Технологическая карта Значение бактерий в природе и жизни человека


Технологическая карта урока
Предмет биология
Класс 5
Автор УМК И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова – М.: Вентана-Граф,2013, «Алгоритм успеха»
Тема урока Значение бактерий в природе и для человека
Тип урока Комбинированный
Учитель Толилова Н.А.
Задачи:
Обучающие:1) Закрепить материал о строении бактерий, как особого царства живой природы; 2)сформировать основные понятия, связанные со значением бактерий в природе и жизни человека.
Развивающие:
1)Формирование заинтересованности в учении, творческой активности; 2) способствовать развитию аналитического мышления.
Воспитательные:
1) Экологическое воспитание; 2)Продолжить формирование потребности здорового образа жизни.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! На уроке я надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей.
Не забудьте! Если что-то вы сказать хотите, тихо руку поднимите.
Давайте прислушаемся – тихо.
Давайте присмотримся. Посмотрите вверх, на парты, на руки… А кто потерялся, кого мы ищем?
- Самое время посмотреть, что вы узнали о них, как поняли материал прошлого урока, ведь он был насыщенный на новые понятия. Откройте с.42 нашего учебника, прочитайте термины, которые необходимо было усвоить и запомнить на уроке и повторить дома.
Для работы на уроке у вас на столах имеется весь необходимый материал: учебники, рабочая карта урока, приложения 1,2,3
Организует деятельность по проверке домашнего задания:
Задание 1
Работа в группе (по 4 ученика , учащиеся двух парт )
В файлах полоски, где на обеих сторон напечатаны термины. По команде учителя, после вопроса, капитан поднимает правильный термин (есть лишние термины)
Биологический словарь: ядро эукариоты прокариоты спора автотрофы гетеротрофы капсула цианобактерииВопросы:
1.Что отсутствует у клеток всех бактерий…
2. Организмы, у которых нет ядра называют…
3. Бактерии при неблагоприятных условиях превращается в …
4.Бактерии, которые сами себе создают органические вещества из неорганических веществ….
5. Группа бактерий, поставщиков кислорода…
6. Бактерии, которые питаются готовыми органическими веществами, добывая их из мёртвых или живых организмов называют…

Задание 2
Соотнесите по рисункам форму бактериальной клетки с названиями бактерий:

кокки бациллы спириллы вибрионы

Оцените свою работу в группе по пятибалльной шкале
Приветствуют учителя, друг друга; отвечают на вопросы учителя.
Предлагают ответы
Один учащийся зачитывает понятия
Слушают учителя
Работают в группе
Оценивают свою работу в группе Личностные: формирование положительного эмоционального настроя на урок;
формирование ответственного отношения к учебной деятельности.
Метапредметные: формирование навыков работы по заданному алгоритму действий, объяснение биологических явлений, процессов, связей и отношений.
Регулятивные:
Целеполагание
Предметные: умение опознавать изученные объекты и сравнивать.
Актуализация знаний по новой теме. Ребята, что вы узнали о бактериях?
Что ещё необходимо знать об этих организмах? Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока?
Открываем тетради и записываем тему урока «Значение бактерий в природе и для человека»
Какие цели мы поставим на урок? Наша с вами задача: рассмотреть положительную и отрицательную роль бактерий в жизни человека и принять решение, нужны ли нам эти организмы или нет? Можно ли на земле обойтись без Бактерий ?Есть ещё одна классификация бактерий - по их деятельности в природе и значимости для человека.
Разделите страницу тетради на три части, где мы будем отмечать названия бактерий и их деятельность Формулируют тему урока; цели Значение бактерий в природе,….. для человека Какие они бактерии полезные или вредные? Друзья или враги?
Выполняют задания Познавательные:
Формулирование проблемы, поиск путей решения;
Регулятивные:
целеполагание
Освоение нового знания
Физкультминутка
Применение нового знания Организует работу по параграфу 10 (работа в группе)
Выдаёт на каждую группу задания
1 группа – прочитайте в учебнике п.10 роль бактерий в природе (с.42-43 1-ый и 3-ий абзац) и выполните задания:
1 задание
Посмотрите перед вами два яблока: сравните предложенный вам материал, проанализируйте его и ответьте на следующие вопросы:

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?
- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?
- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.
Ребята, названия каких бактерий мы запишем в тетрадь?
2 группа – прочитайте в учебнике п.10 роль бактерий в природе на с.43 2-ой и 4-ый абзац и выполните задания
На столе рисунки корней бобовых растений, гербарный материал клевера, фасоли, бобов.
Что же это за клубеньки? Кто в них поселился? Какую роль в природе играют клубеньковые бактерии? Причём здесь клевер, бобы, фасоль?
В тетрадях записываем клубеньковые бактерии
Предлагает выполнить разминку под музыкальное сопровождение «Утренняя гимнастика»
3 группа – прочитайте в учебнике п.10 роль бактерий в жизни людей с.43 до слов Особенно тяжёлое пищевое отравление…с.44 и выполните задания
На столе коробочки с молоком и кефиром
1 задание
Какая существует взаимосвязь между молоком и кефиром? Что влияет на этот процесс? Вы купили молоко, что необходимо сделать, что бы оно оставалось как можно дольше свежим? Предложите варианты.
2 задание
Что человек может получить с помощью бактерий?
Ребята, записываем в тетради молочнокислые бактерии
4 группа – прочитайте в учебнике п.10 роль бактерий в жизни людей со слов Особенно тяжёлое пищевое отравление… с44 -45 и выполните задания
1.задание
Продолжите предложение БОТУЛИН – это….
Сделайте ученикам класса предостережение по поводу консервов.

