Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике наркомании


«ВЫБОР ЕСТЬ»
(профилактика наркомании)
Внеклассное мероприятие
Корнилова Наталья Николаевна
преподаватель химии и естествознания
ГОБУ СПО ВО «Воронежский музыкально-педагогический колледж»
г. Воронеж, р-н Коминтерновский, 276-11-30, 276-13-68
Пояснительная записка
Актуальность проблемы борьбы с наркозависимостью связана с тем, что сегодня, в XXI веке, наркомания стала третьей по счету угрозой существованию человечества – после планетарной экологической катастрофы и ядерной войны. С каждым годом наркомания «молодеет», ее зловещее дыхание вплотную коснулось 14-15-летних подростков. И каждый из нас – педагог, родитель, молодой человек – должен подняться на борьбу с этим злом, должен принять участие во всенародной антинаркотической пропаганде: словом, музыкой, плакатом, добрым советом или дружеской поддержкой [3].
Значительную роль в этой нелегкой борьбе может сыграть школа и та воспитательная среда, которую мы создаем в наших образовательных учреждениях. Одним из самых значимых и действенных направлений в работе по искоренению наркомании среди подростков является организация деятельности по профилактике асоциальных проявлений, прежде всего, наркозависимости, в молодежной среде.
Профилактика антиалкогольной и антинаркотической направленности в учреждениях образования включает систему комплексных социальных, медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигенических мероприятий [1]. Одним из направлений эффективной профилактики асоциального поведения детей и подростков, негативных явлений в молодежной среде является внеклассное мероприятие. Организуемое в форме дискуссии, акции, «круглого стола», конкурса, лектория и прочее, оно призвано формировать личность молодого человека, умеющего противодействовать асоциальным процессам, вести здоровый образ жизни.
Принципы, которые положены в основу данной методической разработки:
- предоставление обучающимся точной и достаточной информации о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека;
- уместность и достоверность информации в части последствий злоупотребления наркотическими средствами;
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование оптимальной жизненной установки противостоять желанию попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации.
Особенностью организационной деятельности при подготовке данного внеклассного мероприятия является использование метода проектов, который позволяет студентам сделать самостоятельный отбор информации, проявить творческие способности, глубже вникнуть и осознать исследуемую проблему – возрастающей наркотизации населения. В основе реализации проекта лежит непосредственное включение обучающихся (участников целевой группы) в коллективную и индивидуально-познавательную деятельность. Технология проектного обучения дает возможность широкого внедрения таких методов, как презентация, работа в группах, информирование посредством документально-просветительских и художественных видеофильмов.
Одной из особенностей данной методической разработки является то, что материал отобран с целью пробуждения самых глубоких чувств человека – нравственности, сопереживания, осознания своего Я. Слайд-шоу, фрагменты фильмов, использование музыкального и поэтического сопровождения помогают не только понять, но и «прожить» проблему наркомании. Существенным является и то, что внеклассное мероприятие пролонгировано – участникам в последующем предлагается просмотр драматической постановки «Я буду жить» (Театр юного зрителя), где поднимаются вопросы наркомании, суицида, поиска смысла жизни подростком. Все это позволяет надеяться на то, что данное внеклассное мероприятие не кратковременного воздействия («вышел – и забыл»), а, действительно, профилактическое: оно заставит обучающихся задуматься, проанализировать свои духовные ценности и жизненную позицию.
Методическая разработка может быть внедрена в образовательный процесс школы, учреждений начального и среднего профессионального образования и использована педагогическими работниками как эффективная форма воспитательного воздействия. Реализация методической разработки возможна в форме внеклассного мероприятия или открытого урока по предмету – валеология, естествознание, биология, химия, ОБЖ (а также межпредметной интеграции).
Цель: формирование у подростка развитой концепции самосознания и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни, повышение устойчивости к негативным социальным влияниям.
Задачи:
Объективное информирование обучающихся о действии психоактивных веществ на организм и его последствия.
Формирование у подростков навыков принятия решений и преодоления жизненных проблем, способности делать самостоятельный выбор.
Направленное осознание обучающимися собственной системы ценностей, формирование позитивного отношения к себе.
Овладение навыками общения и здорового образа жизни.
