Формирование коммуникативных УУД в обучении английскому языку средствами театральной деятельности (I уровень обучения)








«Формирование коммуникативных УУД в обучении английскому языку средствами театральной деятельности (I уровень обучения)»











Выполнила
Данилова Светлана Владимировна
учитель английского языка,
МБОУ гимназия №4 г.о. Самара

С введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно, начинать формировать коммуникативные учебные действия у младших школьников следует, развивая связную речь детей. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и диалогическими формами нормами изучаемого языка – это те задачи, которые необходимо решить в процессе работы с младшими школьниками.
Иностранный язык сегодня становится в большой мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиян за рубежом, позволяет разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения в школе. В обновлении общего школьного образования особое внимание уделяется начальной школе, задачи которой не могут быть успешно осуществлены без иноязычного образования. Но несмотря на большой вклад ученых в разработку проблем обучения младших школьников иностранным языкам и накопленный опыт работы учителей иностранного языка в начальной школе, результативность современного иноязычного образования признается недостаточной, и причин, снижающих его качественные показатели, много.
Изменения, связанные с пассивным потреблением информации, с дефицитом любви и внимания в семье с работающими родителями, и характеризующими маленького ученика первого десятилетия XXI века, приводят к усилению различий в развитии младших школьников, к многочисленным неудачам при освоении иностранного языка и к потере интереса к процессу его освоения уже до перехода на среднюю ступень. Факт потери интереса младших школьников, к сожалению, не всеми признаваемый, является явлением ненормальным, заставляет задуматься о его причинах и искать возможные пути решения этой проблемы.
В этой связи возникает первое противоречие: спрос на знание иностранного языка в мире растет, но мотивация детей к его изучению падает. Все хотят общаться на иностранном языке, но никто не хочет его учить. Это противоречие обусловливает актуальность выбранной мной темы – только развив коммуникативные УУД, можно говорить об успешности обучению иностранному языку.
Я обратилась к театральной деятельности, поскольку общение в этих условиях является максимально приближенным к общению в языковой среде. Но современное образование нацелено не только на обучение человека общению, но и на успешную сдачу ЕГЭ. Из этого исходит второе противоречие – как подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ, развив при этом его ключевые компетентности, коммуникативные и творческие способности? Расставить приоритеты становится трудно и образование часто решает только одну из представленных задач.
Эффективность и результативность раннего школьного иноязычного образования во многом зависит от того, как построен начальный этап освоения нового языка. Дети младшего школьного возраста хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе увлекательного взаимодействия ребят друг с другом создаются условия непроизвольного усвоения материала. Освоение нового происходит в атмосфере творчества и дружеской партнерской обстановки. Это способствует раскрытию творческих способностей личности ребенка, развивает коммуникативные способности и обогащает его опыт, способствуя формированию потребностно-мотивационной и ценностно-ориентационной сфер личности. Необходимость решения нестандартных задач, как в процессе учебы, так и в будущей профессиональной деятельности учащихся требует развития самостоятельного мышления, оперативности, целеустремленности, инициативности и креативности в решении проблем. Решению всех этих вопросов в значительной степени способствует театральная деятельность на английском языке.
Но возникает третье противоречие – на изучение иностранного языка отводится определенное количество часов. Это же количество часов запланировано в УМК. Возможно использовать элементы театральной деятельности на уроках и отражать это в рабочей программе, но незначительное количество учебного времени, посвященного театральной деятельности, не будет эффективным для обучения. Данную проблему может решить разработка системы упражнений с элементами театральной деятельности или разработка внеурочного курса занятий по английскому языку.
Во время обучения иностранному языку происходит обучение различным типам речи на основе лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, углубление страноведческих знаний, подготовка к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся. Главная цель при обучении иностранным языкам – формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений. Театральная деятельность – самая точная модель общения, так как она подражает действительности в главных, существенных чертах, и в ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое поведение партнеров. Таким образом, театр можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Он создает условия для естественного учебного процесса, где язык используется в реальном действии. С этой точки зрения театральная деятельность повышает эффективность обучения и помогает сохранить интерес к изучаемому языку.
Элементы театральной деятельности широко используются в учебном процессе в виде инсценировок и театрализованных игр. Такие приемы, как этюды, пантомима и т.д. эффективны при обучении любому предмету, но особенно высока их ценность при усвоении иностранного языка. Театральные постановки на иностранном языке – одно из направлений вне учебной деятельности, основная задача которой – повышение интереса, мотивации, активизация желания изучать иностранный язык. Театральная деятельность способствует решению этой задачи, дети знакомятся с литературными произведениями английского языка, реализуют себя в речи на иностранном языке, эмоциональная атмосфера театра создает положительную мотивацию. В процессе театральной деятельности совершенствуются интонационные, грамматические и лексические навыки, использование и отработка речевых фраз и клише в различных ситуациях; умение аудирования.
