Конспект урока письма и развития речи во 2 классе на тему Разделительный мягкий знак


Муниципальное казённое образовательное учреждение " Общеобразовательная школа для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья № 10 города Асино Томской области"
Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе
Учитель: Ващенко Зоя Ивановна
Тема: «Разделительный мягкий знак»
Цель: формирование грамотного написания слов с разделительным мягким знаком.
Задачи:
Коррекционно - обучающие: Сформулировать правило написания разделительного ь знака в словах. Формировать умение писать слова с разделительным ь знаком. Формировать умение различать разделительный ь знак в словах.
Коррекционно - развивающие: Развивать умение употреблять в речи слова с разделительным ь. Пополнение словарного запаса учащихся. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать; умение выполнять задание по образцу, умение осуществлять контроль, самоконтроль; умение работать с информацией.
Коррекционно - воспитательные: Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: Учебник «Русский язык» В.В.Воронкова, тетради, ручки, цветные карандаши, картинка мышонка, карточкиХОД УРОКА:
Организационный момент.(Подготовка к восприятию нового материала).
-Прозвенел звонок: начинается урок. Какой урок? Что мы делаем на уроке письма?
-Верно, а чтоб красиво написать, надо пальчики размять.(пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка…)
-Пальчики к работе готовы, теперь можно провести минутку чистописания. Откройте тетради, запишите число. Сегодня на минутке чистописания мы будем отрабатывать письмо буквы мягкий знак с нижним соединением и пропишем слово с разделительным мягким знаком: семья. Подчеркните буквы, которые на ваш взгляд получились лучше всего.
Учитель: -Тема нашего урока «Разделительный мягкий знак».
И к нам на урок пришёл ещё один гость, посмотрите кто? У мышонка есть мечта. Послушайте, какая.
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».
Учитель: - Эта сказка, про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них …
Учитель: - Крыля (читаю с карточки на доске).
-Ой, что-то не так. Ну, конечно! Не крыля, а ………..
Дети: - Крылья (читают с карточки на доске). ).
2.Формулировка целей и задач урока.
Учитель: - Мышонок поставил перед нами проблему: такая маленькая буква и такая большая разница в словах.
- Давайте установим, в чём разница в словах КРЫЛЯ и КРЫЛЬЯ. Для этого сравним последние слоги.
А) КРЫЛЯ – ЛЯ (показ) - Назовите последний слог. (ля)
- Эти буквы были очень дружны и образовывали сочетание.
Б) - Но с ними очень захотел дружить мягкий знак и разделил буквы «ЭЛЬ» и «Я» в разные стороны.
- Послушайте последний слог ЛЬЯ.
В) – Теперь давайте понаблюдаем за подобными словами и сделаем в тетрадь звуко – буквенный разбор слов: крыля, крылья
- Сравни слова.
- Изменится ли значение слова, если в нём появится разделительный ь?
Сравним слова ПОЛЁТ ,ПОЛЬЁТ
- Сколько звуков в слове полёт ? Сколько букв?
- Сколько букв в слове польёт ? (6) Сколько звуков? Почему букв больше, чем звуков?
-Какую работу выполнил мягкий знак? (разделил согласную «эль» и гласную «ё»).
Г) - Как же называется знак, который разделяет согласные и гласные буквы?
- Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется разделительный ь и будем учиться писать слова с разделительным ь.
3.Работа над правилом.
На карточке - выделены гласные и согласные.
КРЫЛЬЕВ
НОЧЬЮ
СОЛОВЬИ
- После каких букв стоит разделительный ь ? (эль), (в), (ч)
- Что общего? (согл.)
- Перед какими буквами стоит разделительный ь ?(е, ё, и, ю, я.)
- Что общего? (гласн.)
- Назовите их.
- Сейчас мы будем учёными. Мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется разделительный ь. А поможет нам ПЛАН, который записан на доске.
