Урок по развитию речи Обучающее изложение Рысь


Урок по развитию речи.
Урок русского языка для учащихся 3 класса
Тема урока: подробное обучающее изложение научно-познавательного характера по коллективно составленному плану «Рысь»
1.Оборудование урока.
Иллюстрации диких кошек (рысь, тигр, леопард, гепард, снежный барс и другие).
Книги И.И. Акимушкина «Это все кошки», энциклопедия для детей «Биология»
2 листа с текстом (у детей и у учителя):
Художественный текст И. Соколова-Микитова «Рысь»
Научно-познавательная статья о рыси.
План на карточках (на доске)
Опорные слова и слова для орфографической подготовки на карточках.
Иллюстрации рыси, зайца, тетерева, куропатки, фазана.
«Словарь русского языка» С.И. Ожегов
Орфографические словари у детей.
План урока
Организационный момент.
Подготовительная работа.
Совсем недавно мы завершили работу над проектом о друзьях наших меньших, о замечательных пушистых и гладкошерстных созданиях – кошках. Домашние кошки все в общем похожи друг на друга, хотя люди и вывели разные породы. Но очень похожи домашние кошки и на своих диких родственников: на полосатого тигра, царственного льва, коварную рысь, пятнистого леопарда, красивого и более добродушного по нраву, чем остальные кошачьи родственники, снежного барса, да и многих других… Они и относятся к одному семейству – кошачьих.
- Посмотрите на доску. Кого из представителей данного семейства вы узнали? Покажите.
- Подробно узнать о каждом вы можете из книги Игоря Ивановича Акимушкина «Это все кошки». Даже в энциклопедии для детей «Биология» раздел «Хищники. Кошачьи» создан на основе материалов, собранных И. И. Акимушкиным.
Более подробно мы сегодня познакомимся с одним из представителей этого знаменитого семейства.
Отгадайте загадку:
Огромная кошка сидит за ветвями,
Глаза голубые, а уши с кистями.
Но это не кошка! Смотри берегись:
Идет на охоту коварная….( рысь)
- Как вы догадались ? Объясните, используя изображение зверя.
3. Ознакомление с текстом. Проверка первичного восприятия текста.
Постановка учебной задачи (совместно).
_ Прочитайте текст про себя, вслух (показ художественного текста)
Рысь
Вечером после охоты вышла осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зубах тетерева-косача.
Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие темные ели. Легко и неслышно идет под ними чуткая рысь.
Слышит рысь, как падают с деревьев, кружась в воздухе, сухие листья, как свистят в лесной чаще рябчик и попискивают шустрые синички. Всё видит, всё слышит рысь.
И лето, и осень скитаются по лесу, ищут добычи рыси. То поймают неосторожного зайчишку-беляка, то схватят белку или подкрадутся к тетереву, на ходу проглотят лесную мышь.
Трудно увидеть осторожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь. Умеет она забираться на высокие густые деревья.
- Что узнали о рыси из рассказа? ( осторожная, чуткая, все слышит; на кого охотится, как передвигается по лесу, хорошо лазает по деревьям, её трудно увидеть).
_Прочитайте второй текст ( научно-познавательный).
Рысь
Рысь – крупная и опасная лесная кошка. У рыси короткое тело, прямые длинные ноги, маленький хвост, пятнистая шкура. На ушах у кошки- кисточки, на щеках – бакенбарды.
Рысь ловко лазает по деревьям. У неё хорошо развит слух. Лесная кошка прекрасно видит в темноте. Она может бесшумно подкрадываться и часами сидеть в засаде. Зайцы, тетерева и куропатки- любимая добыча рысей.
Рыси легко приручаются. Некоторые охотники обучают их ловить зайцев. Голубей, фазанов. Рыси легко приручаются. Некоторые охотники обучают их ловить зайцев, голубей, фазанов.
- Нам нужно сравнить два текста. Что значит сравнить? (найти общее и различие)
-Чем похожи? ( даются сведения о рыси)
Чем отличаются? (разная форма подачи текста) 1-й художественный текст, описание красочное. Образные выражения, красивые обороты речи; 2-й научно-познавательный текст – сухо изложены факты)- Что указано после художественного текста? ( фамилия автора текста И. Соколов-Микитов)
- Что ещё можем почувствовать, увидеть, читая авторский текст? ( отношение автора, художественный образ)
- Где мы можем встретиться с художественным текстом? ( В художественной литературе, где даны произведения таких писателей, как Бианки В.В., Чарушин Е.И., Сладков Н.И. и других, в журналах о природе).
- А где мы можем прочитать научный текст, деловую статью? ( в справочнике, учебнике, энциклопедии, в атласе-определителе).
-Почему у научного текста не указан автор? ( текст может быть создан как одним автором, так и группой ученых-авторов).
- Какой текст на ваш взгляд создать труднее ? (художественный ).
