Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы

Использование интерактивной доски на уроках русского языка

Процесс развития и реформирования образования в нашей стране ставит перед нами, педагогами- практиками новые задачи, которые требуют новых подходов и пути их реализации. Все чаще мы слышим и говорим об инновациях, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, реализовать в нем идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся.
Принципиальное изменение стиля жизни современного общества требует от каждого человека активных речевых действий и умений, а от филологов - иного взгляда на свой предмет. Методисты отмечают, что учащихся привлекает, прежде всего, то, что связано с самостоятельными поисками и открытиями. Это подтверждается и в моей практике, где больше, и больше находят себе место интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение-это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит из создания комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. На сегодняшний день для повышения эффективности учебного процесса в колледже, где я работаю, оборудованы два мультимедийных кабинета, где мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Основную и наиболее интересную часть в мультимедийном кабинете занимает интерактивная доска, которая представляет собой комбинацию экрана проектора (демонстрирует слайды) и дает возможность писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске. Опыт сразу показал, что использование интерактивной доски значительно экономит время и расширяют объем воспринимаемой информации, что очень важно для формирования речевой компетентности на уроках русского языка, в частности. Написанный на традиционной доске текст теряется навсегда, а к надписям, схемам, выполненным на интерактивной доске можно возвратиться на любом этапе урока. Например, на обобщающем уроке раздела «Лексика» (тема заранее записывается на весь экран, затем, ее же располагаем на бегущую строку), предлагаю учащимся решить кроссворд, дополнительно обобщая разгаданные слова.

1.Единица языка.
2. Смысл содержание слова.
3. Местный говор, характерный для определенных регионов местности.
4. Слово близкое по значению с другим словом.
5. Слово однозвучное с другим, но имеющее другое значение.
6. Элемент письменной речи.
7. Слово противоположное по значению другому слову.


л








е









к


с











и




к



а










Следующее задание это
работа на лексическом тренажере с применением словарей, (попеременная работа у доски, остальные работают за компьютерами, где введена схема тренажера.) На тренажере систематизирована обширная программа, рассчитанная на выработку основных умений, связанных с извлечением нужной лингвистической информации при работе со справочной литературой. На материале связного текста при лексическом разборе (см. схему) уточняется лексическое значение слова, определяются такие его признаки, как однозначность – многозначность; употребление в прямом или переносном значении; наличие или отсутствие у него синонимов, антонимов, омонимов. Слово рассматривается с точки зрения активного или пассивного запаса