Участие учителя в этом процессе дает возможность управлять процессом изнутри, а не просто инструктировать учащихся. Это прием, который напрямую способствует полноценному восприятию художественной литературы, развитию «литературного» воссоздающего воображения, т.к. предполагает проникновение в мотивы поступков героев, смысл, вкладываемый автором в произведение.
Отечественная методика использования элементов театральной педагогики базируется на системе К.С. Станиславского. Постановка младшего школьника в предложенные роли на иностранном языке активизирует его эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Основная задача театральной педагогики состоит в том, чтобы не превращать школьника в артиста, а использовать средства театрально-исполнительского искусства в целях образования и развития, формирования всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности.
Театрализованная деятельность с применением драматизации представляет собой своеобразный синтез ролевой игры и театрального искусства, где каждая конкретная форма приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Их соотношение зависит от вида театрализованной деятельности, образовательной, развивающей, воспитательной цели и особенностей руководства ею.
В применении драматизации сказок на уроках иностранного языка у младших школьников коммуникативная направленность обучения перестаёт быть обычной декларацией, а становится одним из принципов образовательного процесса. Драматизация понимается как технология обучения и воспитания, направленная на развитие коммуникативности младшего школьника средствами художественных произведений. В основе драматизации сказки лежит «метод физических действий» К.С. Станиславского.
Театр близок и понятен детям. Это объясняется двумя причинами. По мнению Л.С. Выготского, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно связывает его творчество с личными переживаниями. Драматическая форма изживания впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно и независимо от желаний взрослого. Любую мысль ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Другой причиной близости драматической формы детям является связь театрализации с игрой – ребята с огромным удовольствием играют в театральных постановках.
Для предложений по разрешению противоречий и решению основных задач я обратилась к национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Изменение школьной инфраструктуры, переход на новые образовательные стандарты, организация досуга школьников, расширение самостоятельности школ – все это позволит в полной мере реализовать потребности современного общества в гармонично развитых людях, использующих знание иностранного языка не как самостоятельную профессию, а как инструмент в своей профессии.
На современном этапе одной из приоритетных задач, стоящих перед школой, является повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Один из способов решения этой проблемы – создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, которая  расширяет и углубляет полученные учеником знания и превращает его в активного и творческого участника процесса.
Одним из наиболее интересных видов внеклассной работы является театрализованная деятельность. Это объясняется тем, что она основана на действии, совершаемом самим ребенком.  Младший школьник уже  имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, обладает способностью к мыслительным операциям, расположен к познанию нового, эмоционально отзывчив.  Все это является предпосылкой для дальнейшего развития способностей учащегося.
В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной деятельности. Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л. Трусова использует как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация»; большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими».
Театрализованная деятельность в начальной школе позволяет решать многие педагогические задачи.  Как  на родном, так и на английском языках она имеет огромные потенциальные возможности для социализации младшего школьника. В процессе подготовки и проведения театральных постановок создаются благоприятные условия для развития чувства партнерства, школьники учатся взаимодействовать позитивно.  Коллективный характер театрализованной деятельности помогает ребенку сотрудничать и координировать свои действия,  что играет большую роль не только для укрепления всего коллектива, но   и влияет на формирование нравственных качеств каждого ребенка в отдельности и корректирует его  личностное развитие.
Театрализованные постановки, в том числе и на иностранном языке, развивают творческие способности школьников, которые хотят  участвовать в коммуникации на английском языке. В процессе организации подобной  совместной деятельности детей учащиеся ищут выразительные средства для создания образа, побуждаются к импровизации. В свою очередь творческая активность формирует яркие, положительные эмоции. Ребенок познает радость от успеха общего дела и своего собственного вклада в конечный результат. Театрализованная деятельность эмоционально раскрепощает его, снимает зажатость, помогает преодолевать чувство неуверенности в себе и своих возможностях.
Приобщая детей к  духовным ценностям, театрализованная деятельность также является источником интеллектуального и художественно-эстетического воспитания младших школьников.
Таким образом, театрализованная деятельность как распространенный вид детского творчества в начальной  школе является эффективным фактором воспитания и развития личности младшего школьника. При этом необходимо  учитывать его особенности, которые способствуют качественным изменениям познавательных процессов и влияют не только на социально-художественное развитие ребенка,  но и способствуют более высокой эффективности овладения рядом учебных предметов, в том числе и иностранным языком.
Театральные постановки в том или ином виде являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. На начальном этапе изучения иностранного языка дети часто испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднение в языковом самовыражении. Языковой барьер может стать серьезным препятствием для успешного овладения предметом. Вовлечение младшего школьника во внеурочную театрализованную деятельность на английском языке является эффективным средством решения данной проблемы. В общем творческом процессе английский язык становится не просто  предметом изучения, а необходимым средством для выражения мыслей, чувств, эмоций героя.