Развитие умений использовать альтернативные психоактивным веществам способы получения радости и удовольствия.
Воспитание чувства сопереживания и оказания поддержки окружающим.
Методы организации:
Проектная деятельность
Презентация основного содержания.
Элементы психологического тренинга.
Работа в группах - обмен мнениями.
Слайд-шоу (фрагменты художественных и документально-просветительских фильмов).
Музыкальное сопровождение.
Рефлексия.
Кадровые ресурсы: психолог, врач-нарколог, преподаватель ИЗО, лаборант
Программно-методические и технические ресурсы: экран, видеопроектор, ноутбук, листы белой и цветной бумаги, фломастеры, магниты, ватман, памятки для участников «Выбор есть», плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни. Ведущие: студенты или старшеклассники (3 человека), преподаватель (или другой педагогический работник).
Целевая группа: 8-9 классы (14-16 лет)
Организация мероприятия:
Подготовка проектов по темам: «Что такое наркотики?», «Почему человек становится наркоманом?», «Возможна ли жизнь без наркотиков?» (организует преподаватель совместно со студентами или старшеклассниками).
Галерея рисунков на тему: «Наркотики глазами подростка» (организуют преподаватель естествознания, преподаватель ИЗО).
Тренинговое упражнение «Одним словом вырази, что такое наркотик» (участники на белых листах бумаги пишут продолжение фразы «наркотик – это…»).
Разработка памятки для участников «Выбор есть» (психолог).
Ход мероприятия
Участники мероприятия разбиваются на группы (по 5-6 человек). Каждой группе выдаются листы белой и цветной бумаги, фломастеры.
Вступление (эмоциональный настрой, актуализация проблемы)
Преподаватель: Сегодня в этой аудитории собрались самые разные люди: юные, молодые и зрелого возраста, учащиеся и учителя, юноши и девушки. На лицах оживление и любопытство, улыбки и внимание. Самые разные чувства наполняют присутствующих здесь. Это говорит о том, что в каждом из нас есть интерес к жизни. И, несмотря на возникающие время от времени трудности и проблемы, мы все же любим жизнь и загадываем свое будущее…Но, к несчастью, в мире есть люди, у которых будущего нет…
Демонстрация слайд-шоу (материалы художественного фильма «Реквием по мечте», музыка А.Моцарта «Реквием») – Приложение 1.
1 Ведущий: Ты снова падаешь в яму…
Узел из смятенья и противоречий!
И мысли на черную гамму
В мире наркотических увечий.
2 Ведущий: «Один раз, другой – ерунда!
Да это же простое развлеченье!»
3 Ведущий: «Стоп! А если дальше?»
1 Ведущий: «…………………………Тогда
Тебя поглощает влеченье.
Наркотик – тупик и мрак…
Потеряны жизнь и честь!»
3 Ведущий: «Ты что же совсем дурак?
Ведь выбор-то все-таки есть!»
(презентация Слайд №1«Выбор есть!», приложение 4)
Что такое наркотик? Кто такой наркоман? (стартовые представления обучающихся о наркотиках и наркомании, научно-просветительский лекторий о видах наркотиков и последствиях их употребления)
1 Ведущий: Наркотики - бич XXI века. Наркомания – это болезнь, жертвами которой становятся миллионы людей. В России сегодня около 8 миллионов наркоманов. Это бедствие выбивает целые поколения, причем поколения, которые должны определять и создавать будущее России. Возраст больных наркоманией не превышает 30 лет, и с каждым годом наркомания «молодеет», ее зловещее дыхание вплотную коснулось 14-15-летних подростков. Страна лишается генофонда, возникает реальная угроза ее национальной безопасности. А знаете ли вы, что такое наркотики? Что такое наркомания? Кто такие наркоманы? Давайте посмотрим, каковы ваши представления об этом?
(на стенде демонстрируются отобранные рисунки ребят на тему: «Наркотики глазами подростков»)Ваши рисунки говорят о том, что все, в общем, имеют представление о сути такого явления, как наркомания.
Также вы написали на чистых листах бумаги, что, по вашему мнению, представляют наркотики.
