Статья на тему Стандарты нового поколения


Стандарты нового поколения
Сегодня в системе образования мы можем наблюдать много изменений: содержание образования, технология преподавания. Меняется школа, а за ней и сам учитель. Какая она – школа XXI века? В первую очередь, мы говорим об обновлении образовательных стандартов, являющихся одним из ключевых направлений реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа». С 2011-2012 учебного года все первоклассники страны перешли на новые стандарты. С сентября 2012 года новые стандарты в пилотном режиме реализуются уже в среднем звене. Утверждены стандарты в старшей школе.
Отличительной особенностью нового ФГОС начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.
Современный урок татарского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Например, на уроке чистописания.
На доске написаны заглавные буквы: К Ң В Б Д Ә.
Учитель:
- Что вы можете сказать об этих буквах?
Дети:
- Здесь написаны только заглавные буквы.
- Здесь буквы согласных звуков и одна буква гласного звука ә.
Учитель:
- Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке.
Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.
Учитель:
- Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными.
- Расскажите: какие буквы не получились, что в них не получилось?
Дети рассматривают написание букв и рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя (регулятивные УУД).
Учитель:
- Как вы думаете, ребята, пригодятся ли заглавные буквы нам с вами сегодня на уроке?
Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД).
На этапе изучения нового материала учащиеся сталкиваются с проблемой, которую могут решить лишь частично или не могут решить вовсе. Здесь снова включаются их способности. Они ищут ответы, способы решения, объединяются для этого в группы (проявляя тем самым здоровую конкуренцию).Выполняя упражнения или отвечая у доски (на этапе первичного закрепления),  ребята оценивают как самих себя, так и ответы одноклассников, причем, делают это достаточно объективно и самокритично. То есть снова происходит развитие познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных УУД. Ну а самым любим этапом  урока является рефлексия.  Ученики  наперебой  подводят итоги, делятся  тем, чему научились, что узнали, выставляют отметки. 
Литература:
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.