Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 10 класса (профильный уровень)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 им. М.В. Ломоносова
с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара

«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
____________________
Руководитель МО
_________/____________/
Протокол №____
«___» _________ 2015 г.


«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
МБОУ СОШ №6
____________ /__________/
«___» _________ 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ 6
___________ /С.А.Кручинина/
Приказ № ___
«___» _________ 2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По истории


среднего (полного) общего образования


Уровень программы: профильный

для 10 классов



Составитель(и):
Серова Т.В.
Высшая квалификационная категория






Самара
2015


Паспорт программы
Класс
10

Предмет
История

Уровень программы
Профильный

Количество часов в неделю
4 ч.

Количество часов в год
136 ч.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004.

Рабочая программа составлена на основе программы
1. Сборник нормативных документов. История/Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
2. Программы общеобразовательных
учреждений. История. Обществознание.
5-11 классы: М.: Просвещение, 2008
3. Программа и тематическое планирование
для общеобразовательных учреждений.
Всеобщая история. История России.
10-11 классы /авт.-сост. Л.Н.Алексашкина/ -
М.: Мнемозина, 2013
4. Андреев И.Л. История России с древнейших
времён до начала XXI века.
Программы для общеобразовательных учреждений:
10-11 классы. Профильный уровень / И.Л.Андреев,
В.А.Клоков. – М.: Дрофа, 2009


Учебник
Павленко Н.И. История России с древнейших времён до конца XVII века. учеб. для 10 класса. общеобразоват.
учреждений / Н.И.Павленко, И.А.Андреев;
под ред. Н.И.Павленко. - М.: Дрофа, 2006.
Павленко Н.И. История России XVIII-XIX
века. учеб. для 10 класса. общеобразоват.
учреждений / Н.И.Павленко, Л.М.Ляшенко,
В.А. Твардовская,; под ред. Н.И.Павленко. -
М.: Дрофа, 2006.
3. Всеобщая история с древнейших времён
до конца XIX века. 10 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений (базовый и профильный
уровни) / .Н.Алексашкина, В.А.Головина;
под ред. Л.Н.Алексашкиной – М.: Мнемозина, 2013







Аннотация к рабочей программе

Класс 10 Г
Учитель Серова Т.В.
Количество часов
всего за год 136 час; в неделю 4 час.
Плановых контрольных работ 3 , тестов 10 ;
Планирование составлено на основе ГОС 2004 г
1. Сборник нормативных документов. История/Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
2. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание.
5-11 классы: М.: Просвещение, 2008
3. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений.
Всеобщая история. История России. 10-11 классы /авт.-сост. Л.Н.Алексашкина/ -
М.: Мнемозина, 2013
4. Андреев И.Л. История России с древнейших времён до начала XXI века.
Программы для общеобразовательных учреждений: 10-11 классы.
Профильный уровень / И.Л.Андреев, В.А.Клоков. – М.: Дрофа, 2009

Учебники
1.Павленко Н.И. История России с древнейших времён до конца XVII века.
учеб. для 10 класса. общеобразоват. учреждений / Н.И.Павленко, И.А.Андреев;
под ред. Н.И.Павленко. - М.: Дрофа, 2006.
2.Павленко Н.И. История России XVIII-XIX века. учеб. для 10 класса.
общеобразоват. учреждений / Н.И.Павленко, Л.М.Ляшенко, В.А. Твардовская,;
под ред. Н.И.Павленко. - М.: Дрофа, 2006.
3. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс:
учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) /
Л.Н.Алексашкина, В.А.Головина; под ред. Л.Н.Алексашкиной –
М.: Мнемозина, 2013

Пояснительная записка
к рабочей программе по истории для 10 класса
(профильный уровень)

Программа составлена на основании нормативно-правовой базы:
1. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом МО РФ № 1089 от 5.03.2004 г.) // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: «Дрофа», 2004.
2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – М.:
Просвещение, 2010
3. Андреев И.Л. История России с древнейших времён до начала XXI века.
Программа для общеобразовательных учреждений: 10-11 классы. Профильный уровень /
И.Л.Андреев, В.А.Клоков. – М.: Дрофа, 2009
4. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений.
Всеобщая история. История России. 10-11 классы /авт.-сост. Л.Н.Алексашкина/ -
М.: Мнемозина, 2013
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Основные содержательные линии примерной программы профильного уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение истории на профильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовых, экономических, социокультурных) особенности.
Цели
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, в том числе: в X и XI классах по 140 часов, из расчета 4 учебных часа в неделю. Настоящая программа рассчитана на 136 учебных часов (из расчёта 4 часа в неделю, 34 учебные недели). При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 6 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.