(на левую половину доски вывешиваются с помощью магнитов листы бумаги с записями учащихся. Например: «Наркотик – это смерть», «Наркотик – это «чума», «Наркотик – это кайф», «Наркотик – это зависимость»)Преподаватель: проводит анализ, положительные или отрицательные ассоциации вызывает у обучающихся слово «наркотик».
2 Ведущий: Известно, что гашиш, героин, марихуана являются наркотиками. Все вещества, изменяющие сознание, можно назвать психоактивными веществами, наркотиками. Несомненно, каждый современный человек имеет примерное представление, к чему может привести употребление конкретных наркотиков. Но симптомы проявления действия психоактивных веществ разнообразны и зависят от типа наркотического средства. Давайте вместе попробуем разобраться, какие виды наркотиков выделяет современная наркология, по каким признакам можно определить человека, употребляющего то или иное психоактивное вещество и каковы последствия действия наркотиков на организм.
3 Ведущий: доклад «Виды наркотиков и последствия их употребления» - Приложение 2.
(презентация Слайд №2 «Виды наркотиков», приложение 4)
Почему человек становится наркоманом? Наркомания – путь в один конец (формирование критической самооценки и оценки окружающей действительности, оказание психологической поддержки обучающимся)
1 Ведущий: Почему люди, зная о вреде наркотиков, все же их употребляют? Почему человек становится наркоманом и выбирает жизнь с наркотиками? Выскажите свое мнение об этом.
Участники обсуждают вопрос и на белых листах бумаги записывают свои ответы (работа в группах).
Обмен мнениями (от каждой группы высказываются различные точки зрения).
(листы с записями вывешиваются на левой половине доски)
1 Ведущий: было очень интересно узнать мнения по этому вопросу, предлагаю вам ознакомиться с научными данными о причинах употребления наркотиков.
2 Ведущий: доклад «Причины употребления психоактивных веществ и факторы риска» (Приложение 3).
(презентация Слайд № 3 «Причины употребления ПАВ», приложение 4)
Рефлексия: преподаватель проводит анализ работ учащихся, какие они выдвинули причины употребления ПАВ, сравнивает с той информацией, которую они услышали в материалах доклада.
Вывод: у ребят в целом сформированы представления об основных причинах, подталкивающих подростка к употреблению наркотических средств, вскрыты внутренние психологические мотивы, толкающие ребенка на путь наркомании.
3 Ведущий: Мы знаем, что побуждает человека сделать первый шаг в бездну наркомании, каков психотип человека, склонного к употреблению ПАВ. Но куда этот путь ведет? (представление аудитории врача-нарколога).
Выступление нарколога «Статистические данные последних лет о людях, страдающих наркозависимостью, и тяжелые отдаленные последствия длительного употребления наркотиков».
Просмотр фрагментов документального фильма «Твой выбор». Приложение 5.
Рефлексия: преподаватель организует беседу с участниками по вопросам: «Любой ли наркотик может искалечить человеческую жизнь?» «Могут ли наркотики решить жизненные проблемы?» «Наркомания – это смертельная болезнь?»
Возможна ли жизнь без наркотиков? (поисковая ситуация: что может человек противопоставить наркотикам?)
1 Ведущий: Ребята, выскажите свое мнение, почему люди НЕ употребляют наркотики? Что является мощными сдерживающими факторами?
Участники обсуждают вопросы и записывают свои мнения на чистых листах (работа в группах).
Обмен мнениями (от каждой группы высказываются различные точки зрения).
(листы с записями вывешиваются на правой половине доски)
(презентация Слайд № 4 «Почему люди НЕ употребляют наркотики?», Приложение 4)
Рефлексия: преподаватель подводит итог на основании собственных мнений участников и данных психолого-социологических исследований (слайд № 4), каковы мотивы человека для неупотребления наркотических веществ.
2 Ведущий: Итак, жизнь без наркотиков возможна. Она может быть яркой, насыщенной и интересной и без наркотиков. Давайте в этом убедимся, посмотрев фрагмент фильма «Виртуальная агрессия».
Просмотр фрагментов документального фильма «Виртуальная агрессия». Приложение 6.