Еще одной трудностью, с которой может столкнуться учитель английского языка в начальной школе, выступает поиск путей развития устойчивой мотивации к изучению предмета у школьников. В самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Но как только начинается процесс овладения иностранным языком, многие, столкнувшись с трудностями,  разочаровываются. Для повышения положительной мотивации к изучению языка и культуры другой страны учитель также использует театрализованную деятельность. 
Переход от игровой деятельности к учебной повышает  познавательные интересы младших школьников, которые  нередко выходят за пределы учебной программы по иностранному языку и обделяются вниманием вследствие нехватки времени на уроке. В этом случае умело организованное детское творчество приобретает большую педагогическую значимость. Оно служит действенным средством в расширении и углублении знаний по предмету, в том числе получении страноведческой информации.
Театрализованная деятельность на английском языке позволяет создать речевую среду для совершенствования речевых навыков и умений учащихся и формирует коммуникативную компетенцию в совокупности всех ее составляющих. Вызывая потребность в общении на иностранном языке, участие в театрализованной деятельности активизирует и расширяет лексический запас учащегося, закрепляет грамматические конструкции, формирует правильное, четкое произношение, совершенствует коммуникативные умения подготовленной и неподготовленной монологической и диалогической речи. Немаловажным является и то, что совместная работа над постановкой на иностранном языке развивает у участников умение слушать партнера, аудировать  речь говорящего. При работе над театральной постановкой можно также уделить внимание качеству выразительности речи и нужной интонации, так как на уроках не всегда это удается отработать до нужного уровня.
Таким образом, театрализованная деятельность на английском языке расширяет рамки учебной деятельности по иностранному языку и помогает младшим школьникам овладевать иноязычной коммуникативной деятельностью.
При планировании и осуществлении данного вида внеклассной работы по иностранному  языку  учитель должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса. При создании театрализованной игры необходимо учитывать требования государственного стандарта преподавания английского языка к языковому (фонетическому, лексическому, грамматическому) и речевому (культуроведческому) материалу. 
Сюжетами театральных постановок в первую очередь служат хорошо известные сказки («Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка»  и др.). Они дают учителю большой простор в выборе диалогов героев и использовании фраз ежедневного обихода (знакомство, приветствие, прощание, просьба, сожаление, удивление и т.д.) Также можно использовать мотивы мультфильмов, киножурнал «Ералаш», отрывки из  литературных произведений для детей («Винни-Пух», «Незнайка на Луне», «Двенадцать месяцев» и др.).
Содержание театрализованной деятельности может быть значительно расширено за счет постановки спектаклей по собственному замыслу педагога. Написание сценария не вызовет трудностей у творчески мыслящего учителя, который адекватно оценивает соответствующие языковые знания и навыки  своих учеников. Набор реплик героев, стихи, рифмовки, песенки, используемые в сценариях, можно взять из учебного курса, а также из дополнительной литературы. Выигрышным видом театрализованной игры могут стать различные воображаемые путешествия. Например, после изучения темы «Animals» дети «отправляются» в зоопарк; после знакомства и отработки лексико-грамматического материала по теме «Мeals» они «идут» в известный ресторан; тема «Jobs» позволяет в одном сюжете «посетить» сразу несколько мест – больницу (a doctor), школу, (a teacher), офис (a secretary), то есть выбор места, куда «путешествуют» дети, зависит от их уровня владения коммуникативными умениями, их интереса и креативности учителя, который учитывает различные условия при создании сценария театрализованной игры. 
Очень благодатной темой для создания сценария могут стать постановки, посвященные праздникам («Christmas», «Halloween», «Thanksgiving Day», «Easter»).  Знакомство с иноязычным фольклором стимулирует интерес школьников к изучаемому предмету, а также к обычаям и традициям страны изучаемого языка. Кроме того, такие спектакли имеют воспитательное значение, так как прививают  чувство уважения и толерантности к иноязычной культуре. Немаловажным является то, что на просмотр таких своеобразных «отчетов» по владению языковым материалом можно пригласить родителей учащихся, (по возможности, даже привлечь их к участию в спектакле),  что вызовет неподдельную радость и удовольствие детей от совместного творчества.
Таким образом, театрализованная деятельность на иностранном языке способствует социальному, эмоциональному, интеллектуальному и лингвистическому становлению личности ученика. Театрализация позволяет учителю наиболее полно осуществлять личностно-ориентированный подход, при котором каждый ученик может развиваться в соответствии со своими способностями. Использование детского творчества также мотивирует учителя на то, чтобы максимально считаться с интересами и потребностями младших школьников, а также более тщательно продумывать пути эффективного обучения учащихся. Со стороны учащихся применение театральной деятельности формирует коммуникативные УУД, поскольку ребенок оказывается в смоделированной ситуации вербального и невербального общения.





















Список литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2010.
3.Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.
4. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204
7. Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11.
8. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33.

9. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005.
10. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000.
11. Ляэнеметс У.Л. - О применении языковых знаний вне урока. - ИЯШ. 1988, № 6.
12. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1991.
13. Трусова В.Р., Бегунов В.К. Школьный театр на английском языке: Методическое пособие. М.: Просвещение, 1993.
14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2003.









13PAGE 15


13PAGE 14115






13PAGE 15


13PAGE 141315











15