Программа элективного курса Ключ к здоровью

Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Семикаракорска»




Рассмотрено и утверждено
на заседании методического совета
протокол № ------ от ---------------
Директор школы -------------- В.Н.Шибанова
Согласовано
Специалист МУ «Отдел образования»
-------------------- Е.Ф. Григорьева
Дата -----------------------




Программа элективного курса
«Ключ к здоровью».









Учитель: Маркина Галина Александровна





г.Семикаракорск


Девиз: «Береги здоровье с молоду»


Пояснительная записка

Элективный курс «Ключ к здоровью» направлен на формирование у школьников понятия «здоровье», «здорового образа жизни» как сложного социально-медико-психологического феномена, определяющего развитие личности в целом. В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке. Одна из главных задач государственной политики – задача по формированию культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни. В существующих подходах здоровьесберегающего образования преимущество отдается вопросам здорового образа жизни по следующим направлениям:
Формирование установок на здоровый образ жизни.
Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.
Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании.
Исходя из этого, мною был разработан элективный курс. Программа курса призвана содействовать утверждению в жизни общества идеи оздоровления, способствовать созданию благоприятных условий для раскрытия личности ученика. Она ориентирована на пропаганду здорового образа жизни. При этом не стоит забывать, что «здоровая личность» - это не только физически здоровый человек, но и личность, находящаяся в процессе постоянного духовного развития.





Цели и задачи

Цели:
Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью
Формирование адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях
Формирование у молодого человека развитой концепции самосознания
Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

Задачи:
Формирование здорового жизненного стиля
Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровому поведению
Создание условий для открытого, доверительного общения
Информирование о действии и последствиях злоупотребления ПАВ и других форм саморазрушающего поведения, о стрессах и путях их преодоления.











Методы работы:
Групповая работа, тренинги, «мозговые штурмы», дискуссии, беседы, лекции, ролевые игры, элементы психотерапии.

Режим работы:
Курс включает в себя 18 уроков по 40 минут, которые проводятся в рамках расписания школы 1 раз в неделю.


Ожидаемые результаты работы:
Сохранность здоровья учащихся
Увеличение числа учащихся, вовлеченных в профилактические мероприятия
Овладение учениками методами контроля своего здоровья




















Тематический план

Первый блок «Здоровье и вредные привычки» (7 часов).
Принцип взаимодействия – принцип формирования ответственности у обучающихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.


Тема
Кол-во часов
Форма контроля



лекции
Практич.
занятия


1.
Здоровье и вредные привычки
1
Дискуссия
Сочинение «Что я знаю о своем организме»

2.
Суд над сигаретой
1 1
Дерево решений

3.
Алкогольные последствия
1 1
Дискуссия

4.
Мифы о наркотиках
1 1
Составление таблицы


Итого:
4 3




Второй блок «Твоё поведение в обществе» ( 8 часов).
Принцип взаимодействия – принцип уникальности: поддержание в детях уважения к себе и формирование отношения к своей личности как к «особой», «уникальной».


Тема
Кол-во часов
Форма контроля



лекции
Практич.
занятия


1.
Групповое давление
1
Игра – тренинг

2.
Как принимать решения
1
Составление тезизов

3.
Способы борьбы со стрессом
1 1
Игра – упражнение

4.
Уверенное и неуверенное поведение
1
Игровая ситуация

5.
Умение сказать «Нет!»
1
Разыгрывание ситуаций

6.
«Мозговой штурм»
1
Беседа


Итого:
1 7




Третий блок «Формирование здорового стиля жизни»( 3 часов).
Принцип взаимодействия – принцип контроля результатов: получение обратной связи путем проведения мониторинга и диагностики здоровья.


Тема
Кол-во часов
Форма контроля



лекции
Практич.
занятия


1.
Почему важно быть здоровым
1
Сочинение «Как я забочусь о своем здоровье»

2.
Умение отвечать за свое здоровье
1
Беседа

3.
Я отвечаю за себя
1
Анкетирование


Итого:
3





























Содержание программы
Тема 1. Здоровье и вредные привычки.
Цель: формирование понятия о «здоровом образе жизни»;развитие потребности поддерживать свое здоровье; систематизировать знания о строении организма и вредных привычек для здоровья.

Игра-активатор «Да и Нет – не говори». Тема: «Ваше самочувствие».
Работа в тетрадях: окончи фразу «Здоровый человек тот -», «Здоровый образ жизни – это ».
Дискуссия на тему «Здоровье и вредные привычки».
Работа в тетради. Мини-сочинение «Что я знаю о своем организме».
Игра «Писатели и читатели».
Обобщающая беседа.


