Урок русского языка по теме: Имя существительное. Склонение имён существительных (3 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Имя существительное. Склонение имён существительных».

1. Ф.И.О. Антонова Татьяна Григорьевна
2. Класс 3
3. Тема: «Склонение имён существительных» № урока в теме: 1
4. Цель урока: дать понятие о склонении имён существительных.
5. Задачи:
- обучающие: формировать представление о склонении имён существительных;
учить распознавать падежи имён существительных по вопросам;
склонять имена существительные;
- развивающие: развивать речь учащихся, умственную деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету;
чувство взаимопомощи;
аккуратность при выполнении письменных работ.
6. Предметные:
-умение определять тип изученных орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами, осуществлять взаимоконтроль при проверке письменной работы;
-первоначальное представление о склонении имен существительных; названиях падежей и падежных вопросах;
-умение изменять имена существительные по падежам;

Метапредметные:
-умение формулировать цели своей деятельности;
-умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-развитие мышления, внимания через такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

Личностные:
-коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.

7. Тип урока: урок новых знаний
8. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая
9. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал (карточки со словами для составления предложений).


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА




Этап урока

Название используе-
мых ЭОР
(с указанием порядкового номера из приложения)

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика
Вре-мя
(в мин.)



I


Организацион-ный этап.

Создаёт эмоциональный настрой, рабочую обстановку, проверяет присутствующих, нацеливает на урок.
Приветствие учителя.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
И я хочу вам пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!
Игра-приветствие «Удачи тебе на уроке!»
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами)
- успеха (указательными)
- большого (средними)
- во всём (безымянными)
- и везде (мизинцами)
- «Удачи!» (прикосновение всей ладонью)
Действия повторяются во второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются и произносится фраза: «Удачи тебе на уроке!»
Готовятся к уроку, настраиваются на работу.

1 мин


II


Актуализация знаний













Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(№ 1)
1. Фронтальный опрос.
Задаёт вопросы:

- Какой раздел русского языка мы изучаем?

- Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – имя существительное. Имена существительные появились в речи в числе первых слов.

-Какие слова называются именами существительными?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Какими бывают имена существительные?
- Как изменяются имена существительные?



Называют раздел «Имя существительное».





Рассказывают правило.

Находя ошибки в определении.


Отвечают на вопросы.

5 мин















III


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.
- Обратите внимание!
соваґ соваґ
соґвы совыґ
сове
сову
совой
(о) сове
- Что удивило? Что заметили?



- Какой возникает вопрос?



- Как ещё могут изменяться имена существительные? Какие есть гипотезы?

- Вы с этой гипотезой согласны? Почему?

- К какому выводу пришли?


- Где можем проверить правильность вывода?

- Откройте учебник на стр. 36. Прочитайте правило. (Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)

- Какие новые термины вам встретились?

- Что такое склонение?
- Какую тему только что освоили (познакомились) и будем закреплять?


Высказывают своё мнение.






- Имена существительные изменяются не только по числам.

- Как ещё по-другому могут изменяться имена существительные?

Дети выдвигаю гипотезы.




- Имена существительные изменяются по вопросам.

- В учебнике.

Учащиеся читают правило.




- Падеж, склонение.


Склонение имён существительных.

5 мин


IV

Первичное усвоение новых знаний.



1. Работа над новым понятием.
- Выполним упражнение №64 на странице 36. Запишите.
- , прочитай первое предложение.
(Сосна любит расти на сухих песках.)

- На какой вопрос отвечает имя существительное сосна?

- Запишем: (Что?) сосна;

- На какие вопросы отвечает имя существительное сосна в других предложениях?

- Выпишите его вместе с теми словами, от которых ставили вопросы к этому имени существительному по образцу.




- Что вы вставили вместо точек?


- Почему вы решили, что это формы изменения одного слова, а не родственные слова?

- Почему изменялось окончание существительного сосна?

- Как называется изменение имён существительных по вопросам? (правило стр. 36, внизу)


Работают в тетради.




- Что.




- Чего, к чему, на что, под чем, на чём.

- ; хвоя (чего?) сосны; прилетел (к чему?) к сосне; села (на что?) на сосну; растут (под чем?) под сосной; играли (на чём?) на сосне.

- Формы изменения имени существительного сосна.

- Изменяется только окончание.

- Изменялись вопросы.


- Изменением по падежам или склонением.



