Конспект по познавательному развитию Область : формирование элементарных математических представлений К нам приехал цирк зверей 4-5 лет


Тип непосредственно образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений. Итоговое.
Тема: «К нам приехал цирк зверей».
Цель: Выявить знания и умения детей по разделу: «Формирования элементарных математических представлений».
Интеграция образовательной области: «Социально-коммуникативное» (учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений, умениям здороваться, прощаться). «Познавательное развитие» (окружающий мир, формирование элементарных математических представлений). «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе). «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) «Физическое развитие» (физическая культура).
Формы организации детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закрепить умения считать до 5, на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов.
Обогащать понятия величины «узкий – широкий», «высокий – низкий» и пространственных отношений «справа – слева».Закрепить сенсорные эталоны: форма, цвет, величина; выделение предмета из группы предметов.
Уточнить знания детей о геометрических фигурах и формах (треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, круг).
Развивающие задачи:
Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, умение отвечать на вопросы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любознательность, стремление узнать что-то новое.
Словарная работа: обогащение словарного запаса детей словами «цирк», «акробат», «жонглировать», «узкий – широкий», «высокий – низкий», «справа – слева»; словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами (собачка, обезьянка, ослик, медвежонок – медвежата).Предварительная работа:
Чтение стихотворений и рассказов о цирке.
Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением цирковых актеров, цирковых номеров.
Рисование и аппликация на тему «Цирк» с использованием геометрических фигур.
Дидактические математические игры «Сосчитай и раскрась», «Найди пару», «Волшебный мешочек».
Индивидуальная работа: при задавании шуточных вопросов активизировать малоактивных детей, поддерживать их инициативу с помощью обращения к ним с вопросами, советами, рекомендациями, поощрениями.
Оборудование:
Куклы Клоун, собачка Бобик и Медведь Миша; обезьянка, ослик и еще 2 медведя.
Плоскостной макет дорог и домиков один большой, другой – маленький; дорожки: узкая, широкая.
Аудиозапись цирковых фанфар.
Раздаточный материал:
Двухполосные карточки и по 5 картинок собачек и медвежат.
Картина с медведем-жонглером.
5 елочек разной величины (для дидактической игры «Посадим елочки в ряд»).
Счетные палочки
Смайлики с улыбающимися и огорченными рожицами (у каждого ребенка их по 2 штуки – улыбка и огорчения – для выбора в конце НОД).
Методы и приемы:
Игровые – сюрпризный момент (куклы), дидактические игры.
Словесные – вопросно-ответный метод, чтение стихотворений.
Наглядные – рассматривание математического материала, картинки.
Практические – решение задач математического содержания.Ход непосредственно образовательной деятельности
1.Организационный момент: Дети входят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Скажите мне, какое время года сейчас? (Весна). Посмотрите в окошко и определите, какое сейчас время суток? (Утро). Ребята, сегодня к нам пришли необычные гости (показывает куклы Клоун, собачка Бобик и медведя). Поздоровайтесь с ними. Вы знаете, кто это?
Дети: здороваются. Это артисты из цирка.
Воспитатель: Правильно. Это цирковые артисты, которые сегодня приглашают нас на цирковое представление.
Держит в руках собачку Бобика и медведя.
Воспитатель: Справа от меня кто? А слева?
Ответы детей.
Клоун: Ребята, мы заблудились и не можем попасть в цирк. Помогите нам, пожалуйста.
Дидактическая игра «Пройти по дорожкам»
Показывает на плоскостной макет дорог и домиков один большой, другой – маленький; дорожки: узкая, широкая.
Воспитатель: По какой дорожке и к какому домику должна пойти собачка Бобик?
Дети: по узкой дорожке к маленькому домику, потому что собачка маленькая.
Воспитатель: а Медведь Миша по какой?
Дети: по широкой дорожке к большому домику, потому что медведь большой (больше собачки).
Клоун: Спасибо, ребята. Вот мы и добрались до цирка. Сегодня в цирке необычное представление. Но чтобы попасть в цирк, надо выполнить задания. Я, Бобик и Мишка будем давать вам задания.
Воспитатель: Вы готовы?
Дети: Да.
2. Основной этап.
Дети рассаживаются на стульчики за столы.
Звучит аудиозапись цирковых фанфар.
1 задание.
Клоун: Я прочитаю вам стихотворение С. Маршака про цирк. Внимательно слушайте и считайте, сколько зверей в нашем цирке начинают представление.
