урок по русскому языку в 3 классе на тему Частица НЕ с глаголами


План-конспект урока в 3 классе УМК «Школа России»
1.Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Частица не с глаголами».
2.Задачи:
обучающие:
познакомить учащихся с правописанием частицы не с глаголами и глаголами- исключениями;
научить обучающихся правильно писать не с глаголами;
- познакомить с наиболее распространёнными ошибками в написании данной орфограммы.
развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать материал; формировать орфографическую зоркость, умение работать в паре (выслушивать мнение товарищей, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
воспитательные:
воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям, любовь к родному языку и бережное отношение к книге.
3.Тип урока: урок изучения нового материала.
4.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
5.Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран.
6. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
11
2
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Организационный момент
Словарный диктант
Повторение о глаголе
Актуализация знаний
Актуализация материала.
Работа с учебником
Глаголы-исключения.
ФизминуткаЗакрепление
Итог
Рефлексия
-Долгожданный был звонок, Начинаем наш урок. Сегодня у нас необычный урок. У нас гости. Чтобы урок прошел успешно, какими вы должны быть?
- Я желаю вам удачи. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
-Открыли тетради. Положите их правильно. Записали число.
-Я буду говорить высказывания, а вы запишите слово. Что это или кто?
-Что мы записали?
-На какое правило?
- Где мы можем посмотреть эти слова?
-Что мы знаем о глаголе?
- Мы с каждым уроком будем больше узнавать о глаголе!
-Посмотрите на 1 слайд. Прочитайте пословицы.
Ложь человека красит. Откладывай доброе дело на завтра. Новых друзей наживай, а старых забывай. Друг в беде бросит. -Вам они нравятся? -Почему данные пословицы звучат бессмысленно? -Что нужно добавить? (Нужно добавить слово НЕ). -Это маленькое слово НЕ называется частицей.
называется частицей. -Перед какой частью речи стоит НЕ? (перед глаголом). 
-Какая тема нашего урока
-Найдите значение слова «частица».
Служебные части речи ничего не обозначают, не являются членами предложения. К ним нельзя поставить вопрос. 

- Какие словари мы еще знаем?
-Открыли учебники.Упр.223.
-Прочитайте задание. О ком стихотворение?
- Какая орфограмма в выделенном слове?
-Выписываем глаголы с частицей не.(Проверяем соседа. Ставим на полях оценку.) - Кроме орфограммы, что еще нужно сделать в этом упр.?
- Давайте вспомним алгоритм разбора по составу.
-Сели правильно, как ученики. Давайте сделаем вывод. Стр 124.
-Обратите внимание автор «не» выделяет жирным шрифтом.
-Запишите под диктовку слова.
-Как вы написали не?В русском языке есть глаголы, которые пишутся слитно с частицей НЕ – эти глаголы называются исключением, и их нужно запомнить. Прочитайте эти глаголы. (слайд ) недомогать, ненавидеть, негодовать, недоумевать. невзлюбить Давайте объясним их смысл. Негодовать – возмущаться, быть недовольным Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение Недомогать – испытывать болезненное состояние Нездоровится – болеть, хворать .-Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица не пишется слитно с глаголами? На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах. 
_ исправьте у себя в тетради ошибки и запомните эти глаголы.
Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот Не качайтесь, не кружитесь, Не тянитесь, не шагайте, Не приседайте, не моргайте, Не шепчите, и не спите. А теперь все просыпайтесь И за дело принимайтесь. 
Упр. В учебнике226.Найдите глаголы с не.
-Почему автор придумал эти просьбы?
- Выпишите и подчеркните не
.
- откройте печатные тетради
Стр.74 упр.169.(дома)
-Игра на компьютере «Помоги проехать зайцу и собери пословицы»
В начале урока мы ставили цель. Мы достигли своей цели?
-Что повторили?
- Скажите ваше мнение о уроке?
-Дом задание.
-Как вы думаете, вам легко будет дома выполнять задание?


-Дети улыбаются
Словарные слова
В орфографическом словаре
-Дети говорят и выходят по цепочке к доске.
-Частица Не с глаголами.(хором)
-Дети работают с толковым словарем.  Служебное
 слово, служащее для усиления, ограничения. смысла соседних слов или целых предложений, напр. бы, ли, то, -ка (грам.). 
-о друзьях.
В слове товарища
Ща. Это словарное слово.
Подножка- по составу.
-Окончание, основа слова, корень, суффикс, приставка.
Дети читают хором вывод.
-Негодовать, недоумевать, ненавидеть, недомогать.
Раздельно
Без НЕ эти глаголы не употребляются. Здесь НЕ находится в составе корня. 
- С книгой нужно обращаться хорошо!
-частица не с глаголами пишется раздельно. 2 мин
6 мин
2 мин
5 мин
5 мин
5мин
3 мин
6 мин
6 мин.
10 мин