3 Ведущий: Ребята! А что вы можете противопоставить наркотикам? Наверное, у каждого из вас есть свои интересы, увлечения, жизненные ценности и приоритеты. Перед вами «лепестки» (вырезаны из листов цветной бумаги), из которых мы соберем большой цветок. Мы – студенты – уже выразили свое мнение, и цветок начнет распускаться с наших «лепестков».
(ведущие приклеивают на ватман свои «лепестки» - листы бумаги - с приготовленными записями)
1 Ведущий: А теперь пусть каждый из вас напишет на отдельном «лепестке», что может он противопоставить наркотикам.
Участники записывают свои мнения на отдельных «лепестках» - листах из цветной бумаги (например: «Занятия футболом», «Я сочиняю пишу стихи и музыку», «Любовь к маме», «Вера в Бога»).
(цветные «лепестки» наклеивается на ватман и собирается цветок) – звучит музыка, Приложение 7.
Выбор есть! (расстановка приоритетов, утверждение ценности человеческой жизни)
2 Ведущий: Наркотики – это смерть!
3 Ведущий: Наркоманы - это физически искалеченные тела и погибшие души!
1 Ведущий: Наркомания – это дорога в один конец!
Ведущий: Но у каждого из нас есть право выбора!
1 Ведущий:
Грехов моих теперь не изменить.
И что случилось в жизни – не исправить.
Так хочется скорее все забыть
И душу от наркотиков избавить.
Взлететь, парить и таять в облаках…
Глаза закрыть и успокоить душу…
И выдохнуть сомнения и страх!
И вырваться из «скорлупы» наружу!
Попробовать, а что такое жизнь?
Потрогать воздух загрубевшими руками.
Лицо подставить солнцу, прямо ввысь!
И прикоснуться к небесам глазами…
Судьба моя – запутанная нить.
Борьба с самим собой. Смятенье:
Я буду жить?..
Я буду жить!
И дай мне, Бог, на то благословенье.
Просмотр финального фрагмента документального фильма «Твой выбор». Приложение 8.
Преподаватель: подводя итог нашего мероприятия, хотелось бы привести слова из последнего интервью Ф.Меркьюри (лидера знаменитой группы Queen): «Если бы можно было вернуться немного назад, то я прожил бы свою жизнь иначе, без наркотиков…». Помните, что каждый человек несет ответственность за свою собственную жизнь перед самим собой и близкими людьми. Что жизнь можно прожить иначе, можно быть счастливым и разумным. Можно сделать правильный выбор!
Участникам вручаются буклеты Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области «Экстрим – наш формат», «Выбери танец», памятки «Выбор есть» (приложение 9) - звучит музыка, Приложение 7.
Ожидаемые результаты:
Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
Уменьшение факторов риска употребления наркотиков в молодежной среде.
Критерии оценки результативности:
Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающего поведения.
Развитие стратегий избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации.
Наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде.
Показатели оценки результативности: тестирование обучающихся (Приложение 10)
Список использованной литературы
Методические рекомендации по профилактике асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде / Г.В.Агапова и др. – Воронеж: ВОИПКРО, 2006.
Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. Пособие для педагогов и родителей/ Под ред. доктора социологических наук А.Н.Гаранского. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2001.
Профилактика наркомании среди подростков: Опыт работы социально-психологической службы Центра творчества молодежи Коминтерновского района г. Воронежа. – Воронеж: ВОИПКРО, 2001.
Приложение 2
ДОКЛАД
«Виды наркотиков и последствия их употребления»
Все химические вещества, изменяющие сознание можно назвать наркотиками, психоактивными веществами (ПАВ).
Нет единого симптома, который свидетельствовал бы об одном конкретном наркотике. Последствия приема наркотиков не только похожи друг на друга, но часто имитируют многочисленные расстройства здоровья: тошноту, насморк, покраснения глаз. Последствия употребления даже одного наркотика могут быть весьма разнообразны. Это зависит от индивидуальных особенностей организма подростка и от дозировки.
Виды наркотиков.
Депрессанты
Алкоголь. Признаки употребления: запах изо рта, невнятная речь, красные или остекленевшие глаза, неустойчивая походка.
Последствия кратковременного употребления малых доз: два характерных образца поведения – повышенная активность, шумное поведение; сонливость, уход в себя, враждебность. В обоих случаях даже относительно умеренные дозы алкоголя могут привести к нарушению рассудка, памяти, замедленной реакции.