Тема 2. Суд над сигаретой.
Цель: развитие ценностного отношения к своему здоровью на основе знакомства с вредным воздействием курения на организм; формирование потребности противостоять вредным привычкам

Беседа о вредном влиянии курения на отдельные органы и организм в целом.
Опыт «Курящая кукла».
Обсуждение прав курящих и некурящих.
Ролевая игра «Суд над сигаретой».
Упражнение в принятии решений: придумать тезис в «защиту» или «против» сигареты. Дерево решений.

Тема 3. Алкогольные последствия.
Цель: формирование потребности к здоровому образу жизни» развитие умения принимать адекватные решения; познакомить с законодательством в области употребления алкоголя подростками.

Беседа «Что вы знаете об алкоголе?».
Мифы и реальность об алкоголе.
Дискуссия «Алкогольных последствия».
Упражнение в принятии решений: игры-ситуации «На дне рождении», «С друзьями», «На дискотеке»
Дискуссия на тему: «Закон и употребление алкоголя».
Упражнение в формировании потребности к здоровому образу жизни – работа с ситуациями.
Задание на дом: ознакомиться подробнее с разбиравшимися законами.

Тема 4. Мифы о наркотиках.
Цель: расширить представления о наркотиках; развивать установку на отказ от наркотиков; закрепить знания о юридической ответственности за употребление от наркотиков.

Беседа «Мифы о наркотиках».
Дискуссия «Я и наркотик».
Дискуссия на тему «Употребление наркотиков и закон».
Разыгрывание ситуаций «Попробуй наркотик»
Закрепление: работа в тетради по данной теме (составление таблицы «Мифы и реальность»).


Тема 5. Групповое давление.
Цель: познакомить с понятием групповое давление; отработать навыки сопротивления групповому давлению, развитие способности преодолевать барьер сопротивления.

Игра «Разожми кулак».
Рассказ «Сила воли».
Игра-тренинг.
Обсуждение ситуаций.
Отработка лексического материала: «Как сказать: «Нет!».

Тема 6. Как принимать решения.
Цель: формировать умение ориентироваться в разных ситуациях; осуществлять выбор целей с учетом обстоятельств.

1. Игра-активатор «Слушай и выполняй».
2. Вводная беседа «Я принимаю решения».
3. Упражнения в принятии решений.
4. Анализ принятия решений.
5. Работа в тетради. Запись этапов принятия решений.

Тема 7. Способы борьбы со стрессом.
Цель: закрепить понятие «стресс и стрессовая ситуация»; формировать у подростка самоэффективность как способ преодоления стресса.

Дискуссия «Как справляться со стрессом»
Беседа «Способы снятия стресса».
Работа по составлению тезисов, которые помогут справиться с плохим настроением.
Игра «Помоги другу».
Упражнение в формировании самоэффективности и преодолении приобретенной беспомощности.
Знакомство с аутогенной тренировкой.
Обобщающая беседа.


Тема 8. Уверенное и неуверенное поведение.
Цель: формирование представлений о чувстве уверенности и неуверенности в себе; развитие умения преодолевать барьеры соблазнов ложных представлений о себе.

Игра-активатор «Море волнуется».
Вводная беседа «Я и ситуация неуверенности».
Разыгрывание ситуаций.
Обобщающая беседа.

Тема 9. Умение сказать «Нет!».
Цель: формирование самоэффективности как механизма контроля за своим поведением; отработка умения говорить «Нет!».

Игра-активатор «Вам барыня прислала сто рублей».
Беседа: «Что проще сказать «Да» или «Нет»?».
Разыгрывание ситуаций.
Работа в тетради по данной теме.

Тема 10. Мозговой штурм.
Цель: развитие способности контролировать свое поведение; отработка умения говорить «Нет!»

Повторение.
Игра в парах «Попробуй найти свой аргумент»
Мозговой штурм «Просто ли сказать «Нет!» без объяснения»
Вывод.

Тема 11. Почему важно быть здоровым.
Цель: развитие потребности поддерживать свое здоровье,ценностного отношения к своему здоровью.

Игра «Цепочка».
Беседа о здоровье и необходимости его сохранения.
Сочинение «Как я забочусь о своем здоровье».
Игра «Писатели и читатели».

Тема 12. Умение отвечать за свое здоровье.
Цель: формировать здоровый стиль жизни; обучать активной позиции в выборе здорового образа жизни.

Водная беседа.
Проект «Здоровый образ жизни»
Классификация предложений по основаниям
Обсуждение результатов работы.

Тема 13. Я отвечаю за себя.
Цель: формировать умение свободно выражать свою позицию; принимать правильное решение, преодолевая жизненные барьеры.

Вводная беседа.
Анкетирование.
Заключительная беседа. Обмен впечатлениями о занятиях.
Работа в тетрадях. Запись выводов.


























Литература:

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983
Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М.: 5 за знания, 2005
Колесов Д.В. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2007
Кучегашева П.П., Науменко Ю.В. Моё здоровье. – М.: Глобус, 2008





























15