Конспект урока литературы в 5 классе Спасите наши сказки


СПАСИТЕ НАШИ СКАЗКИ!
(урок-путешествие, 5 класс)
Цели:
Проверить качество знаний, полученных при изучении темы «Русские народные сказки».
Способствовать закреплению изученного материала.
Содействовать становлению нравственной культуры, развитию чувства ответственности.
Задачи:
В игровой форме повторить тему «Русские народные сказки».
Закрепить изученный материал.
Способствовать развитию психических процессов (смекалки, логического мышления, внимания, воображения и т. п.).
Методы и приемы: исследовательский, репродуктивный:
творческое чтение;
слово учителя;
пересказ;
задания с «подвохом»;
опрос.
Оборудование: указ и телеграмма царя Дадона, придорожный камень, избушка на курьих ножках, Баба Яга, ковер-самолет, три колодца, паутина, паук, три листочка с загадками (кленовый, дубовый и березовый), дракон, волшебный сундучок, ключ, секрет смерти дракона.Ход урока
Учитель входит в класс с встревоженным видом, дает понять учащимся, что что-то случилось, таким образом привлекая их внимание, и говорит:
- Ребята, в школу пришло письмо, адресованное нашему классу, мне его только что отдали. Это совсем необычное письмо. А знаете, от кого оно? (Ответы учащихся.) От сказочного царя. Как его имя? (Ответы учащихся.) Да, от царя Дадона. Послушайте.
Ой вы гой-еси, люди добрые!
Обращаюсь к вам я за помощью.
Приключилась у нас беда страшная.
Змей коварный украл сказки детские,
Городские и деревенские.
Страшный змей украл, проглотил супостат,
И без вас, друзья, не спасти их никак.
Люди честные, люди добрые,
Помогите нам, не прогневайтесь,
Отправляйтесь в путь, в путь неблизенький,
Победите жуть - дракона страшного.
А не то беда будет на Руси:
Нам без сказок всех только пол мести,
Только пол мести, только спину гнуть...
Не народ без сказок мы - победите жуть!
Ну а тем богатырям, что отважатся,
Пусть дорога легкою покажется.
И, конечно же, без сомнения,
Награжу героев я без сожаления.
Царь Дадон- Поняли ли вы, ребята? Сказки, о которых у нас с вами сегодня должна была быть речь, похитил трехглавый дракон. Если не помочь им, то русский народ останется без сказок. И тогда маленькие дети никогда не услышат перед сном их любимые сказки, да и мы не сможем их нигде прочитать для своего удовольствия. Сказочный царь просит отправиться нас в путь выручать сказки. Для того чтобы совершить путешествие в сказочную страну, нужно знать ее законы. Помните их? (Ответы учащихся.) Вот и замечательно! Итак - в путь!
- Скажите-ка мне, пожалуйста, с чего всегда начинается сказочная дорога? (С камня.)
Правильно. А на камне, глядите (показывает на камень), что-то написано. (Читает.)
Коли путник ты не смелый,
То сворачивай-ка влево.
Там найдешь прекрасный дом,
Встретишь тихо старость в нем.
Коли путник ты бывалый,
То сворачивай направо.
Там чудесная страна,
Счастья и богатств полна.
Коли путник ты упрямый,
То иди же только прямо.
Но запомни, путник, там
Смерть гуляет по холмам.
- Так какую же дорогу нам с вами нужно выбрать? (Идти прямо.)
Почему? (Первое правило сказки: если героям предоставляется выбор, то нужно выбрать то, что менее ценно.)
Молодцы!
- Нелегка наша дорога. По горам, по полям, по широким степям. А вон впереди лес виднеется, дремучий, непроходимый. В лесу том поджидают путников всякие опасности да звери хищные. На опушке леса стоит избушка на курьих ножках. Кто живет в этой избушке? (Баба Яга.)
Правильно. (Показывает на избушку.) Знаете ли вы, какие нужно сказать волшебные слова, чтобы избушка повернулась? Давайте произнесём их хором. (Учащиеся говорят, учитель поворачивает избушку.)
Я знаю, что Баба Яга нам может помочь, у нее есть ковер-самолет, на котором написано, куда нужно следовать дальше и что делать. Только Баба Яга разрезала его на мелкие кусочки, чтобы никто не смог им воспользоваться. Поэтому нам нужно отвлечь ее, а трое смельчаков попытаются сшить ковер-самолет. Отвлекать мы будем Бабу Ягу сказкой.
Трое ребят выходят, начинают собирать из кусочков разрезанный ковер-самолет, а остальные рассказывают (какие знают) сказки.
