Учимся, играя…Советы родителям будущих первоклассников, имеющим нарушения речи


«Как говорит Ваш ребенок?»
Каждый родитель задаётся вопросом: «А правильно ли говорит мой ребёнок?».
Чтобы составить полное представление о речи ребёнка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:
1735454333375• понимание речи;• оценка речи по звучанию (звукопроизношение);• фонематический слух; • связная речь;• лексико-грамматический строй речи;• состояние голоса;• темп речи.
Понимание речи включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определённой последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.
Связная речь подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребёнок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определённого количества слов.
Оценка речи по звучанию предполагает определить внятность речи ребёнка.
Фонематический слух. Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность производить звуко-буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.
Лексико-грамматический строй речи. Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).
Состояние голоса. Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса. Младшим школьникам предлагается изменить повествовательное предложение на вопросительное и восклицательное предложение.
1351915160020Темп речи. Говорит ли ребёнок либо слишком медленно, либо слишком быстро.
330200126365
Речевые игры домаРазвивайте речь ребенка!
Разговаривайте с ним на прогулке, играя, занимаясь домашними делами. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал. Учите ребенка различать звуки в словах, определять место звука в слове.Назвать как можно больше слов на заданный звук: - а- Аист, Аня, астра; Назвать как можно больше слов , в составе которых есть данный звук: Звук С – собака, сумка, нос, усы, автобус;Звук Ж – жук, ножи, ножницы, жираф.Дополнительное задание: определить место в слове (в начале, в середине или в конце слова).Определить, какой звук слышится в начале или в конце слов: ШАР, КОТ, ЖУК, СТУЛ. Определить, из каких звуков состоит данное слово. Для этого слово произносится протяжно, с выделением данного звука: Уумм, ддоомм, шшууббаа. Отгадать, какое слово получится из отдельно произносимых звуков: Л…у…н…а,   р…у…ч…к…а. Отгадать, какое слово задумано:1. отсутствует 1-й звук: ..уба, ..ампа.2. отсутствует последний звук: сту.., бан.., самова… Назвать слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова: совА – АльбоМ – МальчиК…Для этих целей очень полезны игры в города, цветы и т.п., в которых называются только слова – названия городов, цветов. Подобрать похоже звучащее слово, т.е. рифму: мишка – топтышка, малышка, сынишка… Составить предложения, слова которого начинаются на определенный звук:П – Папа принес подарок. Б – Боря бьет в барабан. Составьте как можно больше предложений, используя данные слова:Мышка – сыр, Автобус – дорога, Мальчик – книга. Развитие движений кисти и пальцев рук
Развитие речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Благоприятное действие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, семечек, соломы, бусинок и т.д.).Выкладывание букв из различных материалов - серьёзное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала вы выкладываете или рисуете на бумаге букву - образец и знакомите с ней ребёнка. 3атем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда ребёнок с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится их читать.Используйте для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы кусочки бумаги, веточки, счётные палочки, толстые нитки.Предложите ребёнку самому находить материал для выполнения подобных заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых. Самомассаж кисти и пальцев рук.1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. 2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий. 3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз. 4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев. 5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек. 6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп. 7. Надавливание не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.Детям 6—7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь...»Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес...»
Дидактические упражнения
Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения.Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы: «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать — руку протянешь».Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего и не сделаешь», «Поспешишь — людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю все некогда».Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря ребенка пословицами, например: «Много снега — много хлеба», «Зимой солнце светит, да не греет», «Осенняя муха больно кусается», «Без ветра и трава не шелестит», «Синица пищит, зиму вещает», «летний день год кормит».Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).«Белый камень в воде тает». (Сахар.) «В одной бочке два теста». (Яйцо.)«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду — испугается». (Соль.)«Без окон, без дверей, полна горница людей». (Огурец, тыква.) Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз.) «Невидимка ходит в лесу, все деревья раздевает». (Осень.) Рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз — книжку, конфетку, игрушку.Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению («шить», «пришить», «вышивать», «зашивать»), которые дети нередко путают объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»). Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелковый» — «сшитый из шелка», вместо «шерстяной» — «связанный из шерсти».В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая». «Какой помидор?» — «Красный, круглый».
Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».58991560325
Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной деятельности детей, насыщенной новыми, яркими впечатлениями.
ВАШ ребенок открыт, доверчив и восприимчив к окружающему и ему многое хочется узнать самому, поэтому он без конца задает вопросы »Как?» «Почему?», «Зачем?» Его интересует очень многое, но не всегда они могут направить свою энергию и творчество в нужном направлении. И задача педагога, и родителя тоже, заинтересовать ребенка, организовать поле для исследования.
Верьте в силы ребенка и ПОМНИТЕ: СПОКОЙНАЯ МАМА – СПОКОЙНЫЙ ребенок. никогда не оставляете задание не отработанным!!!!!!
Уважаемые родители!
Играйте с ребенком не от случая к случаю, а регулярно, систематично, обязательно повторяйте, то о чем говорили раньше, не забывайте приносить тетрадь в детский сад и забирать домой, и только тогда вы получите наилучший результат – чистую речь своего ребенка.
Желаю Вам терпения, искренней заинтересованности, успехов в занятиях и радости в общении с вашими детьми !103254711774614605055880
1984375-6985
МКОУ Половинская СОШ
Краснозерский район Новосибирская область
74192759055
«Железо ржавеет не находя себе применения, стоячая вода либо гниет, либо замерзает от холода, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.» Леонардо да Винчи
Выполнила: учитель – логопед
Калашникова Лариса Викторовна
Половинное
2014год