Программа ФПК ИНОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(повышения квалификации)
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Глазов 2016
Программа дополнительного профессионального образования разработана на основе действующих документов по дополнительному профессиональному образованию и нормативно-правовых документов по управлению образовательной организацией в современных организационно-экономических условиях хозяйствования на основе: знания современных концепций и моделей управления образованием; умения осуществления программ менеджмента и самоменеджмента; владения компетенциями в акмеологическом, нормативно–правовом, аксиологическом и антропологическом аспектах управления образованием.
Устав Федерального Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г .Короленко».
Организация-разработчик: ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко»
Разработчики:
Тутолмин А.В., д.п.н., доц., професор;
Наговицын Р.С., д.п.н., доц., декан фак-та ПиХОШишмаков М.Б., директор СЮТ г. Глазова
Правообладатель программы:
ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко»
Паспорт программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Календарный учебный график
(указать сроки реализации образовательной программы на каждую группу слушателей)
№ Шифр группы
Сроки реализации программы Фамилия И.О. преподавателей, реализующих программу
1. А Март 2016 Тутолмин А.В.
2. Б Апрель 2016 Шишмаков М.Б.
3. В Май 2016 Наговицын Р.С.
Актуальность программы
В условиях социально–экономических реформ, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием современного научно–технологического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынках труда и образовательных услуг, нововведения в учебных заведениях становятся жизненно важным элементом их деятельности, необходимым условием успеха в обучении и подготовке кадров.
Выдвигаясь в число решающих факторов эффективности учебного процесса, образовательные нововведения требуют специального изучения, действенной организации и управления, в связи с чем возникает настоятельная необходимость фундаментальной инновационной подготовки менеджеров образования, преподавателей и других специалистов – разработчиков многообразных образовательных нововведений. При этом встает задача синтеза научно–учебного материала, накопленного в рамках дисциплины «Инновационный менеджмент» (ориентированной сегодня главным образом на производственную сферу экономики) и научно–учебной информации по дисциплине «Менеджмент в образовании».
Использование ряда достижений управления производственно–технологическими инновациями в сфере управления образовательными новшествами важно потому, что в условиях развития рынка и инновационной экономики современные общеобразовательные учреждения и вузы в определенной степени приобретают черты своеобразных предприятий (организаций) по подготовке и выпуску творчески мыслящей молодежи, способной адаптироваться и трудиться в динамично изменяющемся мире, в обществе знаний. В то же время традиционные формы и методы управления обновленческой, в т.ч. учебно–методической работой, сложившиеся в учебных заведениях, становятся недостаточными для профессионального руководства современными, весьма сложными и все более дорогостоящими новациями в образовании.
Все это требует учета и в деятельности федерально–региональных органов образования по разработке и реализации современной образовательной политики.
Категория обучающихся
Руководители организаций общего среднего, высшего и дополнительного образования и их структурных подразделений; Настоящая программа предназначена для повышения квалификации руководящих работников образовательных организаций
Цель реализации программы
Целью реализации дополнительной профессиональной образовательной программы является получение новых компетенций:
В области педагогической деятельности:
- способностью применять современные методики и технологии организации и управления образовательного процесса в различных образовательных учреждениях (СК-1);
- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (СК-2);
- способностью формировать творчески развивающую образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (СК-3);
в области управленческой деятельности:
- готовностью изучать состояние и потенциал системы управления образованием (СК-9);
- готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию образовательного процесса с использованием инновационных технологий менеджмента (СК-10);
- готовностью организовывать командную работу (корпоративный менеджмент) для решения задач развития образовательного процесса (СК-11);
в области инновационной проектной деятельности:
- готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, программ воспитания и самовоспитания (СК-12);
- способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (СК-13);
Требования к обучающимся
Требования к уровню образования
Высшее профессиональное образование.
Требования к опыту работы
Стаж административной работы в образовательных организациях не менее 6 месяцев.
Объем в часах (для слушателей) – 72 часа
Форма обучения: без отрыва от работы, с использованием дистанционных образовательных технологий
Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы слушатель:
1. Пояснительная записка
1.1. Цель и задачи изучения дисциплины:
Цель – формирование целостного представления у студентов о творческой деятельности младших школьников, становление их креативной компетенции, развитие творчески значимых личностных качеств.
