Презентация виды перспективы в изобразительном искусстве


Виды перспективы в изобразительном искусстве Выполнила: ученица 9 классаЯковлева ЛюдмилаРуководитель: Пронская А.В.учитель искусства и технологии Что такое перспективаПерспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь, проникать взором) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.Другими словами, перспектива ‑ это:1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.2. Способ изображения объёмных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. Воздушная перспективаВоздушная перспектива - Воздух, окружающий нас, является не полностью прозрачной средой. Поэтому чем дальше от нас находятся предметы (и чем большая толща воздуха нас от них отделяет), тем менее ясно мы их видим. Их очертания становятся менее четкими, цвета менее яркими. M. Hobbema. The Avenue at Middelharnis. 1689. Картина - это окно в мир, она создана по законам воздушной и линейной перспективы. Для передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости картины были подмечены и разработаны приемы тональной и воздушной перспективы:- четкость и яркость очертаний предметов по мере удаления от нас теряется,- также уменьшается насыщенность цветов, которые разбеливаются,- контрасты светотени в глубине картины смягчаются,- дальние планы кажутся нам более светлыми, чем фигуры и предметы на среднем и переднем планах, причем этот переход должен быть плавным, постепенным. Тональная перспективаТональная перспектива рассматривает видимое зрителем освещение предметов в отношении силы света и тени, цвета и изменяемости окраски, в зависимости от расстояния данных предметов от зрителя. Задача состоит в том, чтобы в шахматном порядке, чередуя светлые и темные клетки, показать, как с использованием воздушной перспективы, светлые клетки станут темнее вдали с каждым рядом, а темные станут светлее. Ближний край каждого следующего ряда должен начинаться с того же тона, на котором закончился дальний край предыдущего ряда. В последнем ряду клетки должны быть почти одного тона, но те, что должны быть темными, все равно штрихуйте немного темнее. Одноточечная перспективаВзгляд направлен вверх Предметы направлены на зрителя Взгляд направлен вверх Предметы окружают зрителя с боков Когда взгляд художника направлен в главную и единственную точку схода, такая перспектива называется одноточечной. Такой перспективой пользуются, когда хотят обратить внимание зрителя на точку, где сходятся прямые. Ещё этот приём как бы затягивает зрителя внутрь картины. В рисунке с одноточечной перспективой кажется, что предметы нацелены на зрителя либо находятся по бокам от зрителя и уходят вдаль. Прямая линейная перспективаОна рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана). Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.С учётом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картин (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома).В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения, в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх. Обратная линейная перспективаЭто вид перспективы, применявшийся, к примеру, в византийской и древнерусской живописи, когда предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Созданное изображение при этом имеет несколько горизонтов, точек зрения и другие особенности.При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишённой материальной конкретности форме.Обратная перспектива имеет строгое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию. Панорамная перспективаЭто изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу»,  то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя. При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами. Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва». Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой. В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов, а также при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам. АксонометрияАксонометрия (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.Аксонометрия, как и обратная перспектива, долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика находящихся близко небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.Аксонометрия делится на три вида:1. Изометрия (измерение по всем трём координатным осям одинаковое);2. Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);3. Триметрия (измерение по всем трём осям различное). Сферическая перспективаСферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схождения в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом. Перцептивная перспективаАкадемик Б.В. Раушенбах изучал, как человек воспринимает глубину наблюдаемого объекта в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки наблюдения и постоянством формы предмета в подсознании. Он пришёл к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе. Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной.