Рабочая программа по русскому языку 8 класс ( под редакцией С.И.Львовой)


-47244024765 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №21»
346504, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Садовая, 17, тел. 8 (8636)22-56-25, e-mail:zsсhool – 21@yandex.ru _________________________________________________________________________

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №21
Приказ от __________ №___
____________ Н.И.Соболева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
Основное общее образование 8 «А», «Б» классы
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в год 105
в неделю 3
Учитель Абрамян Марина Леонидовна
(ФИО)
Программа разработана на основе
Примерной программы общеобразовательных учреждений ,обязательного минимума и учебно-методического комплекса С.И.Львовой, В.В.Львова, автор –составитель С.И.Львова ,3-е издание, переработанное . М.Мнемозина, 2007
(примерная программа/программы, издательство, год издания)
Учебник
Учебно-методический комплекс (2 части) 8 класс С.И.Львовой, В.В.Львова 3-е издание переработанное М., Мнемозина, 2012г.
(автор, место издания, издательство, год издания)
г.Шахты
2015/2016
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова и в соответствии с Годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №21 г.Шахты на 2015-2016 учебный год.

Нормативные документы для составления программы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273.
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39).
Приказ МО РФ от 09.03.2004г. №1213 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015г. №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
Основная образовательная программа основного общего образования (6-9 классы) МБОУ СОШ №21 г.Шахты на 2015-2016 учебный год, утвержденная приказом от 31.08.2015г. №517 «Об исполнении решения педсовета».
Учебный план МБОУ СОШ №21 г. Шахты на 2015-2016 учебный год.
Положение МБОУ СОШ №21 «О рабочей программе учителя».
Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Русский язык. 8 класс. Автор-составитель С.И.Львовой, В.В.Львова – М.: «Мнемозина»,2012 г.
Место предмета в учебном плане школы
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язы » на этапе основного общего образования, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Данная программа рассчитана на 104 учебных часов. Сокращение объема учебного времени на 1 час объясняется количеством учебных недель по Годовому календарному учебному графику на 2015-2016 учебный год. Данное сокращение произведено за счет резервного времени, предусмотренного рабочей программой.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Цели и задачи программы
1.Освоение знаний в устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка.
2.Развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
3.Формирование умений и навыков использования языка в устной и письменной речи.
4.Воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.
Задачи:
1.Углубить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка (разговорная речь, официально-деловой, научный, публицистический и художественный стили речи).
2.Продолжить изучение синтаксиса как раздела языкознания (словосочетание, предложение, текст).
3.Закрепить навыки фонетического орфоэпического, лексического, морфемно-словообразовательного, синтаксического и морфологического разборов.
4.Совершенствовать умение в сжатой и подробной форме излагать тексты разных стилей и жанров.
5.Совершенствовать умение создавать собственные монологические высказывания в разных стилях и жанрах речи.
Межпредметные связи, преемственность
В условиях обновления и развития системы общего образования одной из главных ее целей является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём. Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у обучающихся при изучении русского языка и литературы.   Использование межпредметных связей, облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей, они быстро идут вперед, усваивают много различных сведений, которые они никогда не запомнили бы, если бы изучали их без взаимосвязей.
Реализация межпредметных связей в системе помогает сформировать у школьников потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при объяснении тех или иных закономерностей или явлений. Таким образом, межпредметные связи представляют собой необходимое условие организации учебно-воспитательной деятельности как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы устанавливаются прежде всего с историей, изобразительным искусством, доноведением.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения обучающийся получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы организации образовательной деятельности:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения
Основными формами организации учебных занятий являются:
познавательные уроки;
викторины;
урок-экскурсия в прошлое;
уроки развития речи;
комбинированные уроки.
Используемые педагогические технологии:
ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля и т.д.Формы и виды контроля
Основной формой контроля знаний обучающихся является текущий контроль. Цель текущего контроля- проверить степень и качество усвоения изучаемого материала, определить необходимость введения изменений в методы обучения. В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа обучающегося над изучаемым материалом. Виды текущего контроля:
- устный (индивидуальный или групповой опрос, сообщение по избранной теме, индивидуальная или групповая презентация, анализ ситуаций, монологический ответ на вопрос, защита выполненных заданий и др),
- письменный (самостоятельная работа, тесты, эссе, редактирование текста, сочинение, изложение, диктант, тестовое задание, осложнённое списывание, комплексный анализ текста). Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока.
Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Итоги текущего контроля обучающихся осуществляется по четвертям с фиксацией их достижений в классных журналах, в виде отметок по пятибалльной шкале.
Содержание обучения русскому языку
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Речевая деятельность
Аудирование. Дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение. Прогнозировать содержание текста исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста — схемами, таблицами, языковыми примерами; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей; при необходимости переходить на изучающее чтение; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах.
Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.
Письмо. Пересказывать фрагмент прослушанного текста; пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию.Текстоведение. Находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.
Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Критерии оценивания учащихся
Оценка диктантов
 Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса –  100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 –  120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).   
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемыхсинтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Почасовое планирование письменных работ по русскому языку
в 8 классе на 2015 – 2016 учебный год.
Четверть Всего
часов
Диктант
Контр.
работа
Сочинения
Изложения
Первая 27 2 1 1
Вторая 21 1 1 1 1
Третья 30 2 1 1
Четвертая 27 1 1 1 Год 105 6 2 4 3
График контрольных и творческих работ по русскому языку
для 8 класса на 2015-2016 учебный год
Четверть Дата Кол-во
часов Вид контрольной работы
I четверть Контрольный диктант № 1(Входной)
Сжатое изложение (Упр.210)
Сочинение - рассуждение
Контрольный диктант №2
II четверть Обучающее изложение (Упр.272)
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»
Сочинение по данному началу
Контрольный диктант №3
III четверть Сочинение (На основе Упр.450)
Контрольный диктант № 4 по теме
«Однородные члены предложения»
Изложение с элементами сочинения. на основе Упр. (503)
Контрольный диктант №5 по теме
«Предложения с обособленными членами»
IV четверть Контрольная работа в форме ГИА
Сочинение на свободную тему
Контрольный диктант
Год I четверть (9 недель - 27 часов)
Основные разделы лингвистики (на основе 5-7 классов)№ п/пДата Тема Цель Языковая компетенция Правописная компетенция Коммуникативная компетенция Отслеживание
результатов Элементы
дополн.
содерж.
(ЭОР, ИКТ,) @)
1-2 03.09
03.09 Русский язык - национальный язык русского народа Познакомить с основными высказываниями о русском языке Родственные языки Контрольное списывание Повторение изученногоСоставление плана конспекта 3-5 07.09
10.09
10.09 Слово как основная единица языка Показать силу и богатство языка, синонимичность речи Развитие языка как живого явления Устный рассказ,
подбор
синонимов Работа с текстом Словарный диктант 6-8 14.09
17.09
17.09 Русское правописание: орфография и пунктуация Повторение правописания, основных норм орфографии Состав слова,
фонема,
орфограмма Объяснение орфограмм и пунктограммответы учащихся Работа сорфограммами
корня 9-10 21.09
24.09 Диктант № 1 (диктант с грамматическим заданием) Проверка ЗУН на начало учебного года Языковой анализ текста Функциональные разновидности русского языка
11-
12 24.09
28.09 Разговорная речь Показать основные особенности разговорной речи Диалог
(дружеский или деловой) Орфограммы корня Нахождение в тексте фрагментов, представляющих собой образцы разговорной речи Сочинение-
миниатюра 13-
14 01.10
01.10 Официально-деловой стиль речи Рассказать о сфере применения официально-
делового стиля Языковые средства официально-
делового стиля Штампы в деловой речи, их роль Устное высказывание Составление деловых бумаг 15 05.10 Научный стиль речи Показать основные особенности научного стиля Типы речи и
жанры,
омонимы Орфограммы корня Составление текста по данным предложениям Составление плана
к § 7 16 08.10 Публицистический стиль речи Рассказать о
сфере
употребления
публицистической
речи Синтаксические средства, тип речи и жанры НЕ с различными частями речи Составление
публицистического
текста Описание заметки или статья в стенгазету 17
08.10 Зачёт по теме
«Стили речи»
Проверить ЗУН учащихся по данной теме Работа с текстами Синтаксис и пунктуация 18
12.10 Синтаксис и пунктуация как раздел лингвистики Продолжить работу над Понтием синтаксиса Синтаксические конструкции Знаки препинания в разных видах предложений Подробный разбор предложений Составление предложений различных конструкций 19
20 15.10
15.10 Р.р.Сочинение-рассуждение Показать
основные
особенности
языка
художественной
литературы Языковые средства, художественные тропы Пунктуация В тексте найти
примеры
звукописи Орфографический минимум СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА
21
19.10
Диктант №2
«Односоставные предложения» Дать понятие о предложении как синтаксической конструкции Модель,
законченная мысль, интонация Личные
окончания
глаголов Устный ответ напоставленный
вопрос Составление связного текста на предложенную тему 22
23
22.10
22.10 Р.р. Сжатое изложение
(упр. 210) Ознакомить учащихся с правильным употреблением словосочетаний Орфоэпические, грамматические, лексические нормы Устранение лексических ошибок в выделенных словосочетаниях Основные приемы сжатия текста
Написание
сжатого изложения 24
25 26.10
29.10 Виды словосочетаний.