Задачи: 1. Обеспечить подготовку студентов к профессионально-творческой деятельности с младшими школьниками. 2. Дать студентам систематизированные знания в области теории и практики креативного саморазвития. 3. Обучить основам методики формирования у младших школьников креативного поведения и творческой деятельности.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП.
1.2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Дисциплина «Теоретические основы творческой школьников деятельности» входит в вариативную часть модуля 3.4.11.
Объем дисциплины 5 зачетных единицы, 180 часа, из которых 90 часов аудиторной нагрузки, 90 часов – самостоятельной работы студентов.
Вид учебной работы по семестрамЗачетные единицы⃰ Часы
Общая трудоемкость5180
Семестр 8
Трудоемкость 5180
Аудиторные занятия (всего)272
В том числе:
Лекции-28
Лабораторные работы
Практические занятия 26
КСР18
Другие виды аудиторной работы
Самостоятельная работа (всего)272
В том числе:
Работа с учебниками, методическими материалами и ЦОР14
Словарь научных терминов14
Составление наглядно-графических материалов14
Разработка проекта 14
Защита проекта16
Вид промежуточной аттестации -экзамен36
1.2.2. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП
Наименование обеспечиваемых дисциплинИндекс по учебному плануСеместрРаздел дисциплины
(модуль/раздел/тема тематического плана)
12345678910
Педагогика3.1.3-4++++++++
Психология3.2.3-4+++
1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения данной дисциплины выпускник должен овладеть следующими компетенциями.
Компетенции выпускника в дисциплине, требования к уровню их освоения.
Индекс Содержание компетенцииТребования к уровням освоения
Знает УмеетВладеет
ОК-2Способность самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности •основные положения и концепции в области социально-педагогического творчества в процессе профессионализации;
•применять полученные знания в области профессионально-творческой компетентности в собственной профессиональной и научно-исследовательской деятельности;
•опытом осмысления многообразия инновационных технологий профессионально-творческой подготовки магистранта;
ОК-3Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества
•современное состояние и перспективы применения инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе и социальной адаптации;
вступать в диалог и сотрудничество; применять нормы педагогических отношений и профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса; обосновывать профессионально-педагогические действия в соответствие с моральными нормами и основами нравственного поведения; анализировать профессионально педагогические ситуации•методами и способами усвоения необходимой суммы знаний по основным проблемам становления профессионально-творческой компетентности;
ПК-6
Готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе
•историко-педагогические и социокультурные основы развития инновационных технологий в образовании и социализации личности;•проводить под научным руководством локальные исследования особенностей межкультурного взаимодействия и социальной адаптации с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;
•опытом публичного выступления по разделам курса;
ПК-8Способность понимать высокую социальную значимость педагогической профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики•особенности внедрения проективной модели оптимального функционирования системы профессионально-творческой подготовки магистранта в учебный процесс и технологии анализа педагогических результатов.
•участвовать в научных дискуссиях, выступать с научными сообщениями и докладами по заявленной в дисциплине тематике.
•системой научных знаний об общих глубинных сущностных характеристиках социально-педагогического творчества и его развитии для практического применения в организации учебно-воспитательной, внеучебной, досуговой, жизнедеятельности.
СК-2
Способен выдвигать перспективные задачи обучения и воспитания
Знать: структуру и содержание действующих стандартов школьного образования, учебных программ, учебников и учебных пособий; теоретические основы; цели и задачи преподаваемого предмета, с учетом современного этапа образования; теоретические основы методики преподавания учебных дисциплин в современной школе
Уметь: формировать ключевые компетенции на основе мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности на уроках и внеурочное время; моделировать педагогическую деятельность, осуществляя рефлексию, целеполагание, диагностику;
Владеть: навыками проектирования, конструирования и прогнозирования педагогического процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и школьников
2. Содержание дисциплины по разделам (модулям )
Модуль ТВОРЧЕСТВО И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Раздел 1. Творчество
Содержание раздела. Природа творчества. Психологические основы творчества.
Раздел 2. Творческая деятельность.
