Методическая разработка в помощь педагогам, реализующим исследовательскую практику школьников


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский оздоровительно-образовательный центр туризма «Юность»



Автор:
педагог дополнительного
образования МОУ ДОД ЦТ«Юность»
Морозова Наталья Сергеевна
Бердск – 2014
Пояснительная записка
В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей приобретает особую значимость. В современных условиях интеграция основного и дополнительного образований является важным условием перехода на новый образовательный стандарт.
Детский центр туризма «Юность» и МБОУ СОШ № 11 уже несколько лет сотрудничают в рамках организации внеурочной деятельности, реализуя стандарты ФГОС. На примере взаимодействия по проектной и исследовательской деятельности с учителями 4 классов, можно говорить об опережении внедрения Федеральной программы, т.к. параллель 4 классов в МБОУ СОШ № 11 не работает по стандартам ФГОС.
Актуальность.
Организация и проведение НПК на уровне класса с охватом достаточно большого количества обучающихся является прекрасным примером организации совместной внеурочной работы педагога дополнительного образования, классного руководителя, родителей, детей.
В тоже время такое мероприятие является хорошей возможностью закрепить знания, исследовательские компетенции обучающихся, приобретенные в течение учебного года, в рамках дополнительной образовательной программы.
Цель: предоставить обучающимся возможность продемонстрировать итоги своей исследовательской и проектной деятельности, приобрести навык публичного выступления.
Для реализации поставленной цели, нами были определены несколько задач:
Подготовить выступления обучающихся на НПК (доклад, презентация)
Решить организационные вопросы с администрацией, педагогами школы (выбрать место и время для проведения классной конференции; пригласить компетентное жюри)
Разработать сценарий, пригласить родителей
Сценарий классной конференции
1. К началу конференции должно быть подготовлено помещение: расставлены столы для гостей и участников конференции, подготовлены отдельные столы для жюри, подготовлены и настроены компьютер и мультимедийный аппарат.
2. Ход конференции
Вводная часть
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, участники конференции, уважаемое жюри. Мы рады приветствовать вас на классной конференции «Учение с увлечением – старт в науку». Приглашаем юных исследователей исполнить гимн ребят, желающих познать тайны природы.
(Школьники выходят в центр класса - звучит гимн Знайки)
Ведущий: Ребята, родители, мы провели огромную работу, по исследуя новые для нас области науки, и сегодня покажем результаты своего труда.
Оценивать выступления участников будет компетентное жюри.
(Представление жюри)
Ведущий: Дорогие ребята, гости конференции, сегодня вам предоставляется возможность поучаствовать в оценке исследовательских работ, выбрать наиболее понравившееся выступление. Те, кому вы выставите высший бал, получат «Приз зрительских симпатий».
(Гостям раздают оценочные листы, для выбора Приза зрительских симпатий. Оглашается очередь выступления).
Основная часть
Выступление участников.
Завершение конференции.
(Помощники собирают оценочные листы)
Ведущий: Задачи, поставленные в начале учебного года, были реализованы: выбраны темы научно-исследовательской работы, согласно интересам каждого обучающегося, совместно с родителями и детьми изучены информационные источники по теме и подобран теоретический материал, проведены исследования, наблюдения, подготовлены выступления каждого обучающегося в сопровождении презентации. Проделанная работа позволила провести данное мероприятие в творческой, дружеской атмосфере.
Победители нашей конференции получат возможность участия в конференциях школьного, городского и даже международного уровней.
Желаем всем новых достижений и творческих взлётов!
(Подведение итогов, награждение победителей. Слово жюри, обучающихся, родителей)
Приложения
Приложение 1. Работа с детьми
Для ребёнка младшего школьного возраста проведение опытов, исследований является большой радостью. Важно научить обучающихся делать это правильно, научно, соблюдая все правила техники безопасности.
Этапы проведения научно-практических работ:
1. Выбор темы и анализ актуальности работы. Этот этап является одним из самых важных.
2. Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить.
3. Планирование, определение последовательности и сроков этапов работ. Успех любой деятельности во многом зависит от ее четкой организации.
4. Собственно проведение проектных работ или научного исследования. На этом этапе обучающиеся собирают необходимую информацию, решают поставленные задачи, проводят необходимые исследования. Проводятся анализ полученных результатов и формулируются выводы.
5. Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования. Любая форма презентации проекта также является учебным процессом, в ходе которого обучающиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности.
6. На завершающем этапе проектной деятельности обучающиеся представляют отчёт, результаты исследования. Результаты деятельности представляются в форме выступление на классной конференции.
Приложение 2. Работа с родителями
Одним из наиболее значимых моментов в подготовке классной конференции является работа с родителями обучающихся.Её можно разделить на несколько этапов.
Собрание. Необходимо на собрании ознакомить родителей с преимуществами, которые даёт участие в конференции, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться, рассказать о перспективах (победители классной конференции получают право выступления на конференциях школьного, городского уровней и т.д.);
Занятия. Необходимо согласовать с родителями график посещения педагога. На этом этапе, вероятно, появление определённых трудностей. Очень важно совместно решать все проблемы, идти на взаимные уступки, позволить родителям, не имеющим возможность посещать групповые занятия, заниматься индивидуально.
Групповые занятия с родителями проводятся в начале и в конце подготовки научно-практической, исследовательской работы. На 1 занятии раздаются требования к оформлению работы, подробно разбираются этапы. На последнем занятии основной упор делается на правильном оформлении работы, презентации, выступления.
Индивидуальные встречи с родителями (желательно в присутствии детей) проводятся по ходу работы один раз в две недели. На них обсуждаются этапы проведения работы, разбираются возникшие в ходе работы вопросы.
Неаудиторное общение. Часто мелкие вопросы по ходу проведения и написания работы, которые не требуют встреч, их можно легко решить во время разговору по телефону или с помощью переписки по электронной почте.
Подготовка к конференции. Родители могут оказать неоценимую помощь в подготовке и проведении классной конференции, взяв на себя часть обязанностей (расставить парты, закупить воду и т.д.).
Когда родители помогают ребёнку реализовать себя, тогда можно более широко развернуть деятельность, сделать более интересную и сложную работу. Совместное творчество родителей и детей в процессе работы над проектом позволяют ребёнку увидеть родителей без привычной родительской роли, в непривычной для многих творческой позиции. Не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей в группе, классе, чтобы понять место своего ребёнка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.
Приложение 3.
ГИМН ЗНАЙКИ
Чтобы воды бурных рек повернули вспять, Надо в наш научный век всё на свете знать. Чтоб не лить напрасных слёз и не ведать бед, Надо на любой вопрос точный знать ответ. Над тайнами природы Откроем мы завесу По средствам приобщения К научному прогрессу. Чтобы в случае чего в панику не впасть, Надо всем до одного заниматься всласть. Чтобы воды бурных рек повернули вспять, Надо в наш научный век всё на свете знать. Над тайнами природы Откроем мы завесу По средствам приобщения К научному прогрессу. Чтобы воды бурных рек повернули вспять, Надо в наш научный век всё на свете знать. Чтоб не лить напрасных слёз и не ведать бед, Надо на любой вопрос точный знать ответ. С научной кто не дружит книжкой, Быть не достоин коротышкой, Все в нашем городе цветочном Должны стремится к знаниям прочным.
Информационные источники
www.cdt-raduga2012.ucoz.ru, Интеграция основного и дополнительного образований в рамках реализации ФГОС, Петенова Л.С.
http://journal.preemstvennost.ru, Интеграция общего и дополнительного образования, Усков С.В., электронный журнал «Преемственность в образовании» №2(11)2012