Культура речи. Правильное употребление словосочетаний Ознакомить учащихся с разными видами словосочетаний Согласование,
управление,
примыкание Прямое и косвенное дополнение, согласованное и несогласованное
определение Восстановление правильного текста Составление словосоче-
танийПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА
26 29.10 Основные виды предложений. Интонация предложения
Ознакомить с основными видами предложений Связь предложений в тексте Орфограммы приставок Объяснить смысл рисунка и его связь с содержанием текста Построение схем к предложениям Письмо по памяти
II четверть (7 недель-21 час)
28
Грамматическая основа предложения.
Подлежащее и способы его
выражения Ознакомить учащихся с понятием грамматическая основа предложения Способы
выражения
подлежащего,
несвободные
словосочетания Непроверяемые орфограммы корня слов Устное описание картины Составление
словарика эпитетов
Структура предложения
29 Р.р.Сочинение по данному началу Ознакомить учащихся с понятием грамматическая основа предложения Способы
выражения
подлежащего,
несвободные
словосочетания Непроверяемые орфограммы корня слов Устное описание картины Составление
словарика эпитетов 30-31 Виды сказуемого и способы его выражения Ознакомить учащихся с разными видами сказуемого Глагол-связка,
вспомогательный
глагол Личные
окончания
глаголов Составление предложений с фразеологическими оборотами Составление предложений с краткойхарактеристикой выдающихся деятелей России 32 Тире между подлежащим и сказуемым Ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым Тип речи, стиль Дополнение списка слов поэтимологическому словарю Объяснить этимологию выделенных слов Орфографический анализ текста 33 Диктант №3 по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» Показать связь подлежащего и сказуемого в тексте Фотоколлаж,
существительные
только
единственного и
только
множественного
числа Правописание сказуемого при подлежащем выраженным сущ. м.р называющим лицо по роду деятельности Устный рассказ по рисунку Нахождение грамматической основы в данных предложениях 34-
35 Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения. Виды определения Закрепить знания учащихся о второстепенных членах предложения, приложении Определение,
Дополнение,
Обстоятельство Дефис в различных частях речи Устный рассказ по плакатам Орфографическая диктовка 36 Дополнение как второстепенный член предложения. Дать понятие о прямом и косвенном дополнении Способы
выражения
дополнения Правописание
изменяемых
приставок Мини-диалог на заданную тему Разбор приложений 37 Обстоятельство как второстепенный член предложения. Ознакомить с
видами обстоятельств Способы
выражения
обстоятельств Правописание приставок пре-,при-, Объяснить лингвистический смысл рисунка Схематический диктант 38 Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения Дать понятие о правильном употреблении второстепенных членов предложения Существительные общего рода Не и ни с местоимениями Объяснить в чем заключается смысл ошибки /по упр.354/ Сочинение -миниатюра 39
40 Р.р. Обучающее изложение на основе упр.272 Закрепление навыков работы над сжатием текста Способы сжатия текста Орфограмма корня Коллективное составление плана Написание сжатого или подробного изложения (на выбор) Односоставные предложения
41 Понятие об односоставном предложении.
