Конспект НОД по обучении грамоте в подготовительной логопедической группе Тема. Дифференциация звуков ц — с


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»
Конспект НОД по обучении грамоте в подготовительной логопедической группе
Тема. Дифференциация звуков ц — с Учитель- логопед
Замахайлова
Римма Ильсуровна
г. Урай 2016г
Тема. Дифференциация звуков ц — сЦель :Закрепить навыки различения и произношения звуков [ц] — [с] в слогах, словах и фразах; учить подбирать родственные слова, выполнять звукослоговой анализ слов; работать над предложением; составления новых слов из заданного слова; развивать фонематический слух, память, внимание и логическое мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова со звуком [ц] или [с]. (ответы детей)
Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (О звуках ц — с).
II. Основная часть
1. Артикуляция звуков.
При произнесении звука [ц] язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов.
При произнесении звука [с] язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, воздушная струя направлена на кончик языка, язык спокоен.
2. Установление сходства и различия между [ц] и [с].
3. Характеристика звуков.
Воспроизведение слоговых рядов:
ас—ас—ац ац—ац—ас ус—ус—уц
ца—ца—са уц—уц—ус со—со—цо
4. Игровое упражнение «Аплодисменты».
Хлопните в ладоши один раз, если услышат в слове звук ц, и хлопните два раза, если услышат звук с.
Словарный материал: граница, сабля, седло, куница, стена, цена, сила, сосна, цапля, цирк, самовар, колесо, ножницы, пятница, рукавица, соболь, снегирь,5. Ребята вспомните дни недели , в названиях каких дней недели встречаются звуки [с], [с'], [ц] (среда, пятница, суббота, воскресенье).
6. Игровое упражнение «Доскажи словечко».
На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его ...(скворец).
Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери.
И вдруг — вспорхнули яблоки,
Ведь это ...(снегири).
Не спеша огонь тут ходит,
Землю он кругом обходит.
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это ...(солнце).
III Физкультминутка.
7. Дидактическая игра «Что кому».
(Логопед выставляет картинки, в названиях которых есть звуки [ц]—[с]:огурец, яйцо, ножницы, цветы, цифры, блюдце, циркуль, кисточка, краски).
Помогите мне разложить картинки(логопед произносит начало фразы, а дети ее заканчивают).
Портнихе для работы нужны — ... .
Повару— ....
Математику — ....
Продавцу — ....
Художнику — ....
8. Подбор родственных слов. Игра «Семейка слов»
Цвет —цветы цветник самоцветы. цветной, разноцветный и т.д.
Свет —светло, светить, просвет светлый, светлячок
9. Звукослоговой анализ слов:
Цирк, сыр
10. Составление предложений по опорным словам и схемам к предложению.
овца, синица, курица, яйцо. Птенцы пылесос, сети, сапки
3 Дидактическое упражнение «Из букв слова лиственница составьте новые слова» (лес, сила, лист, цена, стена. Лена. вес. Слива, вина цвет, наст,).V. Подведение итога занятия.