Воспитательное занятие Семья — волшебный символ жизни


Внеклассное мероприятие.
Тема: Семья - волшебный символ жизни.
Цель: формирование у подростков представление о семье как о главной жизненной ценности.
Задачи:
-образовательные: обучать осознанному пониманию термина «семья», её значении в жизни каждого человека, стимулировать размышления о семейных ролях, семейных ценностях и их значимости в каждой семье;
-воспитательные: воспитывать ответственное отношение к своей семье; активизировать семейные нравственные ценности (доброта, забота, взаимопонимание, любовь, уважение, способность к сопереживанию).- коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление, познавательную активность, коммуникативные навыки.
Тип занятия: закрепление знаний.
Методы и приёмы: наглядные, рассказ, беседа, проблемное изложение, игры.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
Презентация;
разрезные карточки с пословицами;
таблицы;
ручки, карандаши, бумага, плакаты;
музыкальное сопровождение.
Термины и понятия: семья, жизненные ценности.
Ход занятия.
Воспитатель: - Добрый день ребята! Сегодня у нас с вами будет необычное и интересное занятие. Мы проведём это время с пользой.
Игра «Представь себя»
– Мы с вами знакомы и у нас много общего, но есть и такие качества, которые отличают нас друг от друга. И сейчас вы по очереди назовёте своё имя и назовёте качество на первую букву вашего имени. Я начну: «Меня зовут Татьяна, трудолюбивая»...
– Теперь ваша очередь представить себя.
(Дети по кругу называют свои имена и качества (игра может быть с мячом). Я расскажу вам притчу: «Однажды к маленькому ребёнку пришёл волшебник и сказал «Вот тебе клубок ниток, в них нить твоей жизни. Если ты будешь быстро разматывать клубок, жизнь пройдёт быстро и бесцельно, а если медленно, то она будет идти медленно, равномерно, и ты сможешь многого достичь, но самое главное, что ты должен будешь делать – это следовать всем жизненным ценностям».
- Ребята, как вы понимаете, что такое жизненные ценности (т.е. то, что важно в жизни для каждого из нас).
– Определить, понять, что такое жизненные ценности в вашей жизни – очень важно. Жизненные ценности формируют наше поведение, наши отношения, решения. Каждый человек должен для себя определить, что же для него является ценным, важным в этой жизни?
Мозговая атака «Жизненные ценности»
Какие жизненные ценности вы знаете? т.е. что для вас важно?
Ответы детей (здоровье, деньги – материальное благополучие, семья, слава, любовь, дружба….).
– Мы услышали, что у каждого из вас система ценностей разная.
Наиболее значимыми для вас являются такие ценности как семья, здоровье.
Обратите внимание на слайд, где указаны разные жизненные ценности, давайте ещё раз их назовём.
Вступление в тему занятия
– Сегодня наше занятие мы посвятим одной из ценностей. О какой, именно, вам сейчас предстоит угадать. Данная ценность зашифрована в ребусе. Внимание на слайд.
Ключевое слово – семья.
Правильно, сегодня тема нашего занятия «Семья – волшебный символ жизни».
На нём мы будем говорить о семье, о её значении в жизни каждого из нас.
Семья – это самые близкие люди, вместе с которыми нам тепло и уютно.
У каждого из нас есть своя семья, только семьи бывают разные.
У домашних ребят: семья – это родительский дом, папа с мамой, братья, сестры, бабушки, дедушки, тёти, дяди и т.д.А для ребят, проживающих в интернате: семья – это школа, сверстники, воспитатели, учителя и другие работники, которые создают уют, окружают теплом и заботой. Люди, работающие в интернате, всегда поймут, утешат, помогут в трудную минуту, защитят и оградят их от бед.
У каждого из вас свои представления о семье, давайте попробуем представить себе свою семью и назвать, что для вас означает это слово – «семья».
Упражнение «СЕМЬЯ это 7 - Я»
– Обратите внимание на слайд. Мы видим, что Семья – это семь «Я».
– На столах у вас находятся листочки (ромашки) и фломастеры. Вам необходимо написать как вы понимаете, что для вас означает слово «Семья».
– Я начну, а вы – продолжите: «Я» – большая…
Дети продолжают: «Я» – дружная, «Я» – счастливая, «Я» – крепкая, «Я» – трудолюбивая, «Я» – уважаемая, «Я» – спортивная и т.д.Работа в группах. Дети обсуждают задание, делают выводы. Заполняют лепестки на доске, строят ассоциативный ряд к слову «семья».