ПЛАН:
После каких букв пишется разделительный мягкий знак?
Перед какими буквами ? Назови их.
- Отвечая на эти вопросы, формулируем правило:
Разделительный ь ПИШЕТСЯ 1) ………..2)………….
Разделительный ь ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.
- Давайте проверим по учебнику на стр. 89, правильно ли мы сформулировали правило.( Читает Дима.)
4. Первичное закрепление.
- Зная это правило, давайте поможем мышонку осуществить свою мечту.
У детей текст на карточках.
Отправился мышонок просить у волшебников КРЫЛЬЯ. Шёл он и днём, и НОЧЬЮ через леса, поля и РУЧЬИ. Он слышал ЧИРИКАНЬЕ ВОРОБЬЁВ. СОЛОВЬИ пели ему свои песни.
- Найдите и выпишите в тетрадь через запятую слова с разделительным ь. Первое слово напишем с большой буквы, остальные слова через запятую, с маленькой буквы.
- Какие слова вы выписали?
Крылья, ночью, ручьи, чириканье, воробьёв, соловьи.
ПРОВЕРКА.
- Я напоминаю, как надо подчёркивать эту орфограмму: КРЫЛЬЯ.
- В остальных случаях подчеркните эту орфограмму самостоятельно.
- Давайте повторим правило, когда в словах пишется разделительный ь.
Физминутка.
5. Закрепление. Читает учитель:
- Увидел наш мышонок селенье волшебников и рассказал им о своей мечте. Согласились добрые волшебники помочь маленькому путешественнику, но только после того, как он выполнит испытания.
- Первое испытание. Разгадываем загадки.
1) Папа, мама, я- мы одна… (семья)
2) Одежда, которую носят девочки. (платье)
3) Что сбрасывают деревья осенью? (листья)
4)Вкусное лакомство из ягод и сахара. (варенье)
-Второе испытание .Спиши. Вставь пропущенную букву.
Л...ёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака встречает Ил...ю. Ил...я и Дружок – друз...я.
- Прочитайте текст про себя. Какое задание надо выполнить здесь?(дети выполняют в тетрадях)
- Объясните орфограммы в словах: Илью, друзья, льёт.
- Подчеркните орфограммы.
- Мы выполнили все испытания и наша сказка заканчивается.
Читаю конец сказки.
Подарили волшебники мышонку крылья и сказали: «Из тебя получится прекрасный крылатый мышонок. Летай на здоровье и не знай себе горя!»
6. Итог урока.
- Улетел наш радостный мышонок навстречу своему счастью.
Карточка : Счастье
-Какая орфограмма в этом слове?(разделительный мягкий знак)
-Кто может рассказать правило написания разделительного мягкого знака?
Перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак? После каких букв?(согласных)
-Вам понравился урок?
-Какое задание было самым лёгким?
-Какое задание было самым сложным?
-Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание:с.90 упр.175.Давайте, разберём это упражнение.

КРЫЛЯ
КРЫЛЬЯ
ПОЛЁТ
ПОЛЬЁТ
КРЫЛЬЕВ

НОЧЬЮ
СОЛОВЬИ
СОЛОВЬЁВ
РУЧЬЯ
СЧАСТЬЕ
Л...ёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака встречает Ил...ю. Ил...я и Дружок – друз...я.
Л...ёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака встречает Ил...ю. Ил...я и Дружок – друз...я.
Л...ёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака встречает Ил...ю. Ил...я и Дружок – друз...я.
Л...ёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака встречает Ил...ю. Ил...я и Дружок – друз...я.
Л...ёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака встречает Ил...ю. Ил...я и Дружок – друз...я.
Л...ёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака встречает Ил...ю. Ил...я и Дружок – друз...я.
Л...ёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака встречает Ил...ю. Ил...я и Дружок – друз...я.
Л...ёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака встречает Ил...ю. Ил...я и Дружок – друз...я.
Л...ёт сильный дождь. Дружок лежит под крыльцом. Собака встречает Ил...ю. Ил...я и Дружок – друз...я.
Льёт дождь. Илья и Дружок – друзья.
Льёт дождь. Илья и Дружок – друзья.