Урок по математике на тему Четырёхзначные числа. Нумерация


Конспект урока
Класс:3а кл.
Предмет: математика
Тема: (четырехзначные числа. нумерация) Нумерация многозначных чисел. Знакомство с новой счетной единицей – тысяча. Анализ структуры трехзначных и четырехзначных чисел. Классификация многозначных чисел.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: развитие личности уч-ся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.
Задачи:
Предметная: познакомить учащихся с новой счетной единицей – тысячей; учить читать и записывать четырехзначные числа; продолжить работу по формированию навыков табличного умножения и деления; повторить чтение и запись трехзначных чисел, их разрядный состав.
Метапредметная:
Познавательная: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, содействовать развитию умения наблюдать, формировать умение структурировать информацию.
Регулятивная:
Обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Коммуникативная:
Содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностная:
Способствовать осознанию рефлексивного алгоритма « Я – мы – дело», помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя и учащихся УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! Ровно встали, проверьте, все ли в порядке на ваших рабочих местах.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Устный счет.
1. Найдите выражения, значения которых равны 100.
50 · 2
20 · 5 – 100
180 – 80
109 – 9 101 + 1
100 · 0
70 + 30
25 · 4 – 0 15 · 6 + 10
17 · 4 + 32
18 · 5 + 15
14 · 6 + 36
2. И г р а «Назови число».
а) Назовите числа, на 1 большие чисел 25, 40, 99.
б) Назовите соседей чисел 80, 99, 36.
в) Какие числа живут между 49 и 51, 93 и 95.
г) Какие числа потерялись: 47, 48, 49, 52, 55?
д) Назовите все числа первой сотни, которые оканчиваются цифрой 5. Сколько таких чисел?
3. Найдите лишнее число.
а) 28, 16, 5, 17, 39, 57.
– Как называется это число? (Однозначное.)
б) 4, 9, 16, 8, 7, 1, 6.
– Как называется это число? (Двузначное.)
в) 25, 63, 100, 91, 54, 36.
– Как называется это число? (Трехзначное.)
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование(при анализе пробного действия перед его выполнением)
3.Выявление места и причины затруднения 1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а (выполнение задания № 148).
– Разбейте данные числа на две группы, выбрав самостоятельно основание для классификации.
а) 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53. (Первая группа – двузначные числа, записанные одинаковыми цифрами, а вторая группа – двузначные числа, записанные различными цифрами. Отсюда: 33, 22, 11, 44 и 84, 75, 13, 53.)б) При разбиении чисел второго ряда можно ориентироваться на количество десятков: 91, 95, 94 и 81, 82, 87, 85.
в) При разбиении чисел третьего ряда – на сумму чисел, обозначаемых цифрами, которыми записано каждое число.
В одну группу войдут числа 45, 36, 54, 63, 27, 72.
Сумма чисел, обозначенных цифрами каждого числа, равна 9.
Вторая группа: 25, 52, 61, 16, 43. Здесь сумма чисел, обозначаемых цифрами каждого числа, равна 7.
– Увеличьте каждое число первого ряда на 2 сотни.
Учащиеся получают трехзначные числа: 233, 284, 275, 222, 213, 211, 244, 253, а затем переписывают их в порядке возрастания: 211, 213, 222, 233, 244, 253, 275, 284.
Аналогично получаются трехзначные числа из чисел второго и третьего рядов.
г)145, 567, 1000, 785, 445- Посмотрите на 4 строку, какое число, яв лишним? (1000)-Почему? (все числа трёхзначные, 1000 четырёхзначное, 4 цифры)
Учащиеся читают тему урока: «Четырёхзначные числа».
– Это и будет темой нашего урока. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
4.Построение проекта выхода из затруднения Значит, какую цель поставим на этот урок?
Познакомиться с новой единицей счёта – тысяча.
Учиться читать и записывать четырехзначные числа
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
5.Реализация построенного проекта 1.З н а к о м с т в о с н о в о й с ч е т н о й е д и н и ц е й – тысячей (выполнение задания № 149).
– Продолжите ряд чисел по тому же правилу.
991, 992, 993, 994, 995, 996, 997, 998, 999, 1000, 1001, 1002, 1003… .
– По какому признаку можно разбить данные числа на две группы? (Трехзначные и четырехзначные.)
– Как называется самое маленькое четырехзначное число? (Одна тысяча.)
– Как по-другому можно прочитать это число? (Десять сотен или сто десятков.)
Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, то учитель предлагает записать 2 ряда чисел:
1 сот., 2 сот., 3 сот., 4 сот., 5 сот., 6 сот., 7 сот., 8 сот., 9 сот., 10 сот. и т. д.
