Рабочая программа профессионального модуля Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Губернский колледж г.Сызрани
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Подготовка химической посуды, приборов
и лабораторного оборудования

Профессия 240100.02 Лаборант-эколог




















2013 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 240100.02 Лаборант-эколог

Организация-разработчик: ГОУ СПО Губернский колледж г.Сызрани (технический
профиль)

Разработчики:

Турецкая Ирина Вячеславовна, преподаватель спецдисциплин
Мокеева Вера Владимировна, преподаватель химии и спецдисциплин
Выжлова Светлана Васильевна, преподаватель химии и спецдисциплин
Алексеева Татьяна Николаевна, мастер производственного обучения
СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

7

4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

11

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

14


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного
оборудования

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 240100.02 Лаборант-эколог
в части освоения основного вида профессиональной деятельности:
Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования
и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.
ПК 1.2. Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.
ПК 1.3. Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при освоении ОПОП по профессии 240100.02 Лаборант-эколог
на базе основного, общего образования, а также на базе среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
пользования лабораторной посудой различного назначения;
мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа;
выбора приборов и оборудования для проведения анализов;
подготовки для анализа приборов и оборудования.

уметь:
готовить растворы для химической очистки посуды;
мыть химическую посуду;
обращаться с лабораторной химической посудой;
подготавливать лабораторное оборудование к проведению анализов;
пользоваться лабораторными приборами и оборудованием;
вести учет проб и реактивов;
обращаться с химическими реактивами;
знать:
назначение и классификацию химической посуды;
правила обращения, хранения, сушки химической посуды;
правила мыться химической посуды;
механические и химические методы очистки химической посуды;
назначение и устройство лабораторного оборудования;
правила сборки лабораторных установок для анализов и синтезов;
правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования;
свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам;
правила обращения с реактивами и правила их хранения.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего –233 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 97 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося– 96 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 29 часов;
учебной и производственной практики – 108 часов.

Количество часов указано с учетом часов вариативной части, которые направлены на усиление разделов МДК 01.01. Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

2.результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код
Наименование результата обучения

ПК 1.1
Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

ПК 1.2
Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.


ПК 1.3
Подготавливать для анализа приборы и оборудование.


ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за результаты своей работы

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)



3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 1 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. Учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов





Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов




1
2
3
4
5
6
7
8

П К 1.1.
Раздел 1. Использование лабораторной посуды различного назначения, мытье и сушка посуды в соответствии с требованиями химического анализа.
53
40
10
13
-
-

П К 1.2.
Раздел 2. Выбор приборов и оборудования для проведения анализов.
37
28
8
9
-
-

П К 1.3.
Раздел 3. Подготовка для анализа приборов и оборудования
71
28
16
7
36
-




Производственная практика, часов
72
-
-
-
-
72


Всего:
233
96
34
29
36
72







3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 1 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

Наименование разделов
профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Использование лабораторной посуды различного назначения, мытье и сушка посуды в соответствии с требованиями химического анализа.

53


МДК 01.01. Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

53


Тема 1.1 Назначение лабораторной посуды
Содержание
10

2-3
2-3
2-3


1
2
3
Лабораторная посуда общего назначения
Лабораторная посуда специального назначения
Мерная лабораторная посуда



Тема 1.2 Очистка и сушка
лабораторной посуды
Содержание
10

2-3
2-3
2-3
2-3


1
2
3
4
Механические и химические методы очистки лабораторной посуды
Моющие растворы, правила их приготовления
Правила мытья лабораторной посуды
Методы горячей и холодной сушки лабораторной посуды




Лабораторные работы
10



1
2
3
Техника работы с лабораторной посудой
Приготовление моющих растворов
Очистка лабораторной посуды



Тема 1.3 Правила обращения и хранения лабораторной посуды и реактивов в химической
лаборатории
Содержание
10

2-3
2-3


1
2
3
Правила обращения и хранения лабораторной посуды в химической лаборатории
Правила обращения и хранения реактивов в химической лаборатории. Ведение учёта реактивов.
Свойства реактивов. Требования, предъявляемые к реактивам.



Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам и главам учебных пособий, а также по вопросам, составленным преподавателем)
Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Оформление отчетов о лабораторных работах
13


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Назначение и классификация лабораторий.
Требования к помещению лабораторий.
Требования к работающим в лаборатории.
Факторы, влияющие на условия труда в лабораториях.



Раздел 2. Выбор приборов и оборудования для проведения анализов.

37


МДК 01.01. Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

37


Тема 2.1. Назначение, устройство и правила обращения с приборами и лабораторным оборудованием
Содержание
14

2-3
2-3
2-3
2-3


1
2
3
4
Металлическое оборудование и лабораторный инструментарий
Нагревательные приборы
Весы
Оборудование для высокого давления и вакуума в лаборатории



Тема 2.2 Выбор приборов и оборудования для проведения анализов
Содержание
6

2-3
2-3


1
2
Основные лабораторные операции
Правила выбора приборов и оборудования для проведения анализов




Лабораторные работы
8



1
Выбор весов для проведения анализов




2
Выбор нагревательных приборов для проведения анализов



Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам и главам учебных пособий; по вопросам, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Оформление отчётов о лабораторных работах.
9


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы