Методические рекомендации составления теста по музыке: О формах тестовых заданий


О ФОРМАХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Педагогическое тестирование - один из методов контроля знаний и навыков.
Тестовые задания лучше формировать как утверждения, которые в зависимости от ответов учащихся превращаются в истинные или ложные ответы, высказывания. Ответы на такие задания легко оценивать по двоичной системе ( 1 или 0, т.е. правильно или неправильно). С этой точки зрения традиционные вопросы являются "не технологичными" и их не рекомендуется включать в тест.
4 вида формы тестовых заданий:
1). Закрытые задания, в которых ученик выбирает один или несколько правильных ответов из предложенных вариантов.
2). Задания на соответствия.
3). Задания на установление правильной последовательности.
4). Открытые задания, в которых ответ конструирует сам ученик.
1. ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ составляются следующим образом:
кратко формулируется задание и предлагается 4-5 вариантов ответов, один их которых, правильный.
При меньшем числе вариантов ответов довольно высока вероятность случайного угадывания.
При этом необходимо учитывать то, что каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным, например, на типичных ошибках учащихся.
2. ЗАДАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ.
Суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого. При этом в столбец слева записывают 2-5 понятий, формул, определений и т.д., пронумерованных цифрами; справа - желательно в два
раза больше число ответов, обозначенных буквами. Каждому понятию или определению из левого столбца должен соответствовать один правильный ответ в правом столбце. Оба столбца должны иметь названия. В этом случае правильный ответ состоит из 2-х пунктов, например, 1Б или 2Г. Это означает, что заданию 1 соответствует ответ Б, заданию 2 -ответ Г.
Такие задания чаще всего применяют при текущем контроле. Все соответствия данного задания. как правило, рассматривают как единое задание, и, если допущена хотя бы одна ошибка, ученик получает 0 баллов, как не знающий материал в целом.
3. ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
Эти задания используются для проверки знаний о последовательности действий, процессов, суждений, вычислений и т.п. Перед такими заданиями дается инструкция: установить правильную последовательность. Затем приводится название задания и основ-ные его элементы в произвольной последовательности. Перед каждым элементом ставят прямоугольник, в котором ученик выставляет цифру (ранг), указывающую на порядок дейс-твия. Если ранги расставлены правильно, то учащиеся получают один балл, с ошибкой - 0.
4. ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ.
Перед формулировкой задания дается инструкция: дополните.
В этой форме заданий не дается готового ответа, он конструируется учащимися.
При этом нужно формулировать такие задания, чтобы в ответе содержалось 1-2 слова, числа формулы и т.д.
Предполагаемый ответ должен быть точным и кратким, поэтому нужно очень внимательно составлять тестовые задания. Для ответа отводится столько места, сколько для этого необходимо.
Методика составления открытых тестов , заданий довольно проста. Сначала формулируются вопросы, затем записывается полный ответ. Из ответов исключается ключевое слово, которое ученик должен вписать, и формулируется тестовое задание.
Число заданий небольшое. Они считаются более трудными для выполнения учащимися, чем закрытые задания ; в этом случае вероятность отгадать правильный ответ равна нулю.
ПРИМЕРЫ: № 1.
Сила звука в музыке определяется термином: 1 - ритм; 2 - регистр; 3 - темп;
4 - динамика; 5- тембр;
2. Главная тема и эпизоды - это составляющие формы : а). одночастная
б). двухчастная 1. динамика
в). трехчастная ОТВЕТЫ:
г). рондо 2. рондо
д). вариационная

№ 2 А - симфония
1. Музыкальная область: Б - опера
а).соревнование одного инструмента с целым оркестром В - концерт
б).музыкальный спектакль, где все артисты поют Г - балет

ОТВЕТЫ: 1В; 2Б;
2. Музыкальные термины:
а) Вступление к опере, балету, спектаклю, кино.
б) Музыкальное произведение, состоящее из 4-х и более частей, подчиненных одной общей теме.
А - кантата; Б - сюита; В - оратория; Г - увертюра;
ОТВЕТЫ: 1Г; 2Б;
№ 3
Сонатная форма:
!-------! !-------! !-------!
! 4 ! --- РЕПРИЗА ! 1 ! ---- ВСТУПЛЕНИЕ ! 3 ! ----- РАЗРАБОТКА
!-------! !-------! !-------!
!-------! !-------!
! 5 ! --- ФИНАЛ ! 2 ! ---- ЭКСПОЗИЦИЯ
!-------! !-------!

№ 4
Почему музыка украинского, белорусского и русского народов очень похожа?
ОТВЕТ:
Потому что народы живут территориально рядом, в прошлом одно племя славяне.