Пред вами - вы знаете что?
Игрушечный цирк шапито.
Сейчас обезьянка
Забьет в барабан,
И выйдет новый артист.
Наш ослик - совсем как живой –
Умеет кивать головой.
Скажи ему: "Здравствуй,
Приятель ушастый!" –
А он и кивнет головой.
Вот два акробата-медведя,
По имени Миша и Федя.
Увидим сейчас,
Как пустятся в пляс
Мохнатые Миша и Федя.
По ходу чтения стихотворения воспитатель садит игрушки на стол.
Клоун: Сколько зверей в цирке начинают представление? Назовите их.
Дети:. 4 (обезьянка, ослик и 2 медведя – Миша и Федя).
Клоун: Как вы узнали? (сосчитали).
2 задание. Работа на двухполосной карточке.
Воспитатель: В цирке выступают собачки и медвежата.
- Выложите на верхней полоске 5 собачек.
- Выложите на нижней полоске 4 медвежонка.
- Что можно сказать о количестве собачек и медвежат?
Дети: собачек больше, чем медвежат.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы их стало поровну?
Дети: нужно добавить еще 1 медведя.
Воспитатель: Добавьте 1 медведя. Что теперь можно сказать о количестве собачек и медвежат?
Дети: собачек и медвежат стало поровну.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо умеете считать.
3 задание. Шары и мячи.
Медведь Миша:
Читает стихотворение:
Взгляните в цирке Дурова
На медвежонка бурого.
Он косолап и мешковат,
Но превосходный акробат.
Он жонглирует мячами и воздушными шарами.
Воспитатель: Вот картинка его выступления.
- Сколько шариков у медведя?
-Сколько мячей у девочки?
Выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Чем похожи мячи и шары?
Дети: они круглой формы, это шары.
Воспитатель: А какие еще фигуры вы знаете?
Дети: Треугольник, квадрат, прямоугольник.
Физкультминутка «Цирк»
Раз, два, три, четыре — 
Буду всех сильнее в мире, Руки в стороны и с силой к плечам.
Буду в цирке выступать
Бегемота поднимать. Руки вверх и к плечам.
Воспитатель: Перед вами выступит медведь с барабаном. Он известный математик.
- Сколько раз медведь ударит в барабан – сделайте столько же хлопков.
Медведь бьёт в барабан 2 раза, потом 3 раза. Дети считают на слух, хлопают.
4 задание.
Воспитатель: Мы попали в лес густой. Какие деревья растут в этом лесу? А какие, ещё знаете?
- Посмотрите на эти ёлочки. (на доске 5 разных по величине ёлочек).
- Сколько их? (5).
- А что вы скажете про ёлочки? Посмотрите на них внимательно.
Дети: высокие, низкие.
- Покажите самую высокую, самую низкую.
- Как вы узнали? (наложением).
Дидактическая игра «Посадим елочки в ряд»
- Расположите ёлочки от самой большой до самой маленькой. (Самая высокая, поменьше, ещё меньше, маленькая, самая маленькая).5 задание. Отгадай загадки.
Воспитатель: В цирке используют предметы разной формы. Отгадайте загадки.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
- Ну, пожалуй, и довольно!
- Что ты видишь? -… .(треугольник)
- Выложите из счетных палочек треугольник. Сколько вам понадобиться палочек?
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня … (квадрат).
- Сколько возьмем палочек, чтобы выложить квадрат? выложите его.
- Сколько сторон у квадрата?
- Сколько у него углов?
- Чем квадрат отличается от прямоугольника?
- Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиям. Давайте похлопаем себе и нашим игрушкам-артистам.
3. Заключительный этап
Воспитатель: Ребята, наши гости интересуются, вам было интересно в цирке? Раздает каждому ребенку по 2 смайлика. Посмотрите на смайлики, которые я вам раздала. Если вам понравилось в цирке, то поднимите улыбающийся смайлик, а если не очень – грустный смайлик.
Воспитатель спрашивает отдельных детей, которые подняли улыбающийся смайлик: Что особенно понравилось? Что особенно запомнилось?
Если есть дети, которые подняли огорченный смайлик, то воспитатель обращается к ним с вопросом: Что тебя огорчило? Что не понравилось?
Воспитатель: Главное, что вы все очень хорошо умеете считать. Это очень понравилось нашим гостям. Давайте скажем им «До свиданье!»