10 мин















V

Первичная проверка понимания.

1. Моделирование термина «падеж».
- Греческие учёные заметили, что имена употреблённые в речи «падают» той или иной формой.
(Учитель бросает на стол кубик, на гранях которого написаны формы слова сосна и демонстрирует это «падение»).

- Падеж – что это?


- На странице 37 учебника прочитайте сведение о русских падежах.
(В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.)

- Таблица на странице 37 «Склонение имён существительных» поможет вам выполнить задания в группах.

Работа в группах.
1 группа. Карточки с вопросами падежей расположены беспорядочно. Восстановить порядок – каждому падежу свои вопросы.

2 группа. Восстанавливают «Сказку о падежах», где пропущены названия падежей.
(Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать падеж.
Родился и стал падеж.
Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали падеж.
Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал падеж.
Потом он подрос , начал творить добрые дела и стал называться падеж.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь падеж.)

3 группа. Распределяют слова-помощники есть, нет, дать, вижу, доволен, думаю по падежам.

По окончании работы группы все вместе создают таблицу-опору.

Падеж
Вспомогательное слово
Вопросы

Именительный
есть
кто? что?

Родительный
нет
кого? чего?

Дательный
дать
кому? чему?

Винительный
вижу
кого? что?

Творительный
доволен
кем? чем?

Предложный
думаю
о ком? о чём?


- Почему у каждого падежа два вопроса?




- Как эта картинка связана с падежами?



Физминутка.
- Опустите, склоните головы вниз. Поднимите.

- А как можно «склонять» голову, не опуская её вниз?








- Падеж – это форма изменения имени.

Работают с учебником.









Работают в группах.


































- Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые


- Есть такой старый детский стишок. Запомнишь его – запомнишь и падежи. «Иван родил девчонку. Велел тащить пелёнку.»




















Физминутка.

- По падежам.

5 мин














5 мин





























5 мин


VI


Первичное закрепление












Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(№ 4)
1. Работа в тетради.
- Просклоняйте имя существительное голова. Обратите внимание на краткое обозначение названий падежей на странице 38 в упражнении 66.

И. п. что? голова
Р. п. чего? головы
Д. п. чему? голове
В. п. что? голову
Т. п. чем? головой
П. п. о чём? о голове

- Определи падеж имён существительных.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

- Определите падеж имени существительного земле?

- Почему нелегко?

- Составьте в группах «Алгоритм определения падежа имён существительных».
(Каждой группе выдаёт учитель бумагу, клей, заготовки-шаблоны для алгоритма).

«Алгоритм определения падежа имён существительных»
Найди слово в предложении или словосочетании к которому имя существительное относится.
Задай два падежных вопроса от главного слова к зависимому имени существительному.
По падежному вопросу определи падеж имени существительного.



Работа с ноутбуками в паре.
Упражнение.
- Определи падеж каждого имени существительного. Перенеси к именам существительным падежи.

Работа в тетради.
















Отвечают на вопросы.



Создают алгоритм-таблицу.

5 мин








VII

Рефлексия.

Подводит итог урока, задаёт вопросы:

- С каким новым понятием вы познакомились на уроке?

- Что такое склонение?

- Где можно применять новые знания?

Работа с ноутбуками в паре. Проверочная работа.

- А над чем вам ещё необходимо поработать?

Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу.
5 мин

VIII
Домашнее задание.

Даёт рекомендации при выполнении домашнего задания.

- Сделать маленькую копию таблицы-опоры. Выучить названия падежей и вопросы к ним.

Записывают домашнее задание в дневники.
1 мин



·° 1
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ї
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·—
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·О
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·‡
·–
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·q
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·д
·
·
·
·
·
·ќ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·f
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·Э
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·<
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·і
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·‡
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·†
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·…
·
·
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·Ѓ
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·М
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·C
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·ы
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·!
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·”
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·‰
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·!
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·„
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·{
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·№
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·ї
·
·
·
·
·
·
·
·!
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·†
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·й
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·д
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·°
·
·F
·
·
·
·
·
·‚
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·№
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·‡
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·
·~
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·–
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·°
·
·О
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·C
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·°
·
·V
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·Ѓ
·
·
·B
·Ђ
·
·
·
·°
·
·,
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·"A
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·‘
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·»
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·†
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·6
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ѓ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·A
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·‡
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·‰
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·‡
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·°
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·C
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·@
·
·з
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·†
·
·
·о
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·15