Конспект урока обучения грамоте Согласная буква Х


Урок обучения грамоте.

Тема: «Звуки [х] и [Х`]. Буквы Х, х.
Цели: развитие фонематических умений; понимание смыслоразличительной роли звука и буквы на его месте; развитие навыка конструирования предложений, контроля понимания прочитанного; формирование метапредметных учебных действий: регулятивные ( понимать, принимать и удерживать задачу; контролировать свои действия, действия одноклассников; работать по плану); познавательные ( опознавать звуки; понимать соотношения меж ду звуками и буквами; выполнять операции анализа, синтеза, обобщения);коммуникативные ( участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения; осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем; осваивать различные способы взаимной помощи).
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд 1.
У. Сегодня на уроке у нас сказочный герой, который живет в этом домике. Сейчас зимой он спит, но он проснется и вместе с нами весело будет заниматься на уроке. А кто он, вы сами отгадаете. А я вам желаю хорошо поработать на уроке.
Этап повторения изученного материала.
(1 мин.) У. Договариваем чистоговорки: первую и последние части говорим хором.
Ра- ра- ра _ идут коровы со ( двора).
Пы- пы- пы _ ставим бабки мы в (снопы).
Ре- ре –ре _ носим воду мы в (ведре).
Ор- ор- ор _ созрел красный (помидор).
Ай- ай- ай _ испекли мы (каравай).
- Что такое каравай? Откройте учебник «Азбука» на странице 38.
Рассмотрите на рисунке каравай. Прочитайте название этого рисунка. Объясните смысл пословиц.
(2 мин.) У. Вспомним изученный материал, который нам будет необходим на уроке. Назовите буквы парных согласных звуков.
Д. Б-П, Д-Т, З-С, Г-К, Ж-Ш В-? (объясняют, что пару еще не изучали)
У. Давайте себя проверим по схеме.
Слайд 2. Выставляется схема- «домик», где «живут» буквы парных согласных звуков.
У. Назову ряд букв, а вы продолжите: Л (эль),…
Д. М (эм), Н (эн), Р (эр) –это буквы всегда звонких согласных звуков.
Слайд 3.
У. Давайте проверим ваш ответ по схеме- «домику».
3. Этап формирования темы, учебных задач и критериев оценки работы учащихся.
(5 мин.) У. Посмотрите на странице 39 в красном квадрате что выделено? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Слайд 4.
Д. Тема сегодняшнего урока – «Звуки [х] и [х`]. Буквы, которые их обозначают Х, х.
У. Какие учебные задачи вы поставите в соответствии с темой урока?
Д. Задача 1. Научиться слышать звуки [х], [х`] в словах и отличать их от других.
У. Какой критерий оценки вы сформулируете в соответствии с этой задачей?
Д. Я умею слышать звуки [х], [х`] в словах и отличать их от других.
У. Какие еще учебные задачи поставим?
Д. Задача2. Учиться строить схемы слов со звуками [х] и [х`] и обозначать звуки буквами. Критерий оценки нашей работы по этой задаче: «Я умею строить схемы со звуками [х] и [х`] и обозначать звуки буквами».
Задача 3. Учиться читать слова с буквой Х.
Третий критерий: «Я умею читать слова с буквой Х».
Учитель вывешивает отдельный лист с записанными на нем критериями.
(5 мин.) 4. Этап открытия новых знаний.
Слайд 5. У. Предлагаю вам назвать изображенные предметы и «поймать» звуки, которые вы еще не изучали.
Ученик произносят слова «орехи» и «халат».
Д. Я «поймал» новые звуки [х] и [х`].
У. Дайте им характеристику.
Д. Звук [х] –согласный, твердый, глухой, непарный, потому что, когда мы его произносим громко – тихо, слышим один и тот же звук.
Звук [х`] –согласный, мягкий, глухой, непарный.
У. Сможете ли вы узнать букву этих звуков среди других?
Есть ли в нашем классе ученики, в чьих именах и фамилиях присутствует изучаемая буква?
Вызывает к доске одного ученика и просит его быть помощником.
У. Шахноза будет показывать вам карточку с буквами. Как только вы увидите букву- «хозяйку» сегодняшнего урока, хлопните в ладоши.
Слайд 6.
Ф, ф Ч, ч Ш, ш Х, х
У. Знаете ли вы, как называется эта буква? (Если ученики знают, произносят «ха», если - нет, сообщает учитель.) На что похожа эта буква?
На что похожа буква Ха.
«Ха» _ на ножницы похожа,
Но в работе, а не лёжа.
Хочешь _ режешь,
Хочешь _ шьёшь,
Хочешь _ сам себя стрижёшь.
На парте сложите из двух палочек букву х. Напечатайте в тетради букву х.
Куда же мы «поселим» эту букву?
Рассуждения учеников. Вывод: ни один из домиков не подходит.
