Технологическая карта урока «Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ» (по тексту Ю.Яковлева)

Олейникова Марина Александровна,
заместитель директора по УВР,
учитель русского языка и литературы
МКОУ казачья кадетская СОШ № 19
г.Пятигорск

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 11-м классе на тему
«Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ» (по тексту Ю.Яковлева)

Тип урока:
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.


Авторы УМК:
В.В.Бабайцева. Русский язык (профильный уровень). – 10-11 классы

Цели урока:
(образовательные - предметные): 1) формирование навыков речевого общения на продуктивном и репродуктивном уровнях; 2) излагать свои взгляды и убеждения в доказательной манере; 3) формирование умений работать с текстом, анализировать текст, определяя проблемы.
(развивающие – метапредметные): развивать способность к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего мнения.
(воспитательные – личностные): воспитание любви к родному языку, активной жизненной позиции, чувства патриотизма.

Планируемые образовательные результаты:
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Оборудование урока:
авторская мультимедийная презентация, интерактивная доска, раздаточный материал для парной работы (текст для ознакомления, таблица-клише «Возможные начало и продолжение комментария, финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции»).









Технологическая карта урока

Этап урока
Цель этапа
Содержание учебного материала
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

I.Организационный этап.

Включение учащихся в деятельность
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.
Отвечают на приветствие учителя.
Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм
Уважение к учителю и сверстникам.
Самоопределение.
Самооценка готовности к уроку.


II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока.
- Каким образом данное высказывание может быть связано с экзаменом? При выполнении какого задания выпускникам необходимы знания и умения по работе с текстом? Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему урока.
Фронтальная

Индивидуальная





Парная


Читает высказывание Б.Паскаля: «Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить».
Задает проблемные вопросы
Слушают эпиграф.
Анализируют, высказывают своё мнение, делают вывод





Анализировать, делать выводы, работать по способу действия.
Формулировать тему и проблему урока.
Соотношение известной и новой информации.



III. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний (2 мин.).
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы
- Я попросила вас повторить понятие текста и его признаки, что такое ключевые слова.

- Вспомните схему текста – рассуждения (основная мысль – аргументы – вывод)

- Ваша задача при написании сочинения – не только продемонстрировать способность думать и размышлять, но и показать способность объяснять свою позицию и убедить в сказанном. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми? (проблема, тезис, аргументы, вывод)
Фронтальная, индивидуальная, парная
Проводит параллель с ранее изученным
материалом. Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока.
Дают определение понятиям: текст, типы текстов, основные признаки текста – рассуждения, ключевые слова.
Определение границы знания и незнания, коррекция собственных задач.
Расширение и систематизация научных знаний о тексте, его признаках, структуре



IV. Решение учебной задачи (7 мин).
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание текста
Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору





Составление алгоритма работы по написанию сочинения









Отчет по самостоятельно выполняемым заданиям.
Чтение и анализ предложенного текста (по Ю.Яковлеву).

- С чего начинаем анализ текста? (Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова).
-Какова тема текста? Почему вы так решили? Найдите и выделите ключевые слова. Докажите примерами из текста.
- Определив тему, сформулируйте проблему текста (проблема текста - вопрос, над которым задумывается автор).

- Чтобы правильно ее сформулировать, имеет смысл подумать над вопросами: о чем автор хочет поговорить с читателем, что в этой истории больше всего занимает автора?
- Прокомментируйте проблему. Кому адресован этот текст, какому читателю? Почему эта проблема важна и актуальна сегодня?
- Определите авторскую позицию, идею текста. Что поможет сформулировать мнение автора? (анализ речи и поступков героев). Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.
- Подберите 2 аргумента, подтверждающих ваш тезис: один из художественной литературы, второй – из жизненного опыта или публицистики.


- Сформулируйте вывод.
- Как можно начать и закончить сочинение? Ваши варианты?
Фронтальная, индивидуальная, парная
Создаёт условия для проблемной ситуации в
технологии проблемного (подводящего) диалога.
Формулирует задание для парной работы.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.



Осуществляет индивидуальный контроль.


Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.





Побуждает к высказыванию своего мнения



























Предлагает воспользоваться таблицей «Начало и заключение комментария»
Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы:
- Тема текста – описание событий Великой Отечественной войны.



Ключевые слова и выражения: «помнил себя в войну, один раз за всю войну, солдаты-автоматчики, когда война подходила к концу».
Выполняют задание в парах: формулируют основную проблему, находят ключевые слова, предложения и словосочетания, отражающие позицию автора.
Объясняют свой выбор.

- Автор поднимает проблему голода во время войны, проблему взросления.
Высказывают свои предположения в паре.
- Проблема актуальная: войны и голод – понятия неразделимые.

Приводят примеры из жизненного опыта, анализируют возможные ситуации из публицистических материалов.

Приводят примеры языковых средств выразительности: метафора – «не мог приладиться к голоду», «дышал хлебом» и др.
эпитеты – «с проступающими ребрышками», «робкие всходы» и др.
сравнение – «похож на маленького голодного волчонка»
Приводят возможные варианты. Объясняют свой выбор.
Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения.

Планировать последовательность действий (ответить на поставленные вопросы) в ходе своего исследования.

V. Физкультминутка (2 мин)
Предупреждение общего утомления учащихся,
переключение их с умственной деятельности на умственно-
физическую.

Коллективная
Организует физкультпаузу.
Выполняют физкультминутку
Адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения физических упражнений

VI. Применение знаний и способов действий (20-22 мин).
Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия Развитие учебно­ языковых умений.
Написание черновика работы по плану:
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение.
Самостоятельная,
парная
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Осуществляет выборочный контроль
Создают черновой вариант своего сочинения


Навыки саморегуляции и внутренней мотивации.
Работать в группе, участвовать в выработке решения
Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VII.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели
(2 мин)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Организация оценивания учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.
коллективная
Организует рефлексию через подводящий диалог:
Чему научились на уроке? Что следует доработать? Какими компетенциями, на ваш взгляд, должен обладать выпускник для написания сочинения-рассуждения на экзамене?

Отвечают на вопросы, подводят итог работы
Проявляют умение слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. Учатся правильно выражать мысли.
Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

VIII. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
(3 мин)
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
- Закончите сочинение, особое внимание уделите средствам выразительности. Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений. Обратите внимание на соразмерность частей композиции, логичность и последовательность рассуждений.

Дает комментарий к домашнему заданию
Записывают домашнее задание.
Задают интересующие вопросы.
Понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания


15