100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900, 1000 и т. д.
– Сравните запись чисел в первом и во втором ряду. Обратите внимание, что вместо слова «сотен» во втором ряду мы записали два нуля.
– Как узнать, сколько в числе сотен? (Нужно закрыть разряд единиц и десятков и прочитать оставшееся число. Оно будет обозначать число сотен.)– Запишите и продолжите следующие два ряда:
90 дес., 91 дес., … , 99 дес., 100 дес.
900, 910, … , 990, 1000.
– Как узнать, сколько в числе десятков? (Нужно закрыть разряд единиц и прочитать оставшееся число. Оно будет обозначать число десятков.)– Как же можно прочитать число 1000?
2.З а п и с ь н а д о с к е:
1000 – 100 десятков;
1000 – 10 сотен. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. Познавательные:
общеучебные:
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
6.Физминутка Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки.
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай» –
Им рукой не помогай. 7. Первичное закрепление 1.З а к р е п л е н и е с п о с о б о в ч т е н и я трехзначных чисел.
а) Запишите любые числа, в которых 2 сотни.
З а п и с ь: 200, 201, 234, 258 и т. д.
– Увеличьте любое из этих чисел на 4 сотни.
234 + 400 = 634
– Сколько сотен в этом числе? (6 сотен.)
– Увеличьте это число на 3 сотни.
634 + 300 = 934
– Сколько сотен в этом числе? (9 сотен.)
– Сколько сотен получим, если число 934 увеличим на 1 сотню? (934 + 100 = 1034, получим 10 сотен и еще 34.)
б) Прочитайте данные числа, выделяя десятки:
234 – 23 дес.
932 – 93 дес.
975 – 97 дес.
1000 – 100 дес.
в) Прочитайте данные числа, выделяя сотни:
234 – 2 сот.
932 – 9 сот.
975 – 9 сот.
1000 – 10 сот.
2. Р а б о т а с к а л ь к у л я т о р о м (выполнение задания № 150).
– Наберите на калькуляторе 1 тысячу. Прибавьте к этому числу 1 тысячу, еще 1 тысячу и т. д.
З а п и с ь в тетради и на доске:
1000, 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, … .
– Запишите эти числа, выделяя десятки.
100 дес., 200 дес., 300 дес., 400 дес., 500 дес., 600 дес., … .– Запишите эти числа, выделяя сотни.
10 сот., 20 сот., 30 сот., 40 сот., 50 сот., 60 сот., … .3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 151.
– Прочитайте по-разному каждое число.
а) 10, 20, 30, 40 … . (1 дес., 2 дес., 3 дес., 4 дес.)
б) 100, 200, 300, 400 … . (1 сотня, 2 сотни, 3 сотни, 4 сотни.)
в) 1000, 2000, 3000, 4000 … . (1 тысяча, 2 тысячи, 3 тысячи, 4 тысячи.)
Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. Познавательные:
Использование общих приёмов, построение речевых высказываний.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Задание на карточках: нужно записать числа цифрами.1.У вас на листочках напечатано задание. Запишите числа цифрами.
Вариант 1(для слабых учеников) Вариант 2(для сильных учеников)
84дес.= 8дес.∙3=
36сот.= 5сот.∙7=
283дес.= 6∙6дес.=
5тыс.= 4∙7сот.=
Проверка 84дес.= 840 8дес.∙3= 240
36сот.=3600 5сот.∙7=3500
283дес.= 2830 6∙6дес.=360
5тыс.= 5000 4∙7сот.= 2800
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка-оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
9. Включение в систему знаний и повторение 1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 152.
100+300+400+500=1300
200+600+700+800=2300
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 153.
Учащиеся читают числа в каждой паре и сравнивают их.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 154.
Учащиеся находят сходство и различие чисел в каждом столбике.
1200
1020
1002
Первый столбик:
а) во всех числах 1 тысяча (сходство);
б) все числа записаны с помощью цифр 1, 2, 0 (сходство);
в) все числа четырехзначные (сходство);
г) цифры 0 и 2 имеют в каждом числе свои значения (различие).
Аналогично анализируются числа в других столбиках.
4. Работа в паре
6502 4728 2400
1) Увеличь каждое полученное число на 4 десятков.
2) Увеличь каждое полученное число на 2 сотни.
3) Уменьши каждое полученное число на 1 тысячу.

Проверка
6502 4728 2400
6542 4768 2440
2) 6742 4968 2640
3) 5502 3728 1400 Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий. Регулятивные: прогнозирование.
10. Рефлексия учебной деятельности - Какова тема нашего урока?
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Достигли мы целей?
 Домашнее задание: №155, 156
Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка- выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.