Виды односоставных предложений
Ознакомить с видами односоставными предложениями, научить находить их в тексте Комплексный анализ текста Работа с учебником Составление
односоставных
предложений Свободный диктант- 42 Назывное переложение
Учить использовать такие предложения в речи Основы выражения
грамматической
основы Нераспространённые и распространённые предложения Выразительное чтение примеров Описание фотографии двумя способами 43 Определённо-личное предложение Ознакомить учащихся с определённо-личными предложениями
Выписать из текста
грамматические
основы Производные предлоги, их правописание Устный ответ (по вопросам упражнения 374) Изложение
(на основе §27) 44 Неопределённо-
личное предложение Находить неопределённо-личные предложения в тексте Этимология слов «О» в разных частях речи Составление диалога Сочинение миниатюра 45 Обобщённо-личное предложение Показать отличие обобщённо-личного предложения от других односоставных Глагольные
односоставные
предложения Личные окончания глаголов Устное высказывание Составление словосочетания по схеме 46-
47 Безличное предложение
Контрольная работа
(по теме «Односоставные предложения») Ознакомить со способом выражения грамматической основы безличных предложений Перифраз, афоризм,
пословица,
поговорка «Н» и «НН» в различных частях речи Объяснить
происхождение
терминов Изложение (упр.393) 48 Повторение и обобщение по теме «Односоставные предложения» Повторить и обобщить сведенья об односоставных предложениях Назывное, Обобщённо-личное, неопределённо-личное, безличное предложения Орфограммы корня, приставки, суффикса, окончания Дополнить текст
своими
размышлениями Орфографический минимум III четверть (10 недель - 30 часов)
49 Повторение.
Односоставные предложения Проверка ЗУН по данной теме 49 Простое осложнённое предложение и его признаки Дать понятие о простом осложнено предложении Словарные слова Чередование гласных в корне словРассказ (развёрнутый) по данной схеме Составление схем предложений 50 Понятие об однородных членах предложения Ознакомить с основными признаками однородных членов Интонация перечисления Составление таблицы Составление схем предложений 51 Обобщающий урок по теме « Односоставныепредложения» Дать понятие о простом осложнено предложении Словарные слова Чередование гласных в корне словРассказ (развёрнутый) по данной схеме Составление схем предложений Предложения с однородными членами
52 Способы связи однородных членов предложения Ознакомить со способами связи однородных членов предложения Сочинительные союзы, разряды, бессоюзие, многосоюзие Знаки препинания перед сочинительными союзами Объяснить лексическое значение слов Составление и запись предложений по данному началу 53 Однородные и неоднородные определения Научить различать однородные и неоднородные определения Одиночное и
распространенное
определение Нахождение в тексте Составление плана текста Выписать
определяемые слова и определения 54 Р.р Сочинение Подготовка к сочинению (на основе упр.450) Закрепление навыков работы над составлением текста
Тип и стиль речи Подчеркнуть однородные и неоднородные определения Коллективный анализ текста, составление плана Написание черновика сочинения 55-
56 Обобщающие слова при однородных членах предложения Ознакомить учащихся с понятием обобщающие слова Знаки препинания при обобщающих словах Корни слов счередующейся
гласной Пересказать текст по составленному плану Составить инструкцию по правилам безопасности при работе с дрелью 57 Культура речи. Употребление однородных членов предложения Учить правильно конструировать предложения с однородными членами Видовые и родовые понятия, их не сочетаемость Знаки препинания при однородных членах Сообщения учащихся о лингвисте Алексее Александровиче Шахматове Орфографический минимум 58 Повторение и обобщение по теме «Предложения
с однородными членами» Повторить и обобщить
полученные сведенья о предложениях с однородными членами Обобщающие слова Знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах Составление связного рассказа по заданной
теме Сжатое изложение 59 Диктант №4 по теме «Предложения с однородными членами»)Проверка ЗУН Языковой анализ текста Выполнение контрольной работы Предложения с обособленными членами
60 Понятие об обособленных членах предложения Расширить и углубить понятие об обособленных членах предложения Смысловые и
интонационные
выделения «Н» и «НН» в именах прилагательных и причастиях Выбор об особенностях интонации обособления Придумать и записать предложения с причастными оборотами 61 Закрепление навыков работы с изложением Синтаксическая роль выделенных слов Пунктуационный анализ текста Подробный пересказ Написание изложения 62-
63 Обособления определений и приложений Расширить понятие о согласованных и не согласованных определениях Приложение (распространён-ное и
нераспространен -ное) Знаки препинания при обособлении Сравнить 2 отрывка, сделать вывод Сочинение-миниатюра (по материалу упр.482) 64
65 Изложение с элементами сочинения.