Последствия длительного употребления: депрессия, тревога, провалы в памяти, амнезия, социально неприемлемое поведение, цирроз печени, раковые заболевания, самоубийство.Передозировка: ступор, холодная и влажная кожа, низкая температура тела, учащенное сердцебиение, кома, смерть.
Седативные препараты – барбитураты, транквилизаторы. Признаки употребления: спокойствие, невнятная речь, неуверенная походка, головокружение.
Последствия кратковременного употребления: успокоенность, расслабленность, некоторая потеря памяти, чувство смущения, потеря двигательного контроля, тошнота, запор, сухость во рту. У одних - эйфория, у других – агрессия, депрессия.
Последствия длительного употребления: ослабление памяти, мышления, рассудка, потеря ориентации в пространстве, невнятная речь, нетерпеливость, депрессия, плохой сон.Передозировка: замедленное, поверхностное дыхание, сокращение зрачков с последующим фиксированным их расширением, пониженная температура тела, очень низкое кровяное давление, слабый пульс, ступор, кома, смерть.Вдыхаемые препараты. Признаки употребления: запах растворителя, бензина, чихание и кашель, выделения из носа или кровотечение, тошнота, раздражение, невнятная речь.
Последствия кратковременного употребления: вялость, сонливость, эйфория, головокружения, оцепенение, утомляемость, мускульная слабость, потеря аппетита, невнятная речь, помрачение рассудка, повышенная чувствительность к свету, усиленное сердцебиение, боль в груди, суставах, состояние похмелья.Последствия длительного употребления: мускульная утомляемость, затрудненная ходьба, потеря веса, трясучка, мозговые и нервные повреждения, нарушения работы печени и почек.
Передозировка: спячка, ступор, асфиксия, смерть на вдохе.
Возбуждающие средства (стимуляторы): дикседрин, дезоксин, «экстази», «винт». Нервная система возбуждается.
Признаки употребления: повышенное ощущение физической силы, сверхактивность, бессонница, потеря аппетита, расширенные зрачки, усиленное сердцебиение, повышенное давление, частые мочеиспускания.
Последствия кратковременного употребления: сверхвозбужение, головокружение, бессонница, эйфория, потеря аппетита, повышенная настороженность, сухость во рту, расстройство кишечника.
Последствия длительного употребления: проблемы со сном, потеря аппетита вплоть до отвращения к еде, высокое давление, аритмия, кожная сыпь, паранойя.
Передозировка: жар, конвульсии, кома, кровоизлияния в мозг, смерть.
Галлюциногены. Создают в сознании яркий, хотя и искаженный мир. Часто они дают отрицательный сбой со всеми вытекающими последствиями в виде ужаса и паранойи вместо ожидаемого ощущения высшего наслаждения.
Марихуана и гашиш. Признаки употребления: сладковатый запах изо рта, хихиканье, эйфория, налитые кровью глаза, кашель, повышенный аппетит.
Последствия кратковременного употребления: чрезмерная раскованность, словоохотливость, уход в себя, расслабленность, замедленная двигательная способность, сухость во рту.
Последствия длительного употребления: немотивированное поведение, снижение энергетики, желаний, галлюцинации, апатия, слабые рассудок, память и внимание, бронхиты, астма, болезнь горла. Искусственные галлюциногены – ЛСД. Признаки употребления: искажение восприятия реальности, расширенные зрачки, сухость во рту, потоотделение. В худшем случае – паранойя, страх.
Последствия кратковременного употребления: усиление сердцебиения, повышенное давление, трясучка, усиленное слюноотделение, тошнота.
Последствия длительного употребления: спотыкающаяся походка, отсутствующий взгляд, окаменение и потеря мышечного контроля.
Опиаты: героин, морфин, кодеин, опиум. Признаки употребления: суженные зрачки, подергивания головой, бесцветные глаза, опущенные веки, покрасневшая кожа.
Последствия кратковременного употребления: эйфория, ощущение блаженства, легкость в мыслях, сонливость, апатия, тошнота, рвота, пониженное восприятие болевых ощущений.Последствия длительного употребления физическая психологическая зависимость и износ организма, смена настроений запоры.
