Выступление на педсовете: Коррекционное значение изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения


Выступление на педсовете
Тема: КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Для изучения зрительного восприятия были отобраны методики: Забрамной С.Д., Катаевой А.А., Стребелевой Е.А.
Следующие методики были направлены на исследование особенностей восприятия сенсорных эталонов (форм, цвета) на начало эксперимента, и повторное исследование на выявление уровня развития восприятия после цикла коррекционных занятий по декоративному рисованию.
Констатирующее исследование проводилось в сентябре 2006 г., а контрольное в ноябре 2006 г. По ходу обследования ведется протокол, в котором фиксируются предлагаемые задания и успешность их выполнения, оказываемая ребенку помощь, способность к самостоятельному нахождению ошибок.
• Исследование восприятия ребенком цветаЦели исследования. Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.
Узнавание и называние цветов (см.рис 1)
Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и покажи, в каких шкафчиках лежат их вещи». После этого спрашивают: «Покажи шкафчик с зеленым (красным, синим, белым) цветком».
Интерпретация: неправильно показывает и не называет цвета-0; правильно показывает, но не называет цвета- 1; самостоятельно называет и показывает цвета-2.
Результаты: диаграмма 3 (см. Приложение)
Соотнесение объектов по цвету (см.рис 2)
Инструкция: «Покажи все красные, синие предметы одежды»
Интерпретация: неправильно показывает и не называет цвета-0;
правильно показывает, но не называет цвета- 1; самостоятельно называет и показывает цвета - 2;
Результаты: диаграмма 4 (см.Приложение),
Фиксация по насыщенности: 5 карточек от розового до темнокрасного.
Инструкция: разложи от светлого к темному
Интерпретация:все карточки правильно-2; 1-2 неправильно-1;
неправильно-0.
Данные исследования восприятия ребенком цвета фиксируются в таблице (см.таблицу 1)
«Исследование восприятия ребенком формы.Цели исследования: умение выделять признак формы, знание названий основных геометрических фигур.
Узнавание и называние формы. Шар, кубик, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Инструкция: назови ,какие фигуры ты знаешь.
Интерпретация: неправильно показывает и не называет фигуры-0; правильно показывает, но не называет фигуры- 1; самостоятельно называет и показывает фигуры - 2;
Результаты: диаграмма 1 (см.Приложение),
Соотнесение форм и фигур
Инструкция:«Покажи, на какой крючок дети повесили свое
полотенце». «Найди такие же фигуры на столе»
Интерпретация: неправильно показывает и не называет фигуры-0; правильно показывает, но не называет фигуры- 1; самостоятельно называет и показывает фигуры - 2;
Результаты: диаграмма 2 (см.Приложение)
Данные исследования восприятия ребенком формы фиксируются в таблице 2 (см.Приложение)
Анализируя результаты исследований зрительного восприятия можно сделать выводы, что выявленный низкий уровень актуального развития, является следствием особенностей восприятия, осмысления и воспроизведения материала. Дальнейший путь коррекции зрительного восприятия - организация и проведение занятий по декоративному рисованию, которые будут способствовать овладению детьми сенсорными эталонами.
Занятия декоративным рисованием, направленные на развитиезрительного восприятия.Данный цикл занятий направлен на развитие зрительного восприятия старших дошкольников с проблемами в развитии в процессе изобразительной деятельности. Цикл занятий рассчитан на три месяца при проведении одного занятия в неделю, (см. Приложение) Предусматривается углубленная работа с цветом и формой, как одними из основных средств развития зрительного восприятия.
Задачи:•Формирование сенсорных эталонов, уточнение их и формирование представления о системе сенсорных эталонов.
•Научение пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств различных предметов.
•Развитие сенсорных операций как части обследовательских перцептивных действий.
• Формирование сенсорных эталонов с использованием индивидуального подхода с опорой на данные психологопедагогические обследовании.
Выделенные программные задачи являются основными и обязательными для их решения. В то же самое время программное содержание каждого занятия может расширяться за счет дополнительных задач. Такими дополнительными задачами могут быть задачи развития внимания, памяти, воображения, речи; развития отдельных зрительных функций; задачи, взятые из другого типа занятий.
Главное, чтобы задания, предлагаемые детям, позволяли решить все программные задачи. Важно, чтобы занятие несло в себе два вида нагрузок для детей: мыслительную и зрительную деятельность. Умственная нагрузка достигается за счет сообщения новых знаний, углубления имеющихся, включения мыслительных операций, активизации произвольности внимания, памяти при решении задач, повышение полноты, произвольности и точности восприятия; ставить перед ним доступную задачу на восприятие и др.
В рамках разработанного цикла занятий используются вариативные методы. К ним относятся выбор темы, использование различных материалов (акварель, краски для ткани, самоклеящаяся бумага и т.д.) и приемов работы с ними. Важную роль здесь играет знание, как и с помощью чего можно получить необходимый результат, как к какому ребенку подойти, чем привлечь, как удержать внимание ребенка и т.п. Все это зависит от состояния ребенка, характера его проблем, его возможностей, интересов от индивидуальных трудностей ребенка. Это могут быть:
нарушенное восприятие цвета, формы, величины предметов и их положения в пространстве;
быстрая истощаемость;
неспособность длительно удерживать внимание и сосредоточиваться;
проблемы с переключением внимания;
плохая память;
медлительность, пассивность или, наоборот, эмоциональная возбудимость, расторможенность, неспособность подчиняться требованиям и неаккуратность;
трудности с принятием решений и совершением выбора;
нарушения общения: отсутствие элементарных навыков коммуникации, индивидуального общения и общения в коллективе;
различные невротические состояния, выражающиеся в тревоге, страхе, агрессии;
нарушения в моторной сфере;
нарушения в сенсорной сфере.
Педагог при реализации данной программы использует средства повышающие эффективность работы: внимание к выработке мотива действия ребенка на занятии как необходимого условия реализации творческого замысла; четкое перспективно-тематическое планирование; сменность тематики занятий от простого к сложному.