Профилактика пассивного и активного курения у учащихся Саккырырской СОШ


«Профилактика активного и пассивного курения у учащихся в Саккырырской СОШ им. Р. И. Шадрина»Выполнил: Сыроватский СлаваУченик 9 «б» класса Саккырырской СОШ им. Р. И. ШадринаРуководитель: Жиркова М. Г.учитель русского языка и литературы Актуальность исследования. В последнее время проблема курения в современном мире является одной из самых острых. Это самое массовое, к сожалению, увлечение нынешнего поколения учащихся. Самое печальное то, что «курят» не только те, кто держит сигарету во рту, но и те, кто находится рядом (пассивные курильщики). Общий возраст курильщика с 6 лет и выше. Курение – это проблема не только для одного человека, но и для окружающих его людей. Если рассмотреть проблему в масштабах страны, то курение несет опасность для здоровья нации, для экологии. Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе могут помочь многим ученикам обойти стороной эту форму зависимости. Цель работы: определение влияния активного и пассивного курения на организм подростка и организация их профилактики в школе.Задачи: Изучить и проанализировать литературу по затронутой проблеме.Выяснить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.Объект исследования: активное и пассивное курение подростков.Предмет исследования: влияние активного и пассивного курения на психологическое и физиологические развитие подростков.Методы, используемые для реализации поставленных задач:• Метод исследования (анкеты, опрос, наблюдение);• Аналитический метод;• Личностное общение: беседы и дискуссии. Гипотезы исследования: Если курение в юном возрасте крайне неблагоприятно отражается на общем развитии растущего организма, то необходимо создавать атмосферу нетерпимости к табакокурению с раннего детства в семье, в школе, в обществеНовизна исследования заключается в изучении данного вопроса в конкретном образовательном учреждении МБОУ «Саккырырская средняя общеобразовательная школа им. Р. И. Шадрина.Практическая значимость: создание рекомендаций по профилактике вредных привычек для названного образовательного учреждения. Влияние активного курения на организм• Большой вред наносится нервной и сердечно-сосудистой системе. Появляется одышка при физической нагрузке, «покалывает» сердце, может появиться малокровие;• На организм девушки курение действует гораздо сильнее: «вянет» кожа, быстрее сипнет голос. • Заболевание органов дыхания: дети чаще болеют ОРЗ, бронхитом, пневмонией;• Заметно возрастает количество аллергических заболеваний, так как снижается выносливость организма;• Замедляется рост, так как табачный дым влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость питательных веществ, необходимых для правильного развития всего организма, разрушает витамин С, необходимый для роста Влияние пассивного курения на организм Пассивное курение негативно влияет на развитие неокрепшего организма детей. Дети из семей, где имеются один или несколько курящих взрослых, чаще других подвержены респираторным, аллергическим заболеваниям, развитию астмы, бронхита и бронхопневмонии, снижен иммунитет, наблюдаются нарушения развития дыхательных органов, ослаблено общее состояние здоровья, а вследствие гипоксии и действия никотина ухудшаются умственные способности, а, следовательно, успеваемость. Таким образом, люди, которые часто вдыхают табачный дым, и подвергаются пассивному курению, подвержены более высокому риску сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний легких по сравнению с людьми, которые не подвергаются подобному воздействию. Вдыхаемая доза различных ингредиентов табачногодыма при активном и пассивном куренииСоставные частиВдыхаемая доза, мг (1 сигарета)Активный курильщик Пассивный курильщик Угарный газ18,49,2Оксид азота0,30,2Альдегиды0,80,2Цианид0,20,005Акролеин0,10,001Твердые и жидкие вещества 25,32,3Никотин 2,10,04Приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют о том, что пассивный курильщик, находясь в помещении с активными курильщиками в течение одного часа, вдыхает такую дозу некоторых газообразных составных частей табачного дыма, которая равносильна выкуриванию половины сигареты. Однако доза вдыхаемых твердых частичек, в том числе смолы, несколько меньше и соответствует выкуриванию 0,1 части сигареты. Данные социального опроса «Активное курение»Общее количество курящих в Саккырырской СОШ им. Р.И.Шадрина Выводы: Чувствуют себя самостоятельнее и смелее, особенно если их пагубное пристрастие не замечают родители;Они считают, что курящий обладает большим авторитетом, а тот, кто не курит, - слабак. Они начинают курить, чтобы стать «своими» в определенной компании;Пример родителей. Близкие люди наносят серьезный ущерб организму своего ребенка;«Красиво смотрится» Данные социального опроса «Пассивное курение»1. На вопрос: «Влияет ли пассивное курение на здоровье некурящих людей?», мы получили следующий ответ: «Да» - ответили 78%;«Нет» - ответили 22%. 2. На вопрос: «Курит ли кто-то в вашей семье?» «Да» - ответили 70%;«Нет» - ответили 30%. 3. На вопрос: «Где чаще приходится сталкиваться с табачным дымом», мы получили следующие ответы: Дома - 61%;На улице – 6 %;В школе-10%;В общественных местах - 23%. Роль общеобразовательного учреждения при профилактике активного и пассивного курения подростков Для начала профилактики важно знать, почему подростки начинают злоупотреблять вредными привычками. Учёные выделяют следующие причины, которые связаны с психологией подростка:Кризис взросления. Ребёнок начинает чувствовать себя взрослым.Кризис идентичности. Он проявляется в чувстве неполноценности и тоскливом настроении.Кризис авторитетов. Проявляется он в стремлении понять и принять мир взрослых, а не слепо подчиняться ему. Данный кризис проявляется в протесте против семьи и школы. Основные направления профилактики курения в общеобразовательной школе и на его территории: Профилактика курения, начиная с детского возраста; Проведение широких мероприятий пропаганды против курения с привлечением СМИ;Разработка программ поощрения некурящих для воздержания их от начала курения;Запрет свободного курения в общественных местах для снижения пассивного курения некурящих; Психологическая поддержка и помощь всем, кто решил для себя бросить курить, чтобы они вновь не закурили. Заключение В ходе данной работы выяснены причины, толкающие подростков на злоупотребление вредными привычками, проанализирован вред активного и пассивного курения на организм подростка, а также методы профилактических работ по устранению активных курильщиков и пропаганде здорового образа жизни в Саккырырской средней общеобразовательной школе.