Спецкурс Готовимся к итоговому сочинению 10 класс

СПЕЦКУРС «Готовимся к итоговому сочинению»
Пояснительная записка

Подготовка к итоговому аттестационному сочинению занимает важное место в системе образования. Она сопутствует анализу художественного текста на уроках, его пониманию и личностной интерпретации во время творческой деятельности учащихся.
Программа данного элективного курса рассчитана на учащихся 10 класса и может быть рекомендована для классов базового уровня.

Цели курса:
Помочь учащимся обобщить знания по литературе;
Совершенствовать умения работать с текстом художественных произведений, а также с критической литературой;
Совершенствовать умения использовать теоретико-литературные понятия и термины при анализе произведений.
Программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю в 10 классе).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны:
-Понимать закономерности историко-литературного процесса;
-Знать основные этапы творческого пути крупнейших писателей, своеобразие их стиля, метода, принадлежность к определенному литературному направлению;
-Уметь определять роль произведения в литературной жизни, понимать историческое и общечеловеческое значение произведений;
-Знать тексты программных произведений, а также литературно-критические статьи, посвященные им;
-Уметь оперировать при анализе литературоведческими терминами, создавать собственный текст, выражать мысли литературным языком, продумывать композиционное построение письменной работы и отбор фактического материала в соответствии с конкретными темами и жанровыми особенностями сочинения.
Содержание программы

Сочинение как текст, основные признаки текста, общие требования к сочинению, сбалансирование частей работы;
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению: отбор фактического материала, составление плана;
Теоретико-литературные понятия в формулировках тем сочинений;
Классификация сочинений. Разнообразие жанров: рецензия, эссе, очерк, сочинение-характеристика. Зависимость построения сочинения от его темы и жанра;
Выбор темы сочинения. Подбор эпиграфа. Способы цитирования. Виды сочинения-рассуждения (доказательство, опровержение);
Работа над вступительной частью сочинения, разнообразные виды вступлений (аналитические, проблемные, лирические). Соответствие заключения предыдущим структурным частям сочинения;
Характеристика героя литературного произведения. Введение в работу понятий образ, персонаж, лирический герой, повествователь, автор-рассказчик, их отличие. Особенности сравнительной характеристики литературных героев одного произведения или произведений разных авторов. Алгоритм построения сочинения-сравнения;
Анализ эпизода, схема анализа эпизода, работа над эпизодом при анализе произведений;
Анализ лирического текста, схема анализа, использование литературоведческих понятий в работах подобного типа. Художественные средства выразительности языка и их роль в лирическом тексте;
Принципы редактирования работ, классификация речевых и грамматических ошибок, анализ конечного текста.


Учебно-тематический план

№ п/п
Тема
Кол-во часов
Способы деятельности учащихся

1
Сочинение как текст. Основные признаки текста
1
Составление тезисного плана лекции учителя, заполнение опорной таблицы

2
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению
2
Отбор фактического материала к конкретным темам сочинений, работа со справочной литературой


3
Теоретико-литературные понятия
2
Составление опорных конспектов по использованию литературоведческих терминов, анализ тем сочинений, в которых они встречаются, составление развернутых тезисных планов сочинений

4
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
2
Запись лекций учителя

5
Своеобразие жанров сочинений
4
Создание плана сочинения любого жанра под руководством учителя, подбор фактического материала

6
Структура сочинения
2
Практикум, подбор эпиграфа, написание вступлений, заключений, элементов основной части

7
Сочинение-характеристика
4
Запись плана характеристики литературного героя, таблица по сравнению двух образов одного писателя или разных писателей

8
Сочинение-рассуждение
4
Практикум, разработка сочинения, составление плана, выдвижение тезиса, аргументов, подбор фактического материала

9
Анализ эпизода в школьном сочинении
4
Определение круга произведений 19 века со значимыми для понимания смысла произведения эпизодами, устный и письменный анализ эпизодов по плану

10
Анализ лирического текста
4
Практическое занятие по восприятию, истолкованию и оценке поэтических текстов, поиск художественных средств, определение их роли

11
Сочинение на свободную тему, принципы их построения
2
Составление тезисных планов сочинений, определение круга произведений, соответствующих теме

12
Редактирование готовых текстов
2
Анализ ошибок, литературная правка сочинений, рецензирование

13
Защита учащимися сочинений различных жанров
1
Устные выступления учащихся


Литература для учителя

1.Грекова Е. Алгоритм сочинения. Пособие для абитуриентов и школьников. – МГ. Звонница. 1995
2.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение. 1997
3.Скоркина. Н.М. Анализ лирического произведения в старших классах (восприятие, истолкование, оценка). – Волгоград. 2002
4.Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы. – М.: Дрофа. 2002
5.Приложение «Литература» к газете «Первое сентября» № 10, 15 2000, №10 2001, № 8 2002


Заголовок 1 Заголовок 215