Учебно-тематический план


Раздел
Количество
часов
Контрольные работы





1
История России – часть всемирной истории
3


2
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
3


3
Русь в 9-нач.12 в
9


4
Мир в эпоху Средневековья
6


5
Русские земли и княжества 12-сер. 15 в.
10


6
Начало модернизации в Европе
7


7
Начало модернизации в Европе
1


8
Начало модернизации в России
25


9
Государства Азии и Европы в позднее Средневековье
2


10
Россия и мир в XVIIIв
23


11
Россия и мир в XIX веке
18


12
Россия и мир в XIX веке
29


Итого
136


Резервные часы (6 час.) распределены следующим образом:
В разделе 3 – 1 час резервного времени отведено на Семинарское занятие по теме: «Историзм «Повести временных лет» летописца Нестора»,
В разделе 4 Парад презентаций« Культура Руси X-XII в.»(1 час) ,
В разделе 5 Семинарское занятие «Формирование национального самосознания» и Работа с тестами ЕГЭ по теме «Россия с древнейших времен до ХV в.» (2 часа)
В разделе 6 Семинарское занятие «Политическое развитие России в ХV- ХVI вв» (1 час)
В разделе 11 Круглый стол «Проблематика духовной жизни XIX в». -1 час
Календарно-тематическое планирование курса представлено интеграцией двух разделов «История России» и «Всеобщая история» по хронологическому принципу.
Плановых контрольных работ 3 , тестов 10 ч.;
Содержание курса
История России (114 час.)
История России – часть всемирной истории (не менее 4 ч)
Особенности становления и развития российской цивилизации. Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Проблемы периодизации российской истории.
Источники по истории Отечества. Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.

Народы и древнейшие государства на территории России (не менее 8 ч)
Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.
Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города.

Русь в IX – начале XII вв. (не менее 12 ч)
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород – два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы.
Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей.
Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (не менее 16 ч)
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития.
Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.
Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Церковь и консолидация русских земель.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».

Российское государство во второй половине XV - конце XVI вв. (не менее 11 ч)
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в России и в странах Запада. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва – третий Рим». Ереси на Руси.
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества.
Многонациональный характер русского централизованного государства. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV - конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVI вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Россия в XVII в. (не менее 16 ч)
Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширение территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.
Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле.
Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.
Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Российская империя в XVIII в. (не менее 18 ч)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности Политика протекционизма. Новшества в культуре и быте. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Дискуссия о роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. Роль европейского влияния в развертывании модернизационных процессов в российском обществе.
Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е.Пугачева. Зарождение антикрепостнической идеологии. Масонство.
Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Победа в Северной войне и превращение России в мировую державу. Россия и европейская политика «баланса сил». Участие России в Семилетней войне. Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Расширение территории государства.
Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.

Россия в первой половине XIX в. (не менее 15 ч)
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. Европейское влияние на российское общество.
Особенности экономического развития России в первой половине XIX вв. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества.
Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе. Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия.
Культура народов России в первой половине XIX в. Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве.

Россия во второй половине XIX в. (не менее 16 ч)
Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х – 1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Общественные движения в России в конце XIX в. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-х гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (22 часа)
Древнейшая история человечества (2 ч)
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья (10 ч)
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально- политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Новое время: эпоха модернизации (10 ч)
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
принципы и способы периодизации всемирной истории;
важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь
проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
классифицировать исторические источники по типу информации;
использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.


Перечень учебно-методического обеспечения

Программы
Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы: М.:
Просвещение, 2008
3. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений.
Всеобщая история. История России. 10-11 классы /авт.-сост. Л.Н.Алексашкина/ -
М.: Мнемозина, 2013
4. Андреев И.Л. История России с древнейших времён до начала XXI века.
Программы для общеобразовательных учреждений: 10-11 классы. Базовый уровень /
И.Л.Андреев, В.А.Клоков. – М.: Дрофа, 2009

Учебники:
1.Павленко Н.И. История России с древнейших времён до конца XVII века. учеб. для 10 класса.
общеобразоват. учреждений / Н.И.Павленко, И.А.Андреев,;
под ред. Н.И.Павленко. - М.: Дрофа, 2006.
2.Павленко Н.И. История России XVIII-XIX века. учеб. для 10 класса.
общеобразоват. учреждений / Н.И.Павленко, Л.М.Ляшенко, В.А. Твардовская,;
под ред. Н.И.Павленко. - М.: Дрофа, 2006.
3.Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс:
учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) /
Л.Н.Алексашкина, В.А.Головина; под ред. Л.Н.Алексашкиной – М.:Мнемозина, 2013


Для применения на уроках можно рекомендовать:
Атлас Древнего мира (изд. Новый диск)
История Отечества 882-1917. Мультимедийный учебно-методический комплект-супертьютор., Современный гуманитарный университет.
Энциклопедия истории России. Мультимедийный справочник.
История России IX- XIX век. Карамзин, Ключевский, Соловьев (МФЦ).
Мультимедийный учебник «История России XX век»(4CD-ROM) и др.

История России с древнейших времен до конца XVII в.: Хрестоматия/Авторы-составители Л.Е. Морозова, Е.В. Пчелов. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Вербум-М, 2003.
История России. XVIII-XIX вв.: Хрестоматия/Авторы-составители Писарькова Л.Ф., Данилина Г.Я.. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Вербум-М, 2003.
Хрестоматия по истории России. В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времен до XVII века /Сост. : И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994.

Список литературы
Преподавание истории и обществознания в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
Методические рекомендации к изучению истории. М, Владос, 2008 г.
Задачник по истории России, Горяйнов С.Г., Р на Дону: Феникс, 2009 г..
Тесты по истории России. Саратов: Лицей, 2009 г.

Цифровые образовательные ресурсы:
Учебное электронное издание. История. Практикум. 2006.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Заголовок 1 Заголовок 215