Тема урока: «Обособленные обстоятельства». региональный компонент


Тема урока: «Обособленные обстоятельства».
Цели для учителя:
Образовательная: создать условия для усвоения теоретических понятий (обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами).
Исходя из особенностей темы и учитывая приоритет лингвистической и речеведческой компетенций, уделять должное внимание правописной компетенции, осуществлять попутно орфографический и пунктуационный анализы.
Развивающая: совершенствовать у учащихся монологическую речь; развивать умение употреблять обособленные члены предложения в устной и письменной речи. Обучать на достаточно высоком уровне трудности, отбирать смешанный языковой материал, включая виды заданий и их формулировки, характерные для КИМов ОГЭ и ЕГЭ.
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к донской природе, культуре, осуществлять МПС с литературой (обособленные члены предложения помогают образно, ярко передать различные картины природы, состояние человека, выразить авторское отношение).
Цель для учащихся:
знать, какие члены предложения называются обособленными, способы выражения обстоятельства;
уметь: различать обособленные определения и обстоятельства, находить их в тексте; строить устное и письменное высказывание, используя обособленные определения и обстоятельства.
Оборудование урока: доска (цели, опорные слова), учебник Л.А. Тростенцовой, раздаточный материал (тексты для анализа, таблицы), интерактивная доска .Тип урока : комбинированный
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Знать обособленные члены предложения, уметь находить в тексте, использовать их в устной и письменной речи для нас очень важно, т. к. они делают нашу речь яркой, образной, выразительной, эмоциональной.
Актуализация опорных знаний.
Ребята, давайте вспомним, что такое обособленные члены предложения.
С какими обособлениями мы уже познакомились?
Какие ещё обособленные члены вы знаете?
Сформулируйте тему нашего урока.

Тема нашего урока: «Обособленные обстоятельства».
Итак, запишите число, классная работа, тема урока: «Обособленные обстоятельства».
Каковы цели нашего урока?
Сегодня на уроке мы должны:
· узнать правило об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастным оборотом,
· научиться определять обособленные определения и обстоятельства,
· находить их в тексте,
· строить с ними устное и письменное высказывание.
Рассматривая тему урока, мы обратимся к творчеству А. П. Чехова.
Что вы знаете об этом человеке?
(ответы учащихся)
Как связана тема нашего урока с творчеством этого писателя?
На примере произведений А. П. Чехова мы поговорим о роли обособленных членов предложения в художественном стиле и в нашей устной речи.
А начнем мы с повторения изученного материала.
Орфографическая работа.
Обособленные определения. В чем их особенность? Какой частью речи могут быть выражены?
Цель: повторение правописания причастий.
Пораженный красотой диковинного леса, привлеченный журчанием неприметного родничка, усыпанное яркими звездами, окруженная причудливыми очертаниями.
Что объединяет эти словосочетания?
В этих словосочетаниях главным словом является причастие, все они описывают разные предметы, связаны с природой. Все словосочетания предают красоту природы и выражают авторское отношение к ней.
Творческое задание
Я предлагаю вам побыть писателями и составить 1-2 предложения с предложенными словосочетаниями таким образом, чтобы они выступали в роли обособленных определений.
Чтение предложений
Итог работы.
Проверка пройденного материала.
Усложняю вашу работу. При записи составленных предложений вы работали с правилом о постановке знаков препинания при обособленных определениях. Я предлагаю проверить свои знания и умения, решив пунктуационные задачи. Расставьте знаки препинания и графически обозначьте обособленные члены предложения в отрывке из произведения А.П. Чехова «Степь».
Цель работы: проверить степень освоенности изученного ранее материала.
Работа на листиках.
Это был Егорушка, племянник Кузьмичова. С разрешения дяди и с благословения о. Христофора, он ехал куда-то поступать в гимназию. Его мамаша, Ольга Ивановна, вдова коллежского секретаря и родная сестра Кузьмичова, любившая образованных людей и благородное общество, умолила своего брата, ехавшего продавать шерсть, взять с собою Егорушку и отдать его в гимназию… Он чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать.
Коллективная проверка.
Какие обособленные члены предложения вы встретили?
Для чего Чехов использует их в своем тексте? Какова их роль?
Итог работы: обособленные приложения и определения образно характеризуют предметы, выделяя их по смыслу и интонационно, порой выражают авторское отношение к образам или героям.
