Конспект урока по робототехнике «NXT Program (встроенная оболочка).»


СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
ГБОУ СОШ №14
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«NXT Program (встроенная оболочка).»
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«РОБОТОТЕХНИКА»
Возраст детей: 11-13 лет
Продолжительность урока: 40 минут
Педагог дополнительного образования:
Казакова Екатерина Владимировна
г. Жигулевск 2016 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
занятия по программе «Робототехника»
Преподаватель СПДОД СЮТ ГБОУ СОШ№14 Казакова Екатерина Владимировна
Образовательное учреждение: СПДОД СЮТ ГБОУ СОШ №14
Объединение: «Робототехника»
Тема занятия: «NXT Program (встроенная оболочка).»
Цель занятия: развитие умений и навыков программирования робота во встроенной оболочке NXT Program.
Задачи:
Обучающие:
- научить приемам программирования во встроенной оболочке;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами;
- дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств.
Развивающие:
- развить творческую инициативу и самостоятельность;
- развить психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
Воспитательные:
- формировать творческое отношение к выполняемой работе;
- воспитать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
Планируемые результаты:
Должны знать:
- функции кнопок NXT;
- технику безопасности при работе с Lego Mindstorms Education NXT;
Должны уметь:
- программировать во встроенной оболочке NXT Program;
Прогнозируемый уровень сформированности УУД:
Личностные УУД:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над роботом и программой;
- структурирование знаний;
- преобразование информации;
Регулятивные УУД:
- проявлять индивидуальные творческие способности при конструировании и программировании;
- планирование путей решения задач, достижения цели;
- умение самостоятельно контролировать своё время.
Коммуникативные УУД:
- управление поведением сверстников: коррекция, оценка действий сверстников;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения - подача информации, практический метод, объяснение, пояснение, репродуктивный, самоанализ, самонаблюдение..
Средства: вербальное (речевое), Робот, оснащенный датчиком звука, датчиком расстояния, датчиком касания и моторами.
Этапы урока:
1. Организационный этап.
2. Мотивационно - ориентационный этап: краткий рассказ о теме, целях урока, ходе занятия.
3. Основной (операционно-исполнительный) этап:
- Программирование робота через встроенную оболочку NXY Program.
- Самостоятельная работа.
4. Заключительный (рефлексивный) этап: анализ качества выполненных на занятии работ, подведение итогов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ХОДА УРОКА
Прогнозируемый уровень сформированности УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и средства
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Готовность группы к работе на занятии Приветствие учащихся, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. (1 минута) Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. Метод: подача информации
Средство: вербальное (речевое)
МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП.
Личностные УУД:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над роботом и программой;
- структурирование знаний;
- преобразование информации;
Регулятивные УУД:
- проявлять индивидуальные творческие способности при конструировании и программировании;
- планирование путей решения задач, достижения цели;
- умение самостоятельно контролировать своё время.
Коммуникативные УУД:
- управление поведением сверстников: коррекция, оценка действий сверстников;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками.
Тема занятия:
«NXT Program (встроенная оболочка).»
Цель занятия: развитие умений и навыков программирования робота.
Что такое робот? Какие законы робототехники вы знаете? Что изучает наука робототехника?
(4 минуты) Слушают педагога. Отвечают на вопросы.
Правильный ответ:
Робот – это автоматическое устройство для осуществления производственных и других операций по определенной программе.
Законы робототехники:
Роботу запрещается причинять вред человеку или своим бездействием допустит, что бы человеку был нанесен вред.
Робот обязан повиноваться приказам людей, за исключением тех случаев, когда приказы противоречат первому закону робототехники.
Робот должен защищать свою жизнь до тех пор, пока такая защита не вступает в противоречие с первым и вторым законами.
Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных систем. Метод: подача информации.
Средства: вербальное (речевое).
Кнопки NXT выполняют следующие функции:
- оранжевая кнопка — включение/ввод/запуск;
- светло-серые стрелки — используются для перемещения вправо и
влево в меню NXT;
- темно-серая кнопка — очистить/назад/выход.
Для управления моторами и получения входных данных от датчиков у блока NXT есть три выходных и четыре входных порта. Датчики могут быть подключены к входным портам, пронумерованным от одного до четырех, соединительными кабелями, которые также прилагаются в системе NXT.
Расскажу вам о технике безопасности при работе с Lego Mindstorms Education NXT:
1. С техникой и конструктором обращаться бережно.
2. При возникновении неполадок сообщить об этом педагогу.
3. Выполнять только те действия, которые говорит преподаватель.
4. Нельзя выносить из кабинета и вносить в него любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя.
(5 минут) Слушают педагога. Записывают в тетрадь определения.
Метод: подача информации, объяснение, пояснение.
Средства: вербальное (речевое).
ОСНОВНОЙ ЭТАП. ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ.
Проект «Опасность!».
Разделитесь на 4 группы по 3-4 человека.
Включите робота. Откройте NXT Programm. В квадратных ячейках требуется разместить пять команд:
Forward;
Object;
Backward 5;
Wait 2;
Loop.
Ребята! Давайте представим, что наш робот – это разведчик, который должен передать в штаб ценную информацию. Робот будет осматривать вражескую территорию до тех пор, пока не встретит «Опасность» (врага), затем он возвращается в штаб, ждет, и вновь отправляется на разведку. Запрограммированных роботов проверяем на плоскости придерживаясь легенде.
(10 минут) Следуют указаниям педагога.
Метод: подача информации, объяснение, пояснение, практический метод.
Самостоятельная работа. Придумайте свою легенду и составьте две программы с использованием датчиков, аналогично выполненной работе. Запишите результаты в тетрадь. (20 минут) Выполняют самостоятельную работу. Метод: практический, репродуктивный.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над роботом и программой;
Регулятивные УУД:
- проявлять индивидуальные творческие способности при программировании;
Оценка самостоятельной работы обучающихся.
Работа выполнена «отлично»::
- правильно и самостоятельно выполнена самостоятельная работа, с соблюдением последовательности выполнения и техники безопасности.
работа выполнена «хорошо»:
- самостоятельная работа соответствует требованиям, но выполнена не аккуратно, имеет неточности или нарушение последовательности действий;
работа выполнена «удовлетворительно»:
- самостоятельная работа выполнена не точно, не аккуратно, нарушена последовательность действий, содержание работы требует дополнительных разъяснений.
работа выполнена «неудовлетворительно»:
- самостоятельная работа не соответствует предъявленным требованиям.
Учащиеся сдают тетради на проверку педагогу, демонстрируя разработанные программы. Метод: самоанализ, самонаблюдение.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. – М.: ДМК, 2010, 278 стр.;
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011г.
Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – м.: бином. Лаборатория знаний, 2012. – 286 с.: ил.,[4] с цв. вкл.