«Священники – герои Великой отечественной войны»


Выступление на Рождественских чтениях
«Священники – герои Великой отечественной войны»
Чем дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, тем очевиднее становится та значительная роль, которую сыграла Русская Православная Церковь в победе над нацизмом. Складывавшиеся веками национальные и патриотические традиции Русского Православия оказались сильнее обид и предубеждений. Несмотря на духовную несвободу, гонения, верующие приняли самое активное участие в борьбе с агрессором.
Однако, в школьном курсе истории Отечества почти не затрагивается эта тема. И на это наверно, есть объективные причины. Слишком насыщена история Великой войны, слишком мало времени отводится на ее изучение в средней школе.
Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Статистики никто не вел. Но батюшки не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды – почти сорок священнослужителей были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более пятидесяти – «За доблестный труд во время войны», несколько десятков – медалью «Партизану Великой Отечественной войны». А скольких еще награды обходили стороной?
Восполнить данный информационный дефицит можно и нужно в рамках внеурочной деятельности обучающихся через лекции, беседы, организацию проектной и поисковой деятельности и конечно, Уроки мужества.
Уроки мужества в современных школах - это путь к постижению добра, исторической правды и уважения к памяти тех, кто ценой неимоверных усилий завоевал для нас мир и свободу. Такие уроки невозможно проводить формально, они должны быть прочувствованы сердцем каждого участника. 
Впервые Урок мужества, посвященный священникам – героям Великой Отечественной войны, был мной разработан и проведен активистами Верхнесалдинского местного отделения Союза добровольцев России в детском доме и реабилитационном центре для несовершеннолетних «Алые паруса» в канун 70 – летия Победы.
Основой для этого занятия стала история протоиерея Александра Романушко из Белорусского Полесья и священника Николая Пыжевича.
Летом 1943 года к командиру партизанского соединения генерал-майору В.З. Коржу обратились родственники погибшего… полицая. Никто, мол, не соглашается отпевать покойника, не пришлёте ли своего партизанского священника? В отряде служил тогда протоиерей Александр Романушко. В сопровождении двух партизан-автоматчиков он явился на кладбище. Там уже стояли вооружённые полицаи. Облачился, немного помолчал. И вдруг сказал:
– Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого. Но не наших молитв заслужил во гробе предлежащий. Он – изменник Родины и убийца невинных стариков и детей. Вместо вечной памяти мы все, – он высоко поднял голову и возвысил голос, – произносим: «анафема»!
Собравшиеся оцепенели. А священник, подойдя к полицаям, продолжил:
– К вам, заблудшим, обращаюсь: пока не поздно, искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите оружие против тех, кто уничтожает наш народ, в такие вот могилы закапывает живых людей, а в храмах заживо сжигает верующих и священников…
К партизанам отец Александр привёл почти целый отряд и был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» I-й степени.
Священник Николай Пыжевич помогал раненым красноармейцам, был в добрых отношениях с партизанами и даже распространял листовки. Донесли. В сентябре 1943 года в Старое Село нагрянули каратели. Батюшка выскочил в окно и уже почти скрылся в лесу, но, оглянувшись, увидел, что дом его, где остались жена и пятеро дочерей, заколачивают досками и обкладывают соломой. «Я здесь, – закричал он, – меня берите, Богом прошу, детушек невинных пожалейте…». Офицер ударом сапога бросил его на землю и расстрелял в упор, а тело священника солдаты бросили в уже пылающий дом. Через какое-то время полностью было уничтожено всё село, жителей его сожгли в храме.
Когда наши девушки рассказывали эти истории у многих ребят на глазах стояли слезы. А на вопрос: «Как вы оцениваете поступки священников?», все дети отвечали: «Они настоящие герои!».
В мае 2016 года этот разработанный Урок мужества был проведен в рамках классного часа для учащихся 10 и 11 класса школы № 3. Итогом урока стало анкетирование старшеклассников. Результаты его можно увидеть на слайде.
К началу Великой Отечественной войны взаимоотношения церкви и государства были критические, Православная Церковь подверглась невиданному разгрому и репрессиям. Как Вы думаете, за что шли в бой священники?

Ответы респондентов показывают объективное восприятие ситуации. Большинство обучающихся главной мотивацией священнослужителей определяют любовь к Родине и Богу.
Как ты оцениваешь поступки священников, о которых речь шла
на Уроке мужества?


Ни один из респондентов не выбрал позицию «Я не считаю их героями». Только 4 выразили некое равнодушие к истории жизни священников. Большинство, 32 из 36 опрошенных считают их настоящими героями и 26 из них определяют для себя поступки священнослужителей, как пример.
Кроме того, на выходной рефлексии старшеклассники так оценили Урок мужества:

24 старшеклассника из 36 никогда раньше не слышали о подвигах священнослужителей в годы Великой Отечественной войны. 32 обучающего выразили готовность продолжить изучение данной темы. Только 2 Урок Мужества показался неинтересным, а готовность любыми средствами избежать подобное мероприятие не выразил никто.
Вывод, который мы сделали по результатам анкетирования - тема, выбранная для Уроков мужества, раскрывающая роль православной церкви, ее служителей в Победе над фашистской Германией вызывает у молодых людей интерес и обладает серьезным воспитательным эффектом.
Поэтому в преддверии Месячника героев Отечества мной был разработан еще один Урок мужества для 10 – 11 классов, посвященный советским солдатам, для которых Великая Отечественная война стала дорогой к Храму. В ходе данного Урока обучающиеся должны попробовать понять, какие душевные искания привели многих комсомольцев и атеистов, героев - орденоносцев к истинной вере.
На своем Уроке мужества мы расскажем о Архимандрите Нифонте (в миру Николай Глазов) Он еще до войны получал педагогическое образование, преподавал в школе.  В 1939 году призван служить в Забайкалье. Когда началась Великая Отечественная война, Николай Глазов первоначально продолжал нести службу в Забайкалье, а затем был направлен на учебу в одно из военных училищ.
После окончания училища артиллерист-зенитчик лейтенант Глазов начал воевать на Курской дуге. Вскоре он был назначен командиром зенитной батареи. Последний бой старшему лейтенанту Глазову пришлось вести в Венгрии у озера Балатон в марте 1945 года. Николай Дмитриевич был ранен. Старшему лейтенанту Глазову перебило коленные суставы. Ему пришлось пережить несколько операций сначала в полевом, а затем в эвакогоспитале в грузинском городе Боржоми. Старания хирургов не смогли спасти ему ног, коленные чашечки пришлось удалить, и на всю жизнь он остался инвалидом. В конце 1945 года в Кемерово вернулся еще очень молодой старший лейтенант, на кителе которого были ордена Отечественной войны, Красной Звезды, медали: «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Он стал псаломщиком в Знаменской церкви Кемерова.
В 1947 году Николай Дмитриевич Глазов приехал в Киево-Печерскую Лавру и стал ее послушником. 13 апреля 1949 года он был пострижен в монашество с именем Нифонт, в честь святителя Нифонта Печерского и Новгородского. Вскоре после пострига он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем в иеромонаха.
Обязательно также на Уроке пойдет речь и о монахинях Адриане (В миру Наталия Владимировна Малышева) и София (Екатерина Михайловна Ошарина), прошедших войну от Москвы до Берлина. Последняя рассказывала:
 Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й РАБ (район авиационного базирования) — находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг.
Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло!…
Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!»
И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало.
Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало».
Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю».
Полностью разработки наших Уроков мужества будут в феврале выложены на сайте МБУ «ИМЦ». Надеюсь, что они окажутся востребованы педагогами для работы.