Исследовательская работа
Теперь я предлагаю стать вам исследователями.
Проанализируйте данные ниже предложения и ответьте на вопрос: чем отличаются они от предыдущих?
Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное "а-а!"… (А.П.Чехов)
Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась назад. (А.П.Чехов)
Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту. (А.П.Чехов)
В этих предложениях есть обособленные обстоятельства.
Чем отличается обстоятельство от определения?
Какова функция обстоятельств?
От какого члена предложения зависит?
Какой частью речи чаще всего выражается?
Для чего использует писатель обособленные обстоятельства?
Работа с учебником
Чтение правила на странице 151-152.
Закрепление нового материала.
Закрепление нового материала мы будем проводить на примере предложений из произведений ещё одного донского писателя М. А. Шолохова.
Преодолевая тошноту и головокружение Аксинья дошла до колодца в саду поставила ведро присела на колодезный сруб.
Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг по-детски перебирая складки платья.
Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками все оглядеть.
Я говорил а она шла молча.
Казаки разъехались не договорившись.
Они ещё долго сидели в горнице на сундуке взявшись за руки молча думая о своём.
Для чего использует Шолохов обособленные обстоятельства?
Особое значение в этих предложениях имеют не предметы, а их действия.
Скажите, ребята, почему мы сегодня обратили свое внимание при изучении темы на творчество А.П.Чехова и М.А. Шолохова?
- Потому что мы живём на донской земле и должны знать её культуру, а художественные произведения помогают нам увидеть как сложные и тонкие наблюдения писателей над природой получают словесные выражения, как сказывается душевное состояние автора, как отражаются его раздумья и как помогают в этом многообразии художественные средства, теоретические сведения о которых мы получаем на уроках литературы.Творческое задание: напишите мини-сочинение (3-4 предложения) на тему «Мой донской край», используя обособленные определения и обстоятельства. (Чтение 2-3 работ вслух).
Обобщение, подведение итогов.
Как вы думаете, достигнуты ли цели нашего урока?
- Сегодня на уроке мы узнали, что об обособлении обстоятельств, научились находить обособленные члены предложения в тексте, составлять с ними высказывания, рассмотрели особенности употребления обособленных членов предложения в произведениях художественной литературы, поэтому можно сделать вывод, что цели урока достигнуты.
Скажите, актуальна ли тема нашего урока и где понадобятся полученные знания и умения?
- Для того, чтобы красиво, ярко, образно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Рефлексия
Какие чувства вы испытали на протяжении урока?
С каким чувством покидаете урок?
Домашнее задание.
Правильно, в связи с этим домашнее задание будет следующим:
1) упр.317 (1,2,4) с графическим объяснением постановки знаков препинания;
2) выписать из произведений донских писателей предложения с обособленными обстоятельствами (для сильных учащихся).
Выставление отметок.
Это был Егорушка племянник Кузьмичова. С разрешения дяди и с благословения отца Христофора он ехал куда-то поступать в гимназию. Его мамаша Ольга Ивановна вдова коллежского секретаря и родная сестра Кузьмичова любившая образованных людей и благородное общество умолила своего брата ехавшего продавать шерсть взять с собою Егорушку и отдать его в гимназию… Он чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать.
Это был Егорушка племянник Кузьмичова. С разрешения дяди и с благословения отца Христофора он ехал куда-то поступать в гимназию. Его мамаша Ольга Ивановна вдова коллежского секретаря и родная сестра Кузьмичова любившая образованных людей и благородное общество умолила своего брата ехавшего продавать шерсть взять с собою Егорушку и отдать его в гимназию… Он чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать.
Это был Егорушка племянник Кузьмичова. С разрешения дяди и с благословения отца Христофора он ехал куда-то поступать в гимназию. Его мамаша Ольга Ивановна вдова коллежского секретаря и родная сестра Кузьмичова любившая образованных людей и благородное общество умолила своего брата ехавшего продавать шерсть взять с собою Егорушку и отдать его в гимназию… Он чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать.
Это был Егорушка племянник Кузьмичова. С разрешения дяди и с благословения отца Христофора он ехал куда-то поступать в гимназию. Его мамаша Ольга Ивановна вдова коллежского секретаря и родная сестра Кузьмичова любившая образованных людей и благородное общество умолила своего брата ехавшего продавать шерсть взять с собою Егорушку и отдать его в гимназию… Он чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать.