Презентация Инновационные технологии в логопедии для профилактики и коррекции речевых нарушений


МБДОУ №6 «Колосок» п.Гигант Инновационные технологии в логопедии для профилактики и коррекции речевых нарушенийПодготовила:учитель-логопед Устиненко А.В. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Технологии развития мелкой моторики 1.Кинезитерапия От греч. kinesis —движение, therapia — лечение. «Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. «Лезгинка» Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение рук. «Счет». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 ». «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновре­менно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «наоборот». «Клоун». Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны.Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.Систематические упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.Развитие мелкой моторики {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} 2. ГидрогимнастикаПрокатывание,перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика, одну или двух бусинок, массажёров, маленьких фигурок, палочек, карандашей и т. д. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} 3. Су-джок терапияЭта лечебная система создана не человеком — он только открыл ее, — а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит че­ловеку вреда — оно просто неэффективно. Многократный массаж зон соответствия приводит к улучшению состояния. Массаж можно осуществлять семенами, массажерами (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки и др.). {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Технологии развития артикуляционной моторики -проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры; -проведение работы по борьбе с солевацией; -проведение артикуляционной гимнастики. 1. Логопедический массаж 2. Зондовый массаж Логопедический точечный массаж проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме — расслабление мышц арт. аппарата, при вялой — их укрепление. а)игольчатым зондом проводится хаотичный обкол щек, губ, языка; б) зондом «лопаточка» вибрация щек, губ, языка; в) зонд «салазки» поглаживание щек, губ, языка г) «рубящий» зонд — постукивающие движения; д) зонд «толкач» — разминание. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} 3. Искусственная локальная гипо- и гипертермии (ИЛГ) это одно из направлений современной криомедицины, которая использует в качестве лечебного фактора холодовое воздействие на органы и ткани. Использование ИЛГ в логопедической практике как средства коррекции мышечного тонуса способствует нормализации мышечных реакций. Все это создает благоприятные условия для коррекционной работы. Искусственная локальная гипо- и гипертемия — это контрастное термальное воздействие низкотемпературных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций.Для проведения ИЛГ используются лед и теплая вода. Тепловое и холодовое воздействие можно применять поочередно и избирательно {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} 4.Артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Технологии развития речевого дыхания и голосаВажнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тре­нировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточне­ние артикуляции проводятся одновременно. Задания ус­ложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом — словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и т. д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Можно рекомендовать комплекс упражнений по развитию речевого дыхания.1-е упражнение. Погладить (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).2-е упражнение. Ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.3-е упражнение. Ребенок делает глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти.4-е упражнение. Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, закрывая отдыхающую пальцем.5-еупражнение. Ребенок делает полный вдох, за­держивает дыхание и делает долгий выдох. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Технологии развития лексико- грамматических компонентов речи 1. Синквейн Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.Правила составления синквейна:1)строка - слово, обычно существительное, отражающее идею; 2) строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3) строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;4) строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;5)строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.Примеры синквейна: ДождьГрибной, летний.Льет, капает, стучит.Я люблю гулять под дождем.Лужи, тучи, вода. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} 2. Лимерики — абсурдное стихотворение:стихотворение состоящее из слов и фраз, единствен­но используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы;комическое стихотворение, также известное как ли­мерик.В лимерике пять строчек, строится по схеме ААВВА, причем первая рифмуется со второй и пятой, а тре­тья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: пер­вая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец после­дней строчки повторяет конец первой.Примеры лимерика:В соседнем дворе живет собака Дружок.Однажды Дружок под дождем промок.Дети построили Дружку домишко.Дружок в непогоду виляет хвостишком.В соседнем дворе живет собака Дружок. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Методы креативного речевого развития1. Креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка и проводится в несколько этапов.1-й этап. Предлагаются несложные задания, элементы которых ребенку уже знакомы. Например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображениями предметов, явлений: лопата, сковородка; книга, театр и т. д.Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание. Например, возможны такие ответы при анализе признаков в паре «лопата, сковородка»: Лопата и сковородка сделаны из железа. И лопатой, и сковородкой можно защищаться. На лопате и на сковородке можно что-нибудь перенести. Лопата и сковородка сделаны руками человека. 2-й этап. Ребенку называются пары слов без наглядной опоры, и он также ищет сходные признаки в данных названиях:самолет, чашка; комар, роса и т. д. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} 2. Мозговой штурм— это коллективный метод поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов»», а также разде­ление процесса генерации и критики идей во времени. «Мозговой штурм» предусматривает выполнение ряд правил: нельзя критиковать идеи, споры и обсуждения запрещены приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. нет плохих идей; поощряются усовершенствование и комбинирование чужих идей; идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей. Главная цель — получить как можно больше идей. Например, заключительное занятие по теме «Весна».Педагог беседует с детьми о признаках весны. Дети называют. Затем педагог задает вопрос, требующий психологической активизации мышления: «А что будет, если таять начнут все снега гор, полюсов, если будут идти, не прекращаясь, дожди?» Когда дети вволю нафантазируются, можно задать другой вопрос: «Ребята, а как мы поможем людям спастись от потопа?» и т. д {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Аналогии СинектикаПрямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальней­шей адаптацией этих решений к собственной задаче.Прямая аналогия предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними. Например: на что может быть похоже платье — на листву деревьев, на стог сена, на доспехи рыцаря, на оперение птицы...На листву платье похоже потому, что дерево весной одевается, а осенью раздевается.На стог сена платье может быть похоже по форме юбки. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Оператор РВССуществуют методы психологической активизации творческого мышления, которые можно использовать как при коллективном, так и при индивидуальном поиске новых идей. К таким методам относится, например, «Оператор РВС (Размер, Время, Стоимость)». Представь, что у тебя есть волшебная палочка, которая увеличивает (уменьшает) предметы. Ты прикасаешься палочкой к предмету, и он начинает быстро расти (уменьшаться). Если палочку отодвинуть от предмета — рост (уменьшение) прекращается. Что получится, если ты прикоснешься этой палоч­кой к чайной ложке, гусенице, наперстку? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Литература Акименко В.М Развивающие технологии в логопедии / Ростов н/Д : Феникс, 2011 Вьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. — Минск, 2008.. Глухое В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. — М., 2003. Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985. Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать / А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская. — СПб.: Паритет, 1999. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных клас­сах. — 2001. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. — Ярославль: Академия разви­тия, 2003.