Вывод: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Физминутка Игра «Встаньте те, …» - А сейчас для того, чтобы узнать ваших близких поближе, поиграем в игру «Встаньте те, …»:
*у кого есть старший брат;
*у кого есть младшая сестра;
*у кого есть бабушка;
*у кого есть дедушка;
*у кого есть дяди, тёти.
- Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких родственников.
О семьях люди разных народов слагают пословицы.
Игра « Багаж мудрости»
Вам нужно из частей собрать пословицы:
1.Не нужен и клад / коли в семье лад
2.Вся семья вместе / так и душа на месте
3. Семья сильна / когда над ней крыша одна
4. Всякая дорога вдвоём веселее
5.В гостях хорошо / а дома лучше
6. Мой дом / моя крепость
А теперь каждая команда нам расскажет, что у них получилось, как вы понимаете эти пословицы (обсуждение пословиц).
Игра «Какого цвета твоя семья?»
– Ребята, посмотрите вокруг. Вы заметили что-нибудь необычное сегодня в нашем кабинете? (На шторах, мебели, стенах класса расположены листы со словом «Семья», причём слово «семья» написано фломастерами разного цвета).
Вы очень внимательные, сразу определили незначительные изменения. А теперь послушайте внимательно задание: в классе много листочков со словом «семья». Посмотрите внимательно, чем эти листочки отличаются друг от друга? Правильно, слово семья написано фломастерами разного цвета. Ваша задача взять слово «семья» определённого цвета, которое вам больше нравится, и объяснить, почему вы отдали предпочтение именно этому цвету.
– Каким цветом окрашено слово «семья» для каждого из вас? (Ответы детей).
Вывод: – Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо. Судя по вашим выбранным цветам (ассоциациям), ваши семьи, ваш дом – тёплый, солнечный и уютный.
– Предлагаю вам поиграть в ролевую игру «Наша дружная семья».
Но прежде чем мы начнём, нам нужно построить дом, слайд в котором будет проживать наша семья.
– Представьте, что мы с вами – семья и, чтобы всем в нашем доме было хорошо, что для этого необходимо?
Но сначала прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. В вашем доме звучит много слов, вспомните самое теплые слова, которые согревают сердце, душу.
- Посмотрите, у нас части дома на доске, из них нужно построить дом. Вы выберете те ценности, на которых должна строиться семья.
Коллективная работа. Дети обсуждают и называют ценности, на которых должна строиться семья. (Любовь, доброта, уважение, забота, понимание, прощение, терпение, тепло и т.д.).По ходу работы, дети размещает на доске брёвна с ценностями. Итогом работы является бревенчатый дом.
Итак, наш дом готов. Давайте ещё раз посмотрим, на каких ценностях он построен. (Дети называют, анализируют).
Скажите, в таком доме как будет жить семья? (счастливо, дружно). В такой семье будут царить покой, доброта, любовь и взаимопонимание.
Итак, давайте поиграем в игру «Наша дружная семья».
– Сейчас я предлагаю создать две семьи. Вам даны таблички пустые, ваша задача указать на каждой табличке члена своей семьи (мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, дядя и т.д.). Далее между собой разделить таблички с ролями.
Групповая работа: подписывают таблички, распределяют роли.
– А теперь вам необходимо в течение 3 минут обсудить обязанности каждого члена вашей семьи. Помните, что если каждый член семьи занят своим делом, добросовестно и ответственно выполняет свои обязанности, то в доме царит уют, тепло и гармония.
Работа в группах. Обсуждают, выполняют задания, делают выводы. Заполняют таблицы с обязанностями каждого члена семьи.
– А теперь предлагаю представить свою семью. Подгруппы представляют свои семьи.
А какая у вас ребята обязанность в семье?
(дети рассказывают о своих обязанностях в семье).
– Вот и подходит к концу наше занятие, и в заключении я предлагаю вам
Игра «Продолжи фразу…»
– Я предлагаем продолжить одну из фраз, которые вы видите на слайде:
«Сегодня на занятии я …»
«Мне было интересно…»
Что необходимо для крепкой семьи?
Итог: семья - это…..
Ребята продолжают фразы, делают выводы.
«Сердце пожеланий»
– Ребята, на прощание я хочу превратиться в добрую волшебницу, и подарить каждому из вас кусочек своего сердца.
– Каждый из вас может на маленьком сердце написать пожелание любому из участников нашего занятия.
(Ребята записывают пожелания, вытаскивают и зачитываю).
Заключение
– А сегодня когда придёте в свои семьи, обнимите своих родных, близких и скажите, что вы их сильно любите.
Желаю вам здоровья, взаимопонимания и мира в доме.
Желаю вам быть успешными в жизни, создать свои счастливые семьи.