Передозировка: сокращение зрачков до размеров булавочной иголки, холодная и липкая кожа, низкое давление, медленный и нарушенный ритм сердца, ступор, кома, смерть.
Общие признаки употребления наркотиков и токсических веществ:
- изменение внешнего вида и поведения, напоминающее состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха изо рта или при слабом запахе;
- изменение сознания – его сужение, искажение или помрачение;
- изменение настроения – беспричинное веселье, болтливость, злобность, агрессивность;
- изменение речи – ее ускорение или замедленность, невнятность, нечеткость;
- изменение цвета кожных покровов – бледность или покраснение;
- блеск глаз или «мутность», сильно суженные или сильно расширенные зрачки;
- повышенное слюноотделение или сухость во рту;
- изменение двигательной активности – повышенная жестикуляция, неусидчивость или, наоборот, вялость, расслабленность;
- изменение координации движений.
Общие признаки состояния организма при лишении наркотиков и токсических веществ:
- страдальческий внешний вид, бледность или землистый цвет лица;
- недомогание, вялость, разбитость, повышенная утомляемость или, наоборот, неусидчивость, двигательное беспокойство, возбуждение;- снижение настроения, подавленность, недовольство окружающими, раздражительность, вспыльчивость, злобность, тревога, тоска, безразличие;- повышенная потливость;
- боли в различных частях тела (мышцах), судороги, головные боли, боли в желудке, кишечнике;
- снижение или отсутствие аппетита, многократная рвота, понос.
Большинству людей понятно, что героин, марихуана и даже алкоголь являются наркотиками. Но лишь немногие знают, никотин, содержащийся в табаке, и кофеин в кофе тоже наркотики. Поэтому так привлекательные для молодых людей сигареты и таблетки кофеина, приводящие организм в состояние возбуждения, вовсе не безобидны.

Приложение 3
Доклад
«Причины употребления психоактивных веществ. Факторы риска».
В обычном представлении наркозависимость ассоциируется с химической зависимостью человека от какого-либо вещества, когда все мысли, чувства и действия подчинены одной навязчивой цели: достать и употребить это вещество с целью достижения психологического комфорта. Но в свете новейших взглядов о природе заболевания расширено представление о зависимости и говорится об эмоциональной зависимости человека.
Существует несколько объяснений причин употребления ПАВ.
Чтобы поймать кайф.
Кажется совершенно естественным, что для поднятия своего настроения люди употребляют алкоголь и наркотики. Одним из основных мотивов человеческих поступков является желание обрести душевный комфорт и хорошее настроение. Дети употребляют наркотики и алкоголь в тех же ситуациях, что и взрослые, желающие себе доставить удовольствие в хороших компаниях, на спортивных мероприятиях, как награду себе за что-то, при встрече с друзьями. И, действительно, наркотики способны дать людям приятные ощущения. Вот почему они популярны уже не одно тысячелетие. Однако для истинно хорошего самочувствия человеку не нужны ни алкоголь, ни наркотики.
Любопытство и скука.
Обе эти причины толкают ребят на поиски приключений и острых ощущений. В подобных поисках наркотики представляют собой очень большой соблазн. Несмотря на то, что любознательных ребят подстерегают разные опасности, желание узнать новое является необходимым условием их развития.
С другой стороны скука побуждает делать ребят то, чего делать они не должны. А наркотики относятся к человеческим изобретениям, с помощью которых можно с легкостью «убивать» время.
Влияние компании сверстников.
Всем известен такой мотив поведения: «Но ведь другие так делают!». Ребята не задумываются над тем, что они находятся под давлением их социальной группы - группы сверстников. Они просто хотят быть принятыми, понятыми, хотят получить одобрение сверстников. Если для того, чтобы стать членом группы, от ребенка требуется умение пить пиво или курить смесь наркотических веществ, он сочтет это небольшой и правомерной платой за право войти в группу. Этот принцип работает и в другой ситуации: если ребенок будет единственным в группе, кто пробовал наркотики, он постарается забыть о своем опыте, чтобы не остаться одному.
Таким образом, давление коллективного мнения – это одна из важнейших причин, по которым ребята обращаются к наркотикам.
Бегство от внешних проблем.
