: «Строение прокариотической клетки»;
практические: выполнение опыта;
метод контроля: выполнение заданий с самопроверкой.


Литература и Интернет - ресурсы


Основная
Пасечник, В.В.
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 141, [3]с.

Дополнительная
Сухова, В.И. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147.
Чайкина, М.И. Бактерии //Биология. Первое сентября. / М.И. Чайкина - 2012. - №10. - C. 20-25.

Интернет - ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

















Технологическая карта урока с дидактической структурой у
Дидактическая структура
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы
Деятельность учащихся
Планируемые результаты


1.Мотивация к учебной деятельности
Создание благоприятного-эмоционального психологического фона урока.
Формирование у учащихся желания работать на уроке.







Приветствие

Организация внимания.
- Демонстрирует микропрепарат
 Задает вопросы:
- К какому царству относят данные организмы?
- Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?
- Какие особенности строения бактерий вы заметили?
- С помощью каких методов можно изучать данные организмы?
- Где обитают данные организмы?
- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?
- Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?
- Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?
- Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске. 




Организация рабочих места.

Приветствие.

Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.
 
 
 
 
 
 
 
Определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии.








Личностные УУД: эмоционально-личностная оценка.

Коммуникативные УУД:
создание речевого высказывания.

Регулятивные УУД:
самоанализ, синтез, самопроверка.

2. Актуализация знаний
Создание мотивации к самостоятельному выполнению учебного действия


































Выявление мета и причины затруднения.

Выявление и фиксацию учащимися места, где возникло затруднение; определение причин затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи.


Построение проекта выхода из затруднения.
Этап предполагает обдумывание учащимися в исследовательской форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации.

- Давайте узнаем тему нашего урока с помощью учителя математики. Ребятам раздаются дидактические карточки – выполнив данное математическое задание определите тему урока. (Приложение 1)
- Демонстрирует рисунки: томат и яблоко (томат свежий, яблоко испорченное)
Задает вопросы:
- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?
- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?
- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?
- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.
3. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.
- Я утверждаю, что полностью избавился от бактерий на данном яблоке. Так ли это?
- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?
- Где найти эти знания?
- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?
 Формулирует и записывает учебную задачу: “Как сохранить яблоко свежим?”.

2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке, и ответы фиксирует на доске в виде схемы:
 
 

- Какое имеют строение?
- Когда и как размножаются?
- Какие бактерии поселяются?
- Какую имеют форму?
- Приносят пользу или вред? и т.д.

3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.
Рассмотрите лежащие на столах листочки с изображением строения клеток растений и бактерий. (Приложение 2)
- Определите сходство и отличия в строении клеток.
- С чем это может быть связанно. (можно работать в паре)
- Выполните лабораторный опыт используя инструкцию описанную в инструктивной карте. Сделайте вывод о размножении бактерий.
Слово математику для подсчета поколений бактерий, за 3ое суток.
Если учесть что через каждый час одна бактерия удваивается, то получается рост количества бактерий по формуле
bn=b1q(n-1) q=2
b1 = 1
b2=b1qn=2
b3=b2q=b1q?=4
b4=b1q?=8
b5=b1q4=16
b24=b1q??
b48=b1q47
b72=b1q71
Это говорит об огромном количестве бактерий, которые образуются после деления в течении 3х суток 271 , поэтому мы и можем видеть колонию бактерий.
- Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) – формирует группы сменного состава по названию фрукта.
- Раздает текст (материал приложения 4).
- Раздает инструкции к групповой работе.

Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять.

 Выполняют математическое задание и формулируют тему урока.
Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.
 
 
 
 




Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.


Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют схему.
 
Высказывают предположения.




Отвечают на вопросы учителя.







Работают с раздаточным материалом.

Выполняют лабораторный опыт и делают вывод.

Выполняют расчеты в тетради.


















Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции. (Приложение


Познавательные УУД:
логический анализ объектов, установка причинно-следственных связей, самостоятельный поиск информации
 Регулятивные УУД: целеполагание, формулировка вывода
 
ЛичностныеУУД:
мотивация и интерес к уроку.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
 
 




















Личностные УУД:
смыслообразование, эмоционально личностная оценка.
















Познавательные УУД:
использование наглядного материала как источник информации.
Коммуникативные УУД:
посторенние высказываний.


Личностные УУД:
проявлять познавательный интерес к: изучению  размножения бактерий, учебным задачам и стремлению их выполнять.
Познавательные УУД:
структурировать знания.














Познавательные УУД:
Анализировать текст и рисунки, предложенные схемы.

5.Реализация построенного проекта.
Этап предполагает решение исходной задачи.
Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”.
Работают в тетрадях, несколько человек у доски, занимаются самопроверкой, устраняют ошибки.
Личностные УУД:
смыслообразование, эмоционально личностная оценка.
Познавательные УУД:
использование наглядного материала как источник информации.
Коммуникативные УУД:
посторенние высказываний.


5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач.
Выполнение контролирующих заданий (тестовые задания Приложение 5)
Выполнение контролирующих заданий, самопроверка.
Личностные УУД:
смыслообразование, эмоционально личностная оценка.
Познавательные УУД:
использование наглядного материала как источник информации.
Коммуникативные УУД:
посторенние высказываний.



Составьте синквейн по данной теме.
Например:
бактерии болезнетворные мельчайшие размножаются заражают вызывают инфекционные заболевания у животных и человека микробы

Составляют синквейн
Познавательная УУД:
применение теории.


7.Рефлексия учебной деятельности.
Этап предполагает оценивание учащимися в собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Что нового узнали на уроке?
Учитель предлагает учащимся оценить деятельность на уроке, используя технологию “Рефлексивная мишень”. Учащиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора “Моё настроение”, “Моя деятельность”, “Работа в группе”, “Деятельность учителя”, в которых отмечены параметры оценки. Каждый участник педагогического взаимодействия “стреляет” четыре раза в мишень, делая отметку маркером или стикером в зависимости от оценки действия. Мишень вывешивается и комментируется учителем 
Высказывают свои предположения и суждения.

Оценивают свою работу.


Записывают Д/З
Выставляют полученные оценки.

Личностные УУД:
Эмоционально-личностная оценка, смыслообразование.
Регулятивные УУД:
Самооценка
Познавательные УУД:
Поиск информации.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615




15