- Почему? (нужно составить, создать такой текст, чтобы читатель почувствовал отношение автора, в данном случае к рыси).
- При помощи чего автор этого добивается ? ( автор описывает не только зверя, но и обстановку, окружающую природу, среду обитания….
- При написании какого текста больше ответственности за изложение научных данных? Где нельзя допустить неточность, фактическую ошибку? ( в научном описании).
- В научном тексте должны быть строго достоверные данные, сведения, а в художественном варианте может быть использован художественный вымысел, для того, чтобы помочь читателю более ярко представить описываемый предмет, в данном случае рысь, создать соответствующее настроение для восприятия, показать отношение автора через выбор слов.
-С каким текстом мы можем справиться на данном этапе нашего развития? (с научным текстом).
-Почему? ( легче, глядя на изображение, сухо изложить факты; а создать художественный образ, описать обстановку, выразить свое отношение труднее, художественный текст более объёмный – его сложнее и написать, знаем не все правила написания орфограмм в словах)
- Что такое изложение? ( письменный пересказ).
Толковый словарь дает такое объяснение:
Изложить- описать, передать устной или письменной речью.
- Какова наша учебная задача?
- наша задача, цель: письменно пересказать научный текст. Рассказ должен получиться таким, чтобы его можно было поместить в энциклопедии или справочнике «Кто есть кто?».
- Где в будущем пригодится это умение грамотно излагать свои мысли? ( на уроках природоведения, биологии, истории, истории СПб ).
4. Анализ текста: содержание , построение ( деление на части и составление плана), речевое оформление.
- Представьте себе, что вашу работу прочитает человек, который никогда не видел рыси, ничего о ней не знает.
- Какой же текст надо создать ? ( надо создать такой текст, чтобы можно было по описанию рыси хорошо её представить).
- Что нужно сделать, чтобы выполнить эту задачу?
Внимательно разобрать содержание, понять текст.
Увидеть части.
Составить план.
Найти опорные, ключевые слова, которые помогут содержание текста, по которым мы сможем воссоздать текст.
- Из скольких частей, как правило. Частей состоит любой текст ? ( из трех).
- Что это за части? ( вступление, основная часть, заключение).
- Прочитайте 1 часть- вступление.
- О чем там пойдёт речь? ( дано название животное).
- Как озаглавим эту часть?
Рысь- лесная кошка. (Запись плана постепенно)
-Выберите опорное слово. ( опасная).
Основная часть.
-О чём говорится в основной части? (дано научное описание, повадки)
- Поработаем с основной частью.
- Что дается в первом её абзаце? (описание)
- Что должны описать? Посмотрим на текст.
Описание: тело, ноги, хвост, шкура, уши, щеки.
- Но ведь эти части есть у всех представителей семейства кошачьих, а в то же время животные отличаются друг от друга. Что же мы должны увидеть, отметить? ( особенности, отличие).
- Вот эти слова и могут быть опорными при записи текста: короткие, прямые, длинные. Маленький, пятнистая, кисточки, бакенбарды.
Толковый словарь. Бакенбарды – волосы от висков по щекам.
- Необходимо помнить о тои, что это научное описание, поэтому не должно быть ничего лишнего, всё чётко, коротко, ясно. ( постоянно обращаться к иллюстрации)
- Чему посвящен второй абзац? ( повадки).
Повадки. Теперь перейдём к повадкам, умениям. Давайте последовательно выберем опорные слова и выражения, которые помогут нам восстановить в памяти данную часть: ловко лазает, развит слух (объяснить значение), прекрасно видит в темноте, может бесшумно подкрадываться, часами сидит в засаде , любимая добыча.
Толковый словарь. Тетерев- крупная птица из отряда куриных. Являющаяся ценной дичью.
Куропатка – дикая птица из семейства куриных.
Заключение. Посмотрите на последнюю, заключительную часть.
- О чём вы узнали из последней части?
- Интересными ли оказались для вас эти сведения?
-Как озаглавим данную часть?
Интересные сведения.
- найдите опорные слова и выражения: легко приручается, некоторые охотники обучают, фазан.
Иллюстрации- рысь ловит добычу, фазан.
Толковый словарь. Фазан- крупная промысловая птица из семейства куриных с ярким оперением.
Орфографическая подготовка.
Посмотрите на план и опорные слова. Найдите слова с безударными гласными.
Найдите слова с парными согласными в середине слова.
Объясните написание удвоенной согласной в слове длинныйОбратите внимание на приставки в словах: описание, повадки, прекрасно, бесшумно, подкрадываться, приручаются.
Обратите внимание на написание слов: опасная, прекрасно, интересные.
Повторное чтение текста.
Написание изложения.
- Вспомните правила записи текста ( каждую часть писать с красной строки).
- Не забывайте правильно строить предложения, они должны выражать законченную мысль.
- При работе пользуйтесь орфографическими словарями.
8. Проверка. Чтение работ детьми.
9. Оформление (выполнить рисунок по желанию)