Большинство проблем, с которыми ребята встречаются в жизни, носит возрастной характер: школа воспринимается ими как ярмо, отношения полов – как дразнящая и разочаровывающая тайна. На пути многих ребят встают такие препятствия, как бедность и предрассудки.
Среди типичных жизненных проблем и постоянно растущее число разводов. Многие родители целый день заняты на работе и им некогда заниматься с детьми. Часто в своих же семьях дети подвергаются физическому насилию, страдают от алкоголизма родителей или плохого обращения с ними.
Экспериментирование, бунт, взросление могут являться частью процесса взросления, и это основная причина столь болезненных, сокрушающих опытов подросткового возраста. И наркотики можно рассматривать как способ, ведущий к избавлению от болезненных переживаний. А в результате употребление наркотиков от страха перед жизнью приводит человека к тяжелой наркозависимости.
Эмоциональная нестабильность подростков может в определенных ситуациях принимать крайние формы, называемые проблемным поведением. Именно здесь кроются корни начала употребления наркотиков.
Наблюдения за подростками, максимально подверженными эмоциональным срывам и депрессивным состояниям, показывают, что существуют следующие факторы риска:
- недовольство собственным внешним видом;
- незрелость «Я»;
- неуверенность в собственных силах, страх за свое будущее;
- низкая самооценка и непопулярность среди сверстников;
- неудачи в учебе или на работе;
- проблемы в семье;
- конфликты между родителями.
Попытка «убежать в наркотики» означает определенную незрелость личности, неготовность к пугающей взрослой жизни. Употребляя наркотики, подросток пытается справиться со стрессовой ситуацией, не имея других, более действенных способов решения проблем.
Знание психологических и биологических особенностей подросткового возраста существенно снизят риск употребления наркотиков и злоупотребления ими.
Приложение 9
ПАМЯТКА
«Выбор есть»
Лжец тот, кто делит наркотики на сильные слабые, утверждая при этом, что последние безвредны.
Первая доза наркотика доставляет 3-4-минутное удовольствие. Спустя месяц для достижения «кайфа» доза многократно возрастает.
Первый раз – почти всегда роковой!
Начиная потреблять наркотики, не думай, что ты пользуешься свободой. Наоборот, ты начал ее терять.
Лучше отказаться от наркотика одни раз, чем пытаться это делать всю свою короткую жизнь.
Редкий наркоман доживает до 30-35 лет.
Где бы, в какой бы ситуации ты не оказался – скажи себе твердо и решительно:
НАРКОТИКУ – НЕТ!
Приложение 4
Слайд №1
«ВЫБОР ЕСТЬ!»
Слайд №2
ВИДЫ НАРКОТИКОВ
Депрессанты
Алкоголь
Седативные препараты (барбитураты, транквилизаторы)
Вдыхаемые препараты
Возбуждающие средства (декседрин, дезоксин, «экстази», «винт»)
Галлюциногены
Марихуана и гашиш
Искусственные галлюциногены – ЛСД
Опиаты (героин, морфин, кодеин, опиум)
Слайд № 3
Причины употребления ПАВ
Чтобы поймать «кайф»
Любопытство и скука
Влияние компании сверстников
Бегство от внешних проблем
Слайд № 4
Почему люди НЕ употребляют наркотики
Они ценят свою жизнь
Они знают истинное «лицо» наркотиков
Они не хотят проблем, связанных с полицией, родителями, учителями
У них есть интересы, кроме наркотиков
Они знают, что в первый раз сказать «нет» проще, чем потом пытаться делать это всю жизнь
Приложение 10
Бланк опросникаПол____________ Возраст___________________
1. Откуда вы получаете информацию о наркотиках?
Пожалуйста, подчеркните: телевидение, журналы, родители, учителя, друзья, из других источников.
2. Как вы думаете, через какое время может возникнутьнаркотическая зависимость?
А) Достаточно попробовать 1-2 раза.
Б) Употреблять регулярно 2-3 месяца.
В) Если употреблять редко, то вообще не возникнет.
Г) Другой вариант:
3. Сколько в среднем может прожить человек, регулярно потребляя наркотики? ________________________________________________________
4. Правильно ли делить наркотики на легкие и сильные?