Д. Нужен домик, где будут «жить» непарные глухие согласные…
Слайд 7. Учитель поощряет их догадку, вывешивает изображение нового «домика» и «заселяет» туда «жильца» - букву Х.
(5 мин.) 4. Этап работы над решением первой задачи.
Игра «Мягкий- твердый»
У. Сейчас Шохзода вам будет читать слова. Как вы думаете, какое задание я вам хочу предложить?
Д. Нам нужно «Ловить» звуки [х] или [Х`].
У. Верно. Как же мы поймем, какой именно звук вы «поймали»: твердый или мягкий?
Ученики предлагают варианты. Учитель останавливает на одном: средством обратной связи будут фишки синего и зеленого цвета (твердый или мягкий звуки) без колокольчика, т. к. эти звуки всегда глухие.
Слайд 8. Ученик читает слова: поход, шофёр, хитрец, успех, маршрут, хомяк, схема, орехи, халат. Ученики после каждого слова (если слышат звук), показывают соответствующую фишку. Ученик – помощник оценивает ответы. Если он не согласен, просит ученика аргументировать свой ответ. Таким образом, идет диалог «ученик –ученик» по коррекции неверных ответов.
Слайд 9. У. Спасибо! Прочитаем первый критерий оценки. Оцените по этому критерию свои успехи сигналами «Светофора».
Ученик поднимает зеленый сигнал, если считает, что очень хорошо умеет слышать звуки [х] и [х`] и отличать их от других, поднимает желтый сигнал, если считает свои успехи достаточно хорошими, и красный, если нужно еще подумать.
Слайд 10.
У. А вот и наш сказочный герой. Узнали, кто живет в сказочном домике? Как его зовут? Винни- Пух.
(2 мин.) 5.Физкультминутка.
(5 мин.)6. Этап работы над организацией второй учебной задачи.
У. Какой вопрос задают, если предмет одушевленный?
Д. Вопрос «кто?»
У. Если предмет неодушевленный?
Д. Вопрос «что?»
У. Вспомните, какие слова со звуками [х] и [х`] из тех, что читали сегодня, обозначают неодушевленные предметы?
Д. Что? Поход, успех, схема, орехи, халат.
Слайд 11. У. На доске и в тетради составьте звуковую схему слова халат.
Ученик выстраивают схему и показывают ее друг другу. Если замечена ошибка, задают уточняющие вопросы. Проводится коррекция ответов.
У. Дайте характеристику последнему звуку.
Д. Звук [т] – согласный, твердый, парный, глухой.
У. Дайте характеристику звуку, который соответствует теме урока.
Д. Звук [х] – согласный, твердый, непарный, глухой.
У. Дайте характеристику второму звуку в слове.
Д. Второй звук [а] – гласный, безударный.
У. Какие слова обозначали одушевленные предметы?
Д. Кто? Хомяк, хитрец.
У. Вспомните вторую учебную задачу, которую мы ставили перед собой.
Д. Учиться строить схемы со звуками [х] и [х`] и обозначать их буквами.
Слайд 12. У. В тетрадях постройте звуковую схему слова хомяк. Работайте по плану разбора.
План вывешивается на доске.
Произнеси слово.
Выдели каждый звук в слове.
Дай им характеристику.
Обозначь нужным цветом.
Проверь себя.
Поставь в слове ударение. Выдели безударные гласные звуки.
Раздели на слоги.
Учитель предлагает одному из учеников параллельно с классом работать на магнитной доске. Проверяет работу этого ученика и предлагает учащимся, выполнившим работу в тетрадях, сверить ее с работой на магнитной доске. Ученики проверяют, корректируют ошибки.
У. Обозначим каждый звук буквой.
Ученики дают ответы, в случае несогласия хлопают в ладоши.
Д. Первый звук [х] – согласный, твердый, непарный, глухой. Обозначим буквой Х. Второй звук [а] – гласный, безударный. Поэтому я не уверен, какую букву писать – о или а. Поставлю на месте этой буквы точку. Третий звук [м`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный. Обозначаю буквой М. Четвертый звук [ а] – гласный, ударный. Обозначу буквой я, потому что звук [а] слышу после мягкого согласного. Пятый звук [к] – согласный, твердый, парный, глухой. Обозначу буквой К, потому что могу проверить словом «хомяки».
Слайд 13. У. Вспомним вторую учебную задачу, которую вы ставили в начале урока. Оцените свои успехи по оценочной шкале в соответствии со вторым критерием.
Ученики чертят в своих тетрадях оценочную шкалу и обозначают любым значком высокий уровень - вверху шкалы, средний уровень – на середине, низкий уровень –внизу.
( 5 мин.) 7. Этап формирования навыков чтения с изученной буквой.
Слайд 14.
У. Прочитайте эту «цепочку» слогов жужжащим чтением.
Ха- хо-ху-хи-хе
Прочитайте хором и ответьте на вопрос: встретились ли в этой «цепочке» слова?
Хо-схо-вхо-хон-урхоУченики читают хором. Слов не обнаруживают.
