Урок литературы на тему Необычное и обычное в сказке К.Г.Паустовского Тёплый хлеб ( 5 класс)


Тема: Обычное и необычное в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».
Триединая цель урока: 
1. Образовательная:- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;- обучение обобщению прочитанного, услышанного.
2. Развивающая:
- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;
- развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями;
- развивать речь при составлении устного рассказа.
3. Воспитательная:
- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.
Сценарный план
1 Мотивация к учебной деятельности.
-Добрый день, ребята! Урок литературы я хочу начать со стихотворных строк:
Может быть тёплым день за окошком.
Тёплым – взгляд, тёплою кошка.
Тёплым автора текст.
Тёплым – общенье на нашем уроке.(1 слайд)
-Ребята, а в чём необычность стихотворения?(тёплым)-анафора. Подберите синонимы к слову тёплый ( хороший, добрый, уважительный)
-Сколько раз оно повторилось(5)
-Я уверена , что общение наше будет тёплым и отличным, я буду рада любому вашему успеху.
-О каких обычных вещах пишет автор? (окошко, улыбка, кошка, строки, общенье, урок)
-Скажите, с каким произведением вы познакомились недавно, в названии которого есть прилагательное «тёплый»? (Паустовский «Тёплый хлеб») Константин Георгиевич - один из самых известных писателей 20 века. Его произведения любят и дети и взрослые. Сам писатель говорил о своём творчестве: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь, разумеется, наивно, но писать без веры в это тоже невозможно».
2 Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
-Вы прочитали сказу? Хорошо знаете её содержание? Блиц – опрос. Эвристическая беседа с классом. А пока давайте восстановим события сказки.
Что же в рассказе обычное (реальное), а что сказочное.
Реальное
Война, раненый конь, голод, злоба людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни. Сказочное
Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать.
Попробуем увидеть, как переплетаются в нём сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное, а