Доклад Подготовка учащихся к олимпиадам по математике в 5-6 классах.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Подготовка учащихся к олимпиадам по математике в 5-6 классах.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими  важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих, так как современному образованию, присущи профильность и высокие требования молодежного рынка труда.

Эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся с разными типами одаренности являются предметные олимпиады. Очень высокий интерес к математическим олимпиадам, конкурсам, кружковым занятиям проявляют учащиеся 5-6 классов. Поэтому так важно в этот период создать все условия для проявления математических способностей, реализации интеллектуальных возможностей учащихся. Таким образом, можно определить основную цель и задачи для работы школы и учителя на данном этапе.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Основная цель: создание условий для выявления и развития одаренных учащихся через различные формы и методы работы в урочное и внеурочное время.
Задачи:
Изучение и применение методик для выявления одарённых детей.
Работа психолого-педагогической поддержки способных детей.
Систематизация методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества на уроках математики.
Расширение возможностей для участия школьников в олимпиадах и конкурсах по математике различного уровня.
Поставленные цели и задачи можно представить в виде схемы.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
К 12 годам умственное развитие детей позволяет выполнять мыслительные операции, не только опирающиеся на личный конкретный опыт, они овладевают абстрактно-понятийными способами мышления и к 14-15 годам формируется логика взрослого человека. Помимо данных особенностей развития, одаренных учащихся часто характеризуют: свернутость и вариативность мышления, долговременная память, а так же рассеянное внимание, психические отклонения, неадекватная самооценка и эгоизм. Поэтому с такими детьми и их родителями необходима систематическая работа учителя, совместно со школьным психологом.

На данный момент существует огромное количество различных олимпиад и конкурсов для учащихся 5-6 классов. Возникает вопрос: «Как добиться успешного участия школьника в математической олимпиаде?»
Сегодня в распоряжении педагогов имеется большое количество литературы по подготовке учащихся к олимпиадам, но в основном - это сборники заданий с ответами или коротким решением. Вопрос методики подготовки школьников среднего звена недостаточно разработан, и заинтересованный учитель находится в постоянном поиске нужной информации. Каждый из нас выбирает свои направления, методы и приёмы организации занятий с одарёнными детьми.

Некоторые мои направления работы по подготовке учащихся к олимпиадам.
На изучение математики в 5-6 классах в нашей школе отводиться 5 часов. В 6-м классе добавляется 1 час кружковой работы (15 уч-ся из параллели 6-х классов).
Для достижения поставленных целей выбираю несколько направлений работы:
Работа на уроке;
Внеклассная работа;
Взаимодействие с внешкольными структурами социума;
Заочная работа.
Только задействовав все направления в подготовке учащихся к олимпиаде, можно ожидать успеха.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Работа на уроке.
На уроках в 5-6 классах включаю задачи, способствующие развитию логики мышления. В методической литературе по любой теме урока можно подобрать задачи, требующие нестандартного мышления.
Для развития интереса в программу урочных занятий включаю рассмотрение занимательных задач, ребусов, задач-шуток и т.д.
Творческие домашние задания. Например, задания на дом типа: «Придумайте задачу-сказку по теме», «Составьте кроссворд», «Придумайте ребусы» и т.д.
Домашние олимпиады. Обычно это набор из нескольких задач, которые предлагаются для решения в начале недели.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Внеклассная работа.
Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах.
Индивидуальная работа - такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, зависимо от способностей и знаний ученика.
Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней относиться кружковая работа. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся. В содержание внеклассной работы с учащимися, интересующимися математикой, включаю вопросы, выходящие за рамки школьной программы, но примыкающие к ней. Продолжением кружковой работы является летний интеллектуальный лагерь на базе гимназии.
Массовая работа - проводится с большим детским коллективом. Это недели математики, конкурсы, соревнования.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Взаимодействие с внешкольными структурами социума
В течении учебного года студенты НИСПТР (Набережночелнинский институт социально – педагогических технологий) проводят серию занятий с учащимися 5-6 классов.
Во время каникул учащиеся посещают математическую школу "Олимпионик" на базе НИСПТР.
Летний математический лагерь на базе НИСПТР

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Участие в открытых турнирах математических игр, в турнире юных математиков имени Лобачевского.

Заочная работа.
Сегодня получила значительное развитие заочная олимпиада, которая обладает неоспоримыми достоинствами: доступностью, дешевизной, простотой организации, протяженностью во времени. Задания либо рассылают по почте, либо размещают в Интернете на сайтах образовательных учреждений. Цель заочных олимпиад - дать импульс к саморазвитию и творческому поиску. В каких заочных олимпиадах принимать участие это наш выбор, просто необходимо найти время разобраться в большом ассортименте предложений и уделять внимание этим интересным конкурсам. Мы с учениками выбрали http://metaschool.ru/ (МетаШкола Петербургские интернет-кружки и олимпиады). Привлекателен тем, что доступный для всех и бесплатный, массовый, разнообразие конкурсов и олимпиад, итоги подводятся сразу после окончания конкурса, пополняется портфолио учащихся дипломами разных степеней, учитель может отслеживать результат. Кроме того на протяжении нескольких лет гимназия принимает участие в международной олимпиаде по основам наук.
Задача учителя направить учащихся туда, где они смогут заниматься, но иногда родители не заинтересованы в этом. Наша задача убедить их в необходимости развития своих талантливых детей.

Внеурочные формы работы можно представить в виде схемы.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Все вышеперечисленные направления относятся к системной подготовке к олимпиадам.
Кроме того, существует так называемая интенсивная подготовка, которая проводится непосредственно перед конкурсами и олимпиадами.
Для участия во всероссийском педагогическом конкурсе мною был составлен традиционный задачник «За две недели до олимпиады».
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Название говорит само за себя. Задачник рекомендуется использовать на заключительном этапе подготовки к муниципальному туру олимпиады по математике для учащихся 6 классов.
Данная разработка так же может быть использована для самостоятельной подготовки учащихся к олимпиаде.
В сборник включены задачи для устного решения – задачки для разминки и ответы к ним. Разработка содержит справочный материал к отдельным темам и задачи с последующим подробным решением. В конце сборника находятся две тренировочные работы в формате, который использовался последние два года на муниципальном туре олимпиады по математике в 5- 6 классах. После заданий приведены варианты решения всех задач. Учитель может использовать этот сборник для проверки готовности учащихся к олимпиаде. Время выполнения заключительных работ 1.5 часа. Критерий готовности – это процент правильно выполненных заданий. 80%-100% - высокий уровень готовности, 60- 79%- хороший уровень готовности, 40% -59% - средний уровень, менее 40% - низкий уровень готовности. В сборнике приведены правильные ответы и решения ко всем заданиям.
С разработкой можно ознакомиться на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Отслеживание результатов.
Для отслеживания результатов участия учащихся в конкурсах и олимпиадах, для каждого класса по четвертям ведётся таблица результатов.
Приведу в пример фрагмент такой таблицы в одном из классов.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
С помощью таких таблиц мне достаточно просто определять победителей по итогам четверти и года в конкурсе «Лучший математик». В этом конкурсе в каждом классе определяются по три победителя, затем трое лучших из параллели. Все победители награждаются грамотами и призами.

В заключении хочу сказать, что реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к математике. Олимпиады и конкурсы позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.









13PAGE 15


13PAGE 14815





































15