А) Да, существуют наркотические вещества, не приносящие вреда.
Б) Можно сказать, что есть наркотики более опасные и менее опасные.
В) Нет, все наркотики опасны в равной степени.
Г) Другой вариант:
Перечислите наркотические вещества, которые вы знаете.
______________________________________________________________
Я думаю, употребление наркотиков - это признак:
А) Самостоятельности.
Б) Недостатка информации о вреде наркотиков.
В) Слабости.
Г) Другой вариант:
Что вы предпримете, если близкий вам человек начнет употреблять наркотики?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я встречал(а) людей, употребляющих наркотики, это:
А) Мои приятели, друзья, родственники
Б) Незнакомые люди во дворе, на дискотеках и т.п.
В) Вообще не встречал.
Г) Другой вариант:
9. Как вы думаете, какими словами можно описать состояние человека, употребившего наркотик? (Напишите несколько слов).__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Был ли у вас собственный опыт встречи с наркотиками?
Мне предлагали, но я отказался.
Б) Не было.
Я пробовал(а).
Обработка опросника.
1 вопрос.
Друзья - 3 балла.
Друзья, телевидение, журналы - 3 балла.
Телевидение, журналы - 2 балла.
Телевидение, журналы, родители, учителя, друзья - 2 балла.
Родители, учителя - 1 балл.
Телевидение, журналы, родители, учителя - 1 балл.
2 вопрос.
а)1 балл.
б)2 балла.
в)3 балла.
Ответы типа: зависит от наркотика, зависит от человека и т.п. оцениваются на 3 балла.
3 вопрос.
До 5 лет - 1 балл,
До 15 лет - 2 балла.
Более 15 лет - 3 балла.
4 вопрос.
а) 3 балла,
б) 2 балла.
в) 1 балл.
Другой вариант: если в собственном варианте ответа отмечается возможность употребления психоактивных веществ без вреда для здоровья человека и личности в целом - 3 балла.
5 вопрос.
Перечисление пяти и менее общеизвестных наркотических веществ - 1 балл.
Перечисление до десяти достаточно известных наркотических веществ - 2 балла.
Перечисление более десяти наркотических веществ - 3 балла.
Если перечисляются жаргонные названия наркотических веществ, сложные лекарственные наименования и т.п. вне зависимости от количества -3 балла.
6 вопрос.
а) 3 балла.
б) 2 балла.
в) 1 балл.
Другие ответы оцениваются в зависимости от того какая личностная оценка вкладывается опрашиваемым: положительная - 3 балла, нейтральная -2 балла, отрицательная - 1 балл.
7 вопрос.
Ответы типа: «если захочет, перестанет сам»; «как начал, так и закончит» и т.п., т.е. возможность отказа от наркотиков воспринимается как простое действие, не требующее вмешательства извне и основанное только на личном желании, оцениваются на 3 балла.
Если опрашиваемый пишет: буду уговаривать, объяснять, сделаю все возможное, скажу родителям, т.е. необходимость помощи осознается, но нет понимания всей сложности проблемы и знания о возможностях помощи в данной ситуации - 2 балла.
Если в ответах упоминается необходимость обращения за помощью к специалистам (даже если упоминается необходимость личного желания наркотизирующегося) - 1 балл.
8 вопрос.
а) 3 балла.
б) 2 балла.
в)1балл.Если одновременно отмечаются ответы а) и б) - 3 балла.
При любом упоминании употребляющих наркотики людей в ближайшем окружении - 3 балла.
9 вопрос.
При положительном описании состояния наркотического опьянения от первого лица - 3 балла.
При описании отрицательных сторон наркотического опьянения, излагаемые от первого лица - 3 балла.
При нейтральном описании, или упоминании и положительных и отрицательных сторон наркотического опьянения, описываемых со стороны - 2 балла.
Описание негативных сторон наркотического опьянения не от первого лица - 1 балл.
10 вопрос.
а) 2 балла.
б) 1 балл.
в) 3 балла.
Если по всем ответам, не зависимо от ответа на 10 вопрос, среднеарифметическая сумма превышает 2 балла, несовершеннолетний относится к группе риска, а если сумма ближе к трем баллам, то можно предположить, что несовершеннолетний имел опыт употребления наркотиков.