на основе упражнения
№ 503) Проверка ЗУН при изложении исходного текста Синтаксические конструкции, их осложнение Способы сжатия текста Написание
сжатого
изложения 66
67
68 Обособления обстоятельств Дать понятие об обособлении обстоятельств, способы их выражения Средства языковой выразительности Знаки препинания при обособлении обстоятельств Составление предложений с обособлением по фотографиям Схемати-ческий диктант 69 Обособление дополнений Углубить и расширить знания об обособлении Значение включения, исключения, замещения Удвоенные согласные в словах Морфологический разбор, разных частей речи Сочинение по данному эпиграфу
70
71
Обособление сравнительных оборотов Ознакомить учащихся с термином сравнение Предмет, образ,
творительное
сравнение Выписать конструкции со значением сравнения Анализ 2-х примеров на выбор (упр.527) Работа со словарем синонимов 72
73
74 Уточняющие и соединительные члены предложения Дать понятие уточняющих и соединительных членов предложения Уточнение, конкретизация, пояснение, сужение Проверяемые орфограммы корня Составление плана первой части текста п.41, пересказ Сочинение-миниатюра по репродукции картины А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре» 75
76 Диктант №5 по теме: «Предложения с обособленными членами» Проверка ЗУН по данной теме Основная мысль,
обособленные
обороты Знаки препинания при обособлении Устный
пунктуационный разбор текста Исправление ошибок в предложениях с обособленными оборотами 77
Культура речи. Употребление обособленных членов предложения
Учить находить и исправлять ошибки в употреблении обособленных определений Основная мысль,
обособленные
обороты Знаки препинания при обособлении Устный
пунктуационный разбор текста Исправление ошибок в предложениях с обособленными оборотами 78
Повторение и обобщение по теме «обособленные члены предложения Повторить и обобщить сведения обособленных членах предложения План-конспект Н и НН в причастиях Развернутый ответ по теме, подкрепленный примерами Орфографический минимум IV четверть ( 9 недель - 27 часов)
Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями
79
80
81
Предложения с вводными и вставными конструкциями
Ознакомить с понятием вводные и вставные конструкции Значение вводных конструкций Знаки препинания при употреблении вводных и вставных конструкций Продолжить текст с последней фразы Изложение (по материалу упр.567) 82
Диктант №6 по теме «Осложнённое предложение» Проверить уровень освоения изученного материала 83
84
85
Предложения с обращениями
Расширить знания учащихся об обращении Звательная
интонация Синтаксический разбор предложений, построение схем Мини-диалоги на основе речевых ситуаций Корректирование текста п.44 86
87 Р.р.Сочинение на свободную тему Расширить знания учащихся об обращении Звательная
интонация Синтаксический разбор предложений, построение схем Мини-диалоги на основе речевых ситуаций Корректирование текста п.44 88
89 Предложения с междометиями и словами да, нет Междометие как часть речи, их значение Цельные сочетания,
побудительные
частицы,
употребительное
слово Знаки препинания в предложениях с прямой речью Развернутый ответ на поставленный вопрос Составление схем предложений 90
91 ' Повторение и обобщение по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями» Повторить и систематизировать сведения по данной теме Вводные конструкции, обращения, междометия Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями Монологический ответ на вопрос тестирование Повторение изученного за курс 8 класса
92
93
94
95
96
97
98
Пунктуация
Орфография Повторить знаки препинания в предложениях разных конструкций Простое, сложное,
осложненное
предложение Расставить знаки препинания в предложенных текстах Устный анализ пунктуации в тексте Построение схем предложений 99
100
-101 Контрольная работа в форме ГИА Проверка ЗУН поматериал у 8 класса Языковой
анализ
текста Творческое задание к тексту 101
102
103 Анализ итоговой контрольной работы и подведение итогов курса русского языка в 8 классе
Резервные уроки Подвести итоги Повторить знаки препинания в предложениях разных конструкций Простое, сложное,
осложненное
предложение Расставить знаки препинания в предложенных текстах Устный анализ пунктуации в тексте 104-
