НОД по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Мы — патриоты!


НОД по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«Мы – патриоты»
(Подготовительная к школе группа)
Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, народов, населяющих РФ, названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Оборудование и материалы: атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд.
Ход занятия
В группу под музыку входят две команды, встают друг напротив друга и произносят приветствие.
Воспитатель: Сегодня у нас не обычное занятие, а викторина на тему «Мы – россияне». В игре участвуют две команды, оценивать игру будет жюри. Команды, поприветствуйте друг друга.
Команда «Васильки».
Василёк – цветок России,
Он, как небо, синий-синий.
Любит русская душа.
Васильковые глаза.
(Л. Осипова)
Команда «Ромашки».
Мы – ромашковое поле,
Символ русского раздолья.
Но совсем не горячи
Ромашки белые лучи.
(Л. Осипова)
Команды садятся за столы (столы поставлены двумя кругами,в центре каждого - цветок-символ).
Воспитатель: Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей: Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы живём. Родина у каждого человека одна).Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
Наша страна называется… Россия.
Граждане России называются… россияне.
Столица России – город… Москва.
Самая известная река России… Волга.
На берегах Волги стоят города… Самара, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Волгоград, Саратов.
Санкт-Петербург основал… Пётр І.
Воспитатель: Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре.
Удар в гонг.
Конкурс № 1. «Государственные символы».
Воспитатель: Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.) Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать её надо стоя, проявляя уважение.)
Я предлагаю командам выбрать на стенде среди разных флагов российский флаг. Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолётах, жилых домах в дни государственных праздников.)
А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран. Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьём поражает змея.)
Конкурс № 2. «Литературный».
Воспитатель. А сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда подготовила стихотворение о Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверное, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
З.АлександроваРодина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые.
Где бы ты в России ни бывал,
Каждая берёзка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля –
Всё напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба ни заносила,
Не дано забыть нам об одном –
Эта ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Т.Коти
Конкурс № 3. «Города России».
Воспитатель: Россия – самая большая страна в мир! В России свыше тысячи городов, очень много сёл, деревень. Назовите города, которые вы знаете. (Команды поочередно называют города.) А теперь я предлагаю вам из пазлов собрать картинки и отгадать, достопримечательность какого города там изображена.(Команды получают конверты и собирают картинки, кто собрал первым, называет город.)
Конкурс №4. «Художественный».
Воспитатель: Я приглашаю по каждому игроку от одной команды пройти к мольбертам. Игроки получают секретное задание. Команды должны отгадать, что нарисовал игрок и в каком городе это находится. (Дети маркерами рисуют достопримечательности Москвы.)
Конкурс № 5. «Народы России».
Воспитатель: Много разных народов живёт в России, каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте вспомним, кто живёт в России. (Русские, татары, чуваши, башкиры, мордва, евреи, якуты, украинцы и др.)
Конкурс №6. «Пословица о Родине».
Воспитатель: Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, её защите, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы. (Команды поочерёдно называют пословицы. Жюри подсчитывают баллы.) Конкурс № 7. «Народные промыслы».
Воспитатель: А теперь я предлагаю вспомнить вам изделия декоративно - прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундуке.
Эта роспись – просто чудо.
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком.
(Гжель)

Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке.
(Хохлома)
Из глины козлик в яблоках,
Собою хорош,
Очень пригож.
А вот олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в рогах.
(Дымковская игрушка)
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки.
(Богородская игрушка)
Л.ОсиповаДети отгадывают загадки, а воспитатель достаёт из сундучка отгадки.
Конкурс № 8. «Кроссворд «Реки России»».
Воспитатель: Следующий конкурс – кроссворд. По ключевому слову догадайтесь, о чём этот кроссворд? Правильно, о реках России. Могучие, полноводные реки России несут свои воды в моря и океаны. На нашем кроссворде есть подсказки.
Р
1.НЕВА
2. МОСКВА
3. ЛЕНА
1.Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинные парки, прекрасные фонтаны, великолепные дворцы. (Нева)
2.Название этой реки одинаково с названием города. (Москва - река)
3.Эта река созвучна женскому имени. (Лена)

Конкурс № 9. «Знаменитые россияне».
Воспитатель: Богата наша Родина талантами. Сколько замечательных людей прославили Россию своим творчеством и трудом! Вспомните и назовите наших знаменитых соотечественников:
•писатели: А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Л. Толстой;
•композиторы: П. Чайковский, М. Глинка, Н. Римский – Корсаков
•наши современники: спортсмены (В. Третьяк, П.Буре, М. Сафин, С.Хоркина, А.Кабаева), артисты, учёные.
Воспитатель: Я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и тоже прославляли Россию своим трудом и достижениями.
Подумайте и скажите: «Почему мы гордимся Россией?».
•Россия очень большая по территории, богата полезными ископаемыми.
•Первый космонавт на Земле – гражданин России Ю. Гагарин.
• Россия победила фашистов во Второй мировой войне.
•Россия – страна с богатой культурой и т.д.
Жюри подводит итоги викторины, награждает победителей.
Все команды получают приз – конфеты фабрики «Россия».