На ковре-самолете написано:
Через океан и море
За водою за живою
Мы, как птицы, полетим,
Наши сказки оживим.
Но сначала для дракона
Смерть достанем по закону.
Смерть драконова в ларце
Да во каменном венце.
Помни: ничего не бойся,
Если светит парус-солнце.
Но коль свет не сбережешь,
То и сам ты пропадешь.
Учитель рассказывает про ожидающие детей испытания (три колодца, каменная пещера с пауком).
Три колодца:
Необходимо правильно определить колодец с живой водой.
Там, где волны бьются в берег,
У распутья трех дорог,
Три колодца и три древа –
Зачерпни воды ковшом...
Зачерпни воды студеной
Ты из первого колодца,
Пей до хмели до бедовой
Из второго ты колодца.
Только к третьему, смотри,
Даже близ не подойди.
Пить из третьего колодца
Никому не удается.
Ты запомни сей запрет –
В нем-то весь сокрыт секрет!
Учащиеся должны отгадать, в каком колодце находится живая вода, и объяснить, почему они выбрали тот или иной колодец.
Ответ: третий колодец, так как это еще одно правило сказки: «Если есть запрет, его нужно нарушить».
Пещера:
К паутине прикреплены три листочка (дубовый, кленовый, березовый), на оборотных сторонах которых написаны загадки
Учащиеся должны отгадать загадки, чтобы получить ключ от ларца, где спрятана тайна драконовой смерти.
По дороге заторенной, заколоденной
Попадешь ты во пещеру заколдованну.
И сидит во той пещере о восьми ногах
Чудо страшное, и не пройти никак.
И задаст то чудо страшное
Три загадочки, три ужасные.
Ты загадочки-то не бойся, отгадай
И ларец за паутиной забирай...
В том ларце сидит беда неминучая –
Для ужасного для змея смерть ползучая...Загадки:
Ловец отменный,
Ткач примерный.
Кто в его пряжу попадет,
Тот умрет. (Паук.)
Что такое «ложь с намеком»
и для всех людей «с уроком»? (Сказка.)
Что дает нам силу жизни,
Что зимой скрывает снег,
Что милей в чужой отчизне?
Под ногами ваш ответ. (Земля.)
Учащиеся отгадывают загадки, получают ключ, открывают ларец.
Учитель читает про секрет смерти драконовой:
Смерть дракона жуткого не в силе богатырской,
Не в железе каленом да не в колдовстве мудреном.
Смерть ползучая, неминучая, смерть драконова –
В ваших крепких знаниях.
Коль сумеете вы сказки друг от друга отличить,
Коль сумеете законы сказочные повторить,
То не выдержит тут змёева голова –
С плеч долой отвалится сама.
Вопросы для обсуждения:
Что такое сказка?
Какие бывают сказки? Чем они отличаются друг от друга? (Волшебные, бытовые, сказки про животных.)
Какие вы знаете сказочные правила? Приведите примеры.
Если героям предстоит выбор, то нужно выбрать то, что менее ценно.
Ничему не удивляться, всех знать, вести себя как дома.
Проявлять доброту, отзывчивость.
В сказках - единая ценностная шкала, то есть однозначный взгляд. Например, герой или положительный, или отрицательный.
Если в сказке есть запрет, его надо нарушить.
Какие вы знаете сказочные законы?
1 закон: «Сказано - сделано».
Если действие упомянуто, оно должно обязательно совершиться. Сказка не знает шепота, все сообщается для всех.
2 закон: «Закон триединства».
Волшебная сказка любит повторы, как правило, это троекратный повтор (2 + 1). Только с третьей попытки удается сделать что-либо.
Из чего состоит сказка?
Зачин.
Присказка (не во всех сказках).
Основное повествование.
Концовка (не обязательна).
Приведите примеры присказок.
Приведите примеры концовок сказок.
По мере того как дети отвечают, у дракона отваливаются по очереди все три головы.
- Вот и справились вы, ребята, со злым драконом. Больше не будет он красть чужие сказки. Все вы сегодня были молодцы. Не побоялись сразиться со злыми силами, показали свои отличные знания. А вот и царь Дадон прислал телеграмму (читает):
Ой вы гой-еси, люди добрые!
Поклоняюсь вам я до пояса.
Ой, спасибо вам, что спасли народ,
Что спасли, друзья, землю русскую.
Вы не просто сказки выручили,
Душу вы спасли, душу русскую,
Сердце русское, радость русскую.
Пусть же призом вам да наградою
Будет слава вечная.
Самых умных и смелых духом
Наградить, да по-царски,
Остальных же - по усмотрению.
Царь ДадонУчитель еще раз благодарит ребят за урок, объявляет оценки.