2 задание
Расскажите о заболеваниях, вызываемых бактериями.
Прочитайте отрывок поэмы А.С.Пушкина «Пир во время чумы»
Царица грозная, Чума
Теперь идёт на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой …
Что делать нам ? И чем помочь?
Проанализируйте отрывок, что описывает А.С.Пушкин этими строками
Ребята, записываем в тетради болезнетворные бактерии. Рассказывает о кишечной палочке.
Организует отчёты команд по заданиям; работу класса на усвоение материала; ставит проблемные вопросы для класса, после отчёта каждой команды.
Проблемный вопрос для всего класса (после 1 группы учащихся)
(Я демонстрирую свежее яблоко и счищаю с него кожуру)
- Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это?
- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?
- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?
Проблемный вопрос для всего класса (после 2-ой группы учащихся)
На полях, в огородах рекомендуют севообороты ,т.е. менять места посадки выращиваемых культур. Предложите научное обоснование севооборота.
Проблемный вопрос для всего класса (после 3-ей группы учащихся)
Предложите меры по спасению урожая в огороде: огурцов, яблок, клубники. Вспомните пословицу «Летний день год кормит» .На какие знания о бактериях вы опирались?
Проблемный вопрос для всего класса (после 4 группы учащихся)
1.Можно ли по внешнему виду банок с консервами определить, что их лучше не использовать в пищу.
2.Предложите меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Например такими, как туберкулёз , столбняк …(или ваш пример).
Рассказывает о значении работ Р.Коха и Л.ПастераСлушают учителя работают по заданному алгоритму, высказывают своё мнение на поставленные вопросы, оценивают свою работу
Отвечают: почвенные (вариант - гниения)
Записывают : клубеньковые (симбиоз)
Выполняют упражнения
Записывают в тетради молочнокислые (брожение)
Записывают болезнетворные. Кишечная палочка (симбиоз)
Решают поставленные проблемы, объясняют свою точку зрения, оценивают свою работу
Слушают, анализируют Познавательные:
Информационный поиск;
Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;
Построение речевого высказывания.
Регулятивные:
Планирование;
Контроль;
Оценка и самооценка.
Коммуникативные:
Участие в совместной деятельности;
Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
Личностные:
Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
Первичное закрепление; проведение коррекции Организует работу в парах
Просит достать из конверта разрезанную таблицу (все графы перепутаны) и составить её в : 1 – графа(голубой цвет) – название бактерий, 2 (зелёный цвет) – значение в природе, 3 (жёлтый цвет) – значение для человека.
Название бактерий Значение в природе Значение в жизни человека
Бактерии гниения перерабатывают
остатки организмов превращают их в перегной повышают плодородие почвы, портят продукты питания
Почвенные бактерии разлагают перегной до неорганических веществ повышают плодородие почвы
Клубеньковые переводят атмосферный
азот в доступную для растений форму повышают плодородие почвы
Молочнокислые бактерии участвуют в разрушении органических веществ используются в производстве продуктов питания, кормов
Кишечная палочка
________ способствует перевариванию пищи
Болезнетворны
е бактерии вызывают инфекционные заболевания у живых организмов;
регулируют численность организмов вызывают инфекционные заболевания человека

Индивидуальная проверка усвоения материала
1. Какие бактерии можно назвать санитарами Земли?
2. Какие бактерии живут в симбиозе с клевером?
3. Какие бактерии обогащают атмосферу кислородом?
4.В каком состоянии находятся бактерии на замороженных продуктах?
4. Какой яд выделяют некоторые бактерии при неправильном консервировании мяса, грибов, овощей?
5.Напишите 2-3 заболевания, вызванные бактериями
Самопроверка с использованием ответов на доске, самооценка.
Работают в парах, собирают таблицу, проверяют по эталону, оценивают свою работу
Работают индивидуально, дают краткие ответы, проверяют работу и оценивают себя Познавательные:
Анализизученного материал, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;
Построение речевого высказывания.
Регулятивные:
Планирование;
Контроль;
Оценка и самооценка.
Коммуникативные:
Участие в совместной деятельности;
Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
Личностные:
Ответственное отношение к выполнению учебных задач
Итог урока Оценивание
Рефлексия Подводит итог по решению основной задачи урока, какую роль в природе и в жизни человека играют бактерии. Давайте, примем решение, нужны ли нам эти организмы или нет? Можно ли на земле обойтись без Бактерий ?Отмечает наиболее активных учащихся
Просит высказать своё мнение о урокеЗакончите предложения:
1) Больше всего на уроке мне понравилось...
2) Сегодня я понял...
3) Сегодня я задумался....

Подводят итог урока
Все живые организмы нужны на планете Без бактерий нет жизни.
Подсчитывают баллы за занятие, выставляют себе оценку
Выражают своё отношение к уроку: отвечают на вопросы и смайликом Регулятивные:
Участие в подведении итогов урока;
Самооценка.
Домашнее задание Организует объяснение выполнения домашнего задания: п.10. ответить на вопросы 1-4 с.45
Для желающих прочитать рассказ А.Беляева «Нетленный мир»
Творческое задание: синквейн, кроссворд по теме, сообщения о болезнях, вызванных бактериями
Записывают домашнее задание