Содержание раздела. Творческое мышление и творческие задачи. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Основные виды творческой деятельности
Раздел 3. Креативность
Содержание раздела. Креативность как личностная способность к творчеству. Креативность и творческая фантазия. Творческая компетенция
Модуль 2. ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 4. Методы творческой деятельности
Содержание раздела. Метод проб и ошибок. Анализ научной литературы. Компьютерное моделирование. Методы активизации мышления
Раздел 5. Технологии творческой деятельности
Содержание раздела. Технологии конструирования и проектирования. Технология исследования. Технология научных открытий. Технология прогнозирования.
Раздел 6. Программа развития творческой деятельности младших школьников
Содержание раздела. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. УРОКИ ТВОРЧЕСТВА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
3. Методические рекомендации для преподавателя
А) Рекомендации по тематическому планированию:
•Методически целесообразно изучение основ творческой деятельности после изучения методологических основ педагогики и психологии.
•Целесообразно планировать изучение дисциплины в следующей последовательности: теоретический материал закрепляется в процессе анализа конкретных примерах педагогического поиска на практических занятиях. Навыки исследовательского дела отрабатываются на практических и закрепляются в самостоятельной работе студентов. «Контроль самостоятельной работы студентов» (КСР) целесообразно отнести на конец семестра.
Б) Рекомендации методологического характера. Преподавание дисциплины должно опираться на:
•положения системно-синергетического подхода в образовании (Ю.П. Сокольников, Н.М. Таланчук);
В) Методические рекомендации:
•рекомендации по формам организации занятий: целесообразно использовать следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, лабораторные занятия, КСР и самостоятельная работа студентов;
•рекомендации по использованию образовательных технологий: целесообразно использовать следующие образовательные технологии (информационные технологии, работа в команде, проблемное обучение, контекстное обучение, актуализация собственного опыта, междисциплинарное обучение);
•рекомендации по использованию интерактивных форм организации учебного процесса: необходимо использовать интерактивные формы организации учебного процесса (индивидуальное обучение игре на инструменте, вокальному пению, работа в малых группах, пение в хоре и ансамбле, круглый стол);
•рекомендации по использованию в учебном процессе мультимедийного материала: целесообразно использовать в учебном процессе мультимедийный материал: (мультимедиа презентации, учебные фильмы, аудиовизуальный материал).
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
•личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
•природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
•свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
•сотрудничества и ответственности;
•сознательного усвоения учащимися учебного материала;
•систематичности, последовательности и наглядности обучения.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учеников.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную исследовательскую работу обучающихся. В программе отводится индивидуальной работе приоритетное место. Групповая работа позволяет ориентировать учеников на создание так называемых «творческих» пар или подгрупп с учетом их возраста и опыта исследовательской деятельности.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное исследование, защита исследования.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
•вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
•текущий, проводимый в ходе в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность исследовательских операций;
•итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
4. Общие методические рекомендации для студентов
Требования к студентам на занятиях.
Освоение содержания дисциплины студентами обеспечено использованием аудиторных форм проведения занятий (лекции, практические, семинарские), самостоятельной работы студентов, а также путем систематического оценивания результатов обучения: практические занятия, КСР, контрольные работы. Теоретический материал по дисциплине дается на занятиях (электронная версия лекций включена в УМК. Самостоятельная исследовательская работа студентов должна осуществляться систематически (еженедельно). В нее входит: закрепление теоретического материала по лекциям, изучение рекомендованной литературы (основной и дополнительной), обязательное прослушивание заданных к каждому практическому занятию музыкальных произведений с последующим их анализом по нотному тексту, подбор примеров из произведений школьного репертуара.
Контрольные мероприятия. Предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости через систематическое оценивание результатов выполнения еженедельных заданий, контрольный тест по теоретическому материалу рубежный контроль по практической части в форме письменных контрольных работ; промежуточный контроль в форме зачета в 4 семестре.
Критерии оценки результатов освоения дисциплины. В оценке результатов освоения дисциплины студентом используется балльно-рейтинговая система в соответствии с требованиями к уровню освоения содержания дисциплины (см. раздел 1.3).