У. Прочитайте справа налево.
Ученики обнаруживают слово ох.
Учитель записывает слово ох на доске.
Аналогично проводится работа со следующей «цепочкой»:
Ху-оху-схул-прохПри «обратном» чтении ученики обнаруживают 2 слова – ухо ( доказывают, почему это можно назвать словом) и ух.
Учитель записывает это слово рядом со словом ох и просит учеников прочитать еще раз эти 2 слова и ставит проблемные вопросы:
Почему это слова? Ведь они не называют ни предмета, ни признака. Можно ли к ним задать вопрос?
Ученики предлагают разные варианты объяснений и приходят к выводу, что эти слова действительно не называют ничего, не отвечают ни на какие вопросы, но в речи нам необходимы для того, чтобы выражать свои эмоции, чувства; приводят примеры.
Учитель поощряет догадки учеников. Приглашает трех заранее подготовленных учащихся прочитать стихотворения про такие слова, класс хором произносит последнее слово.
1-й ученик.
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово…ох!
2-й ученик.
У кого захватит дух,
Произносит слово…ух!
3-й ученик.
Те, кого охватит страх,
Произносят слово…ах! (Это слово дописывается к двум предыдущим)
4158615494665междометия
междометия
У. Такие короткие слова, которые помогают выразить чувства, эмоции, называются междометиями.
На доске (около трех междометий) прикрепляется табличка:
У. О междометиях вы еще много узнаете в следующих классах.
Работа по учебнику. Работа в группах.
1 группа – на листочках на ходят букву Х и подчёркивают её.
2 группа –читает слова и текст на странице 39.
3 группа –читает текст на листке и выполняет задание к нему.
У. Что мы называем текстом?
Д. Текст – это 2 или больше предложений, связанных между собой по смыслу.
Предлагаю вам прочитать текст. Работать будете в парах по плану.
2 ученика- помощника раздают листы с планом.
План работы.
Определиться, кто будет читать текст первым.
Читать текст поочередно.
Если считаешь, что прочитал плохо, прочитай еще раз.
Ответь на вопрос: « О чём прочитали?»
Какими словами в тексте говорится…
Найти и подчеркнуть слова с буквой Х.
Дать характеристику звуку, который обозначает эта буква.
Ученики выполняют работу, после завершения которой проводится проверка в соответствии с планом.
Учитель просит вспомнить третью учебную задачу.
Слайд 15.
У. По каким критериям можете оценить эту работу?
Ученик предлагают оценить правильность чтения (свою и напарника).
Ученики чертят оценочную шкалу в тетради. Правильность. Одним цветом оценивают свои успехи, другим – на шкале напарника его успехи.
(5 мин.) 8. Этап подведения итога урока.
Слайд 16.
У. Вспомним, какие учебные задачи вы ставили в начале урока.
Какие виды работ на этом уроке у вас вызвали затруднения?
Даю вам время, чтобы проанализировать в целом свои успехи на уроке и выставить оценку на экране. Кто хорошо выполнил три учебные задачи, то может подарить Винни- Пуху бочонок с медом, кто допустил 1-2 ошибки, то может подарить Винни-Пуху синий шарик, а кому еще надо подумать, то подарить может красный шарик.
У. Пожалуйста, кто готов оценить себя, подойдите к доске и поставьте награду.
Ученики выходят и ставят сигнал, который, по их мнению, они достигли. В результате «вырисовывается» общая картина оценки работы класса. Учитель подводит итог.
У. Спасибо за работу!
1-й ученик.
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово…ох!
2-й ученик.
У кого захватит дух,
Произносит слово…ух!
3-й ученик.
Те, кого охватит страх,
Произносят слово…ах!
Поход, шофёр, хитрец, успех, маршрут, хомяк, схема, орехи, халат.
План работы.
1.Определиться, кто будет читать текст первым.
2.Читать текст поочередно.
3.Если считаешь, что прочитал плохо, прочитай еще раз.
4.Ответь на вопрос: « О чём прочитали?»
5.Какими словами в тексте говорится…
6.Найти и подчеркнуть слова с буквой Х.
7.Дать характеристику звуку, который обозначает эта буква.
План работы.
1.Определиться, кто будет читать текст первым.
2.Читать текст поочередно.
3.Если считаешь, что прочитал плохо, прочитай еще раз.
4.Ответь на вопрос: « О чём прочитали?»
5.Какими словами в тексте говорится…
6.Найти и подчеркнуть слова с буквой Х.
7.Дать характеристику звуку, который обозначает эта буква.
План работы.
1.Определиться, кто будет читать текст первым.
2.Читать текст поочередно.
3.Если считаешь, что прочитал плохо, прочитай еще раз.
4.Ответь на вопрос: « О чём прочитали?»
5.Какими словами в тексте говорится…
6.Найти и подчеркнуть слова с буквой Х.
7.Дать характеристику звуку, который обозначает эта буква.