105 Резервные уроки Повторить знаки препинания в предложениях разных конструкций Простое, сложное,
осложненное
предложение Расставить знаки препинания в предложенных текстах Устный анализ пунктуации в тексте Построение схем предложений Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для8- 9 класса
(печатный и электронный варианты)
Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
Тестовые задания по всем темам (печатный и электронные варианты)
ЦОР по всем темам
Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку: Теоретический и практический материал для подготовки к тестированию по русскому языку. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2003
Егораева Г.Т. ГИА 2010. Русский язык. 8-9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Типовые тестовые задания / Г.Т.Егораева. –М.: Издательство «Экзамен», 2010
Иссерс О.С. Тесты. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. 8-9 классы: Учебное пособие / О.С.Иссерс, Н.А.Кузьмина. –М.: Дрофа, 2004
Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009
Контрольные работы по русскому языку. 9 класс/Сост. Б.С.Юнусова. –М.: Эксмо, 2005
Симакова Е.О. Русский язык. 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА: 9 класс/ Е.С.Симакова. –М.: АСТ: Астрель, 2011
Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8-9 классы: Методическое пособие. –М.: Дрофа. 1996
Червинская А.И.Практикум по русскому языку: подготовка к тестированию и экзамену /А.И. Червинская. – Мнемозина: ТетраСистемс, 2005
ЦОР по всем темам
Федеральный центр тестирования http://www.test4u.ru/
http://www.rustest.ru/
Школьные словари русского языка
АлександроваЗ.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: ок. 11000синонимических рядов. – М.: Рус.яз - Медиа, 2007
Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М.: Просвещение, 2004
Бирюкова В.Т. и другие Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. – М.: Рус.яз - Медиа,2007
Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Авторы-составители: Брилева И.С., Гудков Д.Б. и др. – М.: АСТ – пресс книга, 2006
Брилев И.С. Большой фразеологический словарь русского языка– М.: Рус.яз - Медиа,2006
Бурцева В.В. Через дефис, слитно или раздельно? – М.: Рус.яз - Медиа,2007
Гуськова А.П., Сотин Б.В. Популярный словарь русского языка. - М.: Рус.яз - Медиа,2007
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах – М: Рус.яз. Медиа , 2007
Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. - , М: Рус.яз. Медиа , 2001, 2007
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. -М.: Рус.яз., 1998
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. -М.: Рус.яз.- Медиа, 2007
Жуков В.П., Жуков А.В. школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение,1994
Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. -М.: Рус.яз.- Медиа, 2007
Каленчук М.Л. , Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. – М.: Рус.яз.,2001
Красных В.И. Толковый словарь паронимов русского языка. – М.: Астрель: АСТ, 2007
Комплексный словарь русского языка. Под ред. А.Н. Тихонова. – М.: Рус.яз. - Медиа, 2008
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2005, 2007
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. –М.: Просвещение, 1980
Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. – М.: Вентана Граф, 1995
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. Авторы-составители А.А. Семенюк, И.Л. Городецкая, М.А. Матюшина и др. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2008
Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
Новый орфографический словарь справочник русского языка/ редактор-составитель Бурцева В.В. – М.: Рус. Яз. – Медиа,2007
Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1983
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Орфографический словарь русского языка. – М.: Азбуковник,1999
Орфографический словарь русского: около 100 000 слов. – М.: Рус. Яз., 1991
Орфографический словарь русского языка. Под ред. Бархударова С.Г., Ожегова С.И. и Шапиро А.Б. – М.: Советская энциклопедия, 1973
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения __________________О.А.ФедотоваМБОУ СОШ №21 (подпись)
от «_____» августа 2015г. № ____ от «_____» августа 2015г
________________ _______________
(подпись руководителя МО)