Рабочая программа по информатике 2015-2016 уч. год .ФГОС. Н.Д. Угринович (7 класс)


II. Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); авторской программы курса «Информатика» Н.Д. Угриновича, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (автор Н.Д. Угринович; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.Данная программа написана для 7 классов. Параллель 7-х классов информатику изучает третий год в средней школе. Материал построен таким образом, чтобы учащиеся могли понять сущность излагаемой для них теории, применить на практических занятиях полученные знания.
Рабочая программа рассчитана на 1час в неделю (34 часа в год – 34 учебных недели), что соответствует учебному плану .При изучении данного курса запланировано проведение следующих инновационных форм уроков:
- урок защиты проектов;
-урок-экскурсия;
- урок-исследование;
-виртуальная лаборатория.
В течение учебного года планируется провести:
контрольных работ – 3
практических работ - 15
Изучение информатики в 7 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики.
Личностные результаты освоения информатики:
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Метапредметные результаты освоения информатики представляют собой:
развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Среди предметных результатов ключевую роль играют:
формирование информационной культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся не только знакомятся с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
III. Поурочное планирование.
Номер урока Тема урока Формы урока Планируемые результаты Примечание
Урочная Неурочная Предметные МетапредметныеЛичностные 1. Введение.
Информация, ее представление и измерение 1 общие представления о
информации;
знание единиц измерения информации и свободное
оперирование ими; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
способность увязать учебное
содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость
подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
умение работать с учебником;
общеучебные умения анализа, сравнения, классификации;
понимание сущности измерения как сопоставления
измеряемой величины с единицей измерения
способность и готовность к принятию
ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических,
эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств
ИКТ; представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества.
2. Устройство компьютера. Общая схема.
Процессор, память 1 систематизированные представления об основных
устройствах компьютера и их функциях;
обобщённые представления о компьютере как
универсальном
устройстве обработки информации;
понимание роли компьютеров в жизни современного человека;
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с
собственным жизненным опытом; интерес к изучению вопросов, связанных с
историей вычислительной техники.
3. Устройства ввода и
вывода 1 знание основных устройств ввода и вывода
персонального компьютера и их
актуальных характеристик
понимание назначения основных устройств
персонального компьютера;
понимание роли компьютеров в жизни современного человека;
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с
собственным жизненным опытом
4. Файл и файловая система 1 представления об объектах файловой системы
умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве понимание необходимости упорядоченного хранения
собственных программ и данных 5. Работа с файлами 1 Навыки работы с файлами умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве понимание необходимости упорядоченного хранения
собственных программ и данных 6. Урок-исследование «Программное обеспечение и его виды» 1 понятие программного обеспечения персонального
компьютера и основных его групп
понимание назначения системного и прикладного программного
обеспечения персонального компьютера;
понимание правовых норм использования программного
обеспечения; ответственное отношение к используемому программному
обеспечению.
7. Организация информационного пространства 1 понимание сущности понятий «интерфейс»,
«информационный ресурс», «информационное пространство пользователя»;
навыки оперирования
компьютерными
информационными объектами в наглядно
- графической форме;
понимание необходимости ответственного отношения к
информационным ресурсам и информационному пространству.
8. Мини-проект «Внимание! Вирусы!»
Интерактивный тест по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
1 Представление о видах антивирусных программ, методах защиты информации от вирусов, навыки работы с антивирусной программой. выделять главное анализировать, сравнивать, делать выводы, расширить кругозор. понимание значимости антивирусной защиты как важного направления
информационной безопасности.
9. Создание документа в текстовом редакторе 1 представления о вводе текстов как этапе
создания текстовых документов;
широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся
инструментов; понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма.
10. Основные приемы
редактирования документов 1 представления о редактировании текстов как этапе
создания текстовых документов;
широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся
инструментов; понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма.
11. Основные приемы
форматирования документов 1 представления о форматировании текстов как этапе
создания текстовых документов; широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся
инструментов; понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма.
12. Внедрение объектов в текстовый документ 1 умения использования
средств структурирования и
визуализации текстовой информации;
широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для создания
текстовых документов; навыки рационального использования
имеющихся
инструментов; понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного человека навыков создания текстовых документов
13. Работа с таблицами в текстовом документе 1 умения использования
средств структурирования и визуализации текстовой информации; широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для создания
текстовых документов; навыки рационального использования
имеющихся
инструментов; понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного человека навыков создания текстовых документов
14. Подготовка текстового документа со сложным форматированием 1 умения использования
средств структурирования и визуализации текстовой информации; широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для создания
текстовых документов; навыки рационального использования
имеющихся
инструментов; понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного человека навыков создания текстовых документов 15 Творческая работа – создание объявления и приглашений на новогодний школьный концерт. 1 систематизированные представления об основных понятиях,
связанных с обработкой текстовой информации на компьютере;
основные навыки и умения использования инструментов
создания текстовых документов для решения практических задач; способность увязать знания об основных возможностях
компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам,
связанным с практическим применением компьютеров16. Компьютерные словари и системы машинного перевода текста 1 навыки работы с компьютерными словарями и программами -
переводчиками;
широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для работы с текстовой информацией;
понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного
человека навыков работы с программным обеспечением,
поддерживающим работу с текстовой информацией. 17. Системы оптического распознавания документов
1 навыки работы с программным обеспечением оптического распознавания
документов широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для работы с
текстовой информацией;
понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного
человека навыков работы с программным обеспечением,
поддерживающим работу с текстовой информацией. 18-19. Урок-исследование «Растровая и векторная графика. Графически редакторы» 2 систематизированные представления о растровой и векторной
графике;
общие представления о графических редакторах умения правильно выбирать формат (способ представления) графических
файлов в зависимости от решаемой задачи; знание сфер применения компьютерной графики;
способность
применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к
изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой 20. Интерфейс и возможности растровых графических редакторов 1 систематизированные представления об инструментах
создания растровых графических изображений; умения подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи;
интерес к
изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой 21. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе 1 систематизированные представления об инструментах
создания растровых графических изображений; умения подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи;
интерес к
изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой 22. Интерфейс и возможности векторных графических редакторов 1 систематизированные представления об инструментах
создания векторных графических изображений; умения подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи;
интерес к
изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой 23. Создание рисунков в векторном графическом редакторе 1 систематизированные представления об инструментах
создания векторных графических изображений; умения подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи;
интерес к
изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой 24. Интеарктивный тест «Обработка и кодирование текстовой и графической информации» 1 систематизированные представления об основных понятиях,
связанных с обработкой графической информации на компьютере основные навыки и умения использования инструментов
компьютерной графики для решения практических задач;
способность увязать знания об основных возможностях
компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам,
связанным с практическим применением компьютеров25. Растровая и векторная Анимация 1 систематизированные представления об основных понятиях растровой и векторной анимации
основные навыки и умения использования инструментов
создания анимации для решения практических задач;
способность увязать знания об основных возможностях
компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам,
связанным с практическим применением компьютеров26. Представление информационных ресурсов в глобальной телекоммуникационной сети 1 представление о
глобальной телекоммуникационной среде
как всемирном хранилище информации
основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства
личной
ответственности за качество окружающей информационной среды. 27. Сервисы сети. Проект «Электронная почта» 1 представление о электронной почте, телеконференциях, обмен файлами умения соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятель-
ности в процессе достижения результата применения средств ИКТ для решения учебных и
практических задач из областей
28. Работа с электронной Почтой 1 познакомиться с работой почтовых клиентов, получить основные понятия, необходимые для работы на компьютере, научиться отправлять и получать сообщения по электронной почте развитие познавательных интересов, самоконтроля; умение использовать информацию с учетом этических и правовых норм Формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды
29. Сервисы сети. Файловые архивы 1 Сформировать представление о различных сервисах сети, о файловом архиве развитие познавательных интересов, самоконтроля; умение использовать информацию с учетом этических и правовых норм Развитие стремления к реализации себя в обществе и общении 30. Загрузка файлов из Интернета 1 Сформировать у учащихся понятия о принципах безопасного поведения в сети Интернет. умение использовать информацию с учетом этических и правовых норм; развитие внимательного отношения к информационным ресурсам. Формирование основ коммуникативной грамотности, чувства ответственности за своё поведение 31. Мини-проект «Социальные сервисы Сети» 1 Представления о различных социальных сетях. Правовые и этические нормы, основные правила общения в социальных сетях, регистрация в соц.сетях Умение использовать информацию с учетом этических и правовых норм, формирование умений использования иронии, самоиронии и юмора в процессе общения Формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия, уважения к информации о частной жизни, основ правовой культуры в области использования информации 32. Электронная коммерция в Интернете (создание ознакомительного фильма) 1 понятия хостинг, реклама, доска объявлений, интернет-аукционы, интернет-магазины, цифровые деньги, формирование умений и навыков поиска нужной информации Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия, уважения к информационным результатам деятельности других людей, основ правовой культуры в области использования информации 33. Интегрированный урок.
Поиск информации в сети Интернет 1 понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых
запросов основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства
личной
ответственности за качество окружающей информационной среды 34. Личная безопасность в сети Интернет (выпуск брошуры-памятки) 1 Преобретение навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде, умение ориентироваться в информационном пространстве; умение использовать информацию с учетом этических и правовых норм; развитие внимательного отношения к информационным ресурсам. умение использовать информацию с учетом этических и правовых норм; развитие чувства
личной
ответственности за качество окружающей информационной среды IV. Основное содержание курса
«Информатика 7»
(34 часа)
Тема «Информация и информационные процессы». - 1 час
Информация. Представление информации. Формы представления информации. Единицы измерения количества информации.
Тема «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» - 7 часов
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Типы персональных компьютеров.
Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Темы «Обработка текстовой информации», «Обработка графической информации»,
«Кодирование текстовой и графической информации» - 16 часов
Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование
документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации. Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование графической информации. Пространственная
дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Тема «Коммуникационные технологии» - 9 часов
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.
Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Тема «Информационное общество и информационная безопасность» - 1 час
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно-бесплатные и свободно распространяемые программы
V. Планируемые результаты изучения информатики
Тема «Информация и информационные процессы».
Выпускник научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
Выпускник получит возможность:
узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
познакомиться с двоичной системой счисления;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.Тема «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
Выпускник научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
Выпускник получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Тема «Обработка графической информации»
Выпускник научится:
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.
Выпускник получит возможность:
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Тема «Обработка текстовой информации»
Выпускник научится:
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Выпускник получит возможность:
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема «Коммуникационные технологии»
Выпускник научится
использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов;
знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов;
умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность
познакомиться с программными средствами для работы с аудио- и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Тема «Информационное общество и информационная безопасность»
Выпускник научится
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами;
познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
получить представление о тенденциях развития ИКТ.
VI. Учебники и методические пособия:
Учебник по информатике для 7 класса, автора Угринович Н. Д. «Информатика» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Информатика. УМК для основной школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя, авторы Хлобыстова И. Ю., Цветкова М. С., БИНОМ, 2014
VII. Дополнительная литература:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Угринович Н.Д. Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Угринович Н.Д. Задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2010.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Угринович Н.Д. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
мультимедийные ПК;
локальная сеть;
глобальная сеть;
мультимедиапроектор;
принтер;
сканер;
Программные средства;
полный пакт офисных приложений OpenOffice;
растровые и векторные графические редакторы;
. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 7-11». – М.: БИНОМ. 2013.