5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
•Аудиторные занятия по дисциплине проводятся в аудитории (№30).
•Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудитории (№30).
•Аудитории оборудованы аудио-видео техникой, телевизором.
•На аудиторных занятиях и в самостоятельной подготовке студентов используются аудио-видео, мультимедийные материалы (см. приложение 7.9. Рабочей программы).

7. Учебно-методическое обеспечение раздела
а) основная литература:
1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1996.
2.Балашов М.М., Лукъянова М.И. Личностно-ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность. – Ульяновск, 1999.
3.Балашов М.М., Лукъянова М.И. Формирование готовности учителя к работе в системе развивающего обучения в условиях образовательного учреждения. – Томск, 2001.
4.Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч.1-2, - М.: Воронеж, 1996.
5.Бонэ Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. – Минск, 1997.
6.Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. – М., 1995.
7.Гезеев В.В., Лизинский В.М. Учитель в зеркале психологии. – М., 1993.
8.Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. – М., 1995.
9.Гриндер М., Лойд Л. НЛП в педагогике. – М., 2001.
10.Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. – М., 1998.
11.Громкова М.П.Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2003.
12.Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М., 2004.
13.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., 2001.
14.Доровской А.И., Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М., 1998.
15.Ерофеева Н.Ю. Настольная книга руководителя. – Ижевск, 1997.
16.Злобин В.Л., Зусман А.В.Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. – Кишинев, 1988.
17.Илюшечкин В.И. Увлекательная педагогика. – Краснодар, 1992.
18.Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1991.
19.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1989.
20.Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Пенза, 1994.
21.Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов. – Ростов-на-Дону, 1995.
22.Левитан К.М. Основы педагогической деантологии: Учеб. пособие для высш. Школ. – М., 1994.
23.Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. – М.: Воронеж, 2001.
24.Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум. – М., 1995.
25.Лукъянова М.И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств учителя: тесты и рекомендации по их использованию: Пособие для шк. Психологов. – Ульяновкс, 1995.
26.Лукъянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования: Метод. рек. для учителей и шк. психологов. – Ульяновск, 1998.
27.Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. – М., 1993.
28.Маслова Н.В. Ноосферное образование. – М., 2002.
29.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). – М., 1994.
30.Митина М.Л. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998.
31.Мотков О.И. Психология самопознания личности: Изучение особенностей личности, творческого потенциала и процессов внимания, памяти и мышления детей и взрослых: практ. пособие. – М., 1993.
Дополнительная литература:
32.Омельяненко В.Л. Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов педагогических институтов и учителей. – М., 1996.
33.Орлов А.В., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум. – М., 2004.
34.Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зязюна. – М., 1989.
35.Педтехника: спецпрактикум /Сост. А.Е.Шуркова, Л.И.Маленкова. – М., 1987
36.Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
37.Петрусинский В.В. Игры – обучение, тренинг, досуг. – М., 1995.
38.Праткическая психология для преподавателей /Коллектив авт. под рук. акад. М.К.Тутушкиной. – М., 1997.
39.Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе: Метод. Разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М., 1995.
40.Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (Психолого-технические упражнения и коррекционные программы). – М., 1992.
41.Сартан Г.Н. Психотренинг по общению для учителей и старшеклассников. – М., 1993.
42.Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – СПб, 2004.
43.Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. – М., 2003.
44.Ситарова В.А. Ненасильственное взаимодействие педагога с детьми. – М., 1998.
45.Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2002.
46.Сластенин В.П., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.
47.Сотников А.П. Аксеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнология. – М., 1996.
48.Тутолмин А.В. Педагогическая проницательность в труде учителя. – Глазов, 2001.
49.Тутолмин А.В. Профессионально-творческая компетентность педагога начального образования: методологические аспекты [Текст]: монография / А.В. Тутолмин. – М.: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, 2006. – 112 с.
50. Тутолмин А.В. Становление профессионально-творческой компетентности педагога начального образования национальной школы: теория и практика [Текст]: монография / А.В. Тутолмин. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. – 112 с.
51.Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога: методика и анализ эксперимента [Текст]: монография / А.В. Тутолмин. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, 2006. – 252 с.
52.Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. – М., 1992.
53.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М., 1996.