Разработка урока русского языка Обособленные определения 8 класс

Урок по теме "Обособленные определения". 8-й класс
Клейменова Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы
Разделы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тип урока: урок закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цели урока:
– закрепление и обобщение знаний об обособленном определении, закрепление практического навыка постановки знаков препинания при обособленном определении, повторение орфографического материала; – воспитание любви к родному краю, бережного отношения к историческому прошлому; – развитие творческих способностей учащихся, навыков самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, карточки самоконтроля, учебник русского языка (8 кл.) авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.
Эпиграф:
Вот он – Север, край бескрайний.
Север – край Земли великой,
Север – край воды великой,
Что истоком жизни стала.
Иван Шесталов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и целей урока.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Слайды 1, 2.
Тема сегодняшнего урока “Обособленные определения”.
Это урок закрепления полученных знаний. Исходя из типа урока, какие цели и задачи мы поставим сегодня?
– Закрепить навыки постановки знаков препинания при обособленном определении; – Научиться находить предложения с обособлением.
Вы правильно поставили цели, но, кроме того, мы продолжим говорить об историческом прошлом нашего района, нашего края, которым мы вправе гордиться.
Слайд 3.
Эпиграфом к уроку выбраны строки из стихотворения поэта, нашего земляка И.Шесталова.
Запишите число, тему, эпиграф в тетрадь.

2. Самопроверка домашнего задания.
Слайд 4, 5.
1) Берёзовское газовое месторождение, открытое в 1953 году, послужило пристальному изучению этих мест.
2) Поздней осенью 1958 года в Шаимскую тайгу отправилась партия геологов по реке Конде, уже застывающей. (Повеств., невосклиц, прост., двусост., распростр., осложнено прич. оборотом).
3) Зимой были жестокие морозы, доходившие до минус 57 градусов.
4) Летом прибыли буровики под руководством Семёна Урусова, доставившие в район деревни Ушья бурильный станок.
5) Первый приток нефти дала поисковая скважина П-2, пробуренная на Мулымьинской структуре в окрестностях деревни Ушья 25 сентября 1959 года.
6)Свято чтить традиции, передаваемые из поколения в поколение, является нашим долгом.
Морфологический разбор причастия пробуренная.
Пробуренная – причастие.
1. Скважина (какая?) пробуренная. Н.ф – пробуренный.
2. Пост – страдат., прош. вр., сов. вид;
Непост.: и.п., ед.ч.
3. Синт. роль. Скважина (какая?) – пробуренная (определение).
Лексическая работа. Слайд 6.
– Что такое традиция? (Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, взгляды, нормы поведения.) – Какие традиции существуют в нашей школе? В селе? (Встречи с интересными людьми, помощь детсаду, забота о стариках.)
3. Актуализация знаний. Фронтальный опрос. Слайд 7.
– Какие случаи обособления представлены в домашней работе ?
(Предложения с: а)обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова).
· Вспомните другие случаи обособления:
б)определением, выраженным одиночными согласованными определениями, стоящими после определяемого слова;
в) если относятся к личному местоимению;
г) если имеют добавочное обстоятельственное значение.
– Приведите примеры (устно).
4. Закрепление новых знаний и способов деятельности.
Слайд 8. Работа по стилистике.
1. Работа с текстом (текст спроецирован на доску). Учитель читает текст (предложения пронумерованы).
1. Родину никому не дано выбирать. 2. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека одна.
3. Общие у них испытания – одна судьба.4. Своим названием округ обязан коренным жителям – ханты и манси. 5. Эти люди издревле живут на земле, которую называют Югрой или Югорией. 6. Наш край очень большой и богатый: чего здесь только нет – нефть, газ, рыба, пушнина, богатые леса, прекрасные реки.
7. Округ сегодня, безусловно, первый по добыче нефти и газа, что позволяет развиваться и процветать родному краю. 8. Но главное богатство края – люди, которые создали мощный экономический потенциал.
9. Чтобы иметь право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, мы должны знать свой край и чтить традиции коренных жителей.
Слайд 9.
Работа по стилистике.
Слайд 10.
– О чем текст? – Какова его основная мысль? – К какому стилю принадлежит ? Почему?
Слайд 11.
Публицистический. Его задача – воздействие и сообщение.
Характерные черты – логичность, образность, эмоциональность.
Особенности стиля – использование общеупотребительных слов, однородных членов, причастных оборотов. Слайд 12.
Задание.
1.Найдите и запишите номера предложений с обособленными определениями.
2.Обратите внимание на последнее предложение. Чем оно осложнено? (Однородными членами.)
3.Переделайте это предложение с обособленными определениями. (Необходимо возобновить традицию пить воду, чистую, живую, взятую из родника.)
4.Прочитайте эти предложения без определений.
Что изменилось? (Текст стал “сухим”, лишился выразительности.)
Слайд 13.
Конструирование предложений.
1) Ханты и манси издревле живут на земле, которую называли Югорией.
2) Но главное богатство края – люди, которые создали мощный экономический потенциал.
– Переделайте устно СПП в синонимичные им простые с обособленными определениями. – Какие предложения вам понравились больше?
- А вы часто употребляете предложения с обособленными определениями?
Слайд 14.
Выводы.
Обособленные конструкции характерны для книжной речи.
Они делают речь богаче, выразительнее, создают образ, точно выражают мысль.
Обратите внимание, что такие задания встречаются в материалах ЕГЭ (А 26).
5. Слайд 15. Творческая работа.
– Докажите, что вы умеете использовать обособленные определения в письменной речи.
Составьте связный текст на тему: “Мое село” или “Моя школа”, используя обособленные определения.
Слайд 16.
6. Рефлексия.
– Какие члены предложения называются обособленными? – В каком случае обособляются определения? – Для каких стилей речи характерны обособленные определения?
7. Домашнее задание: Слайд 17.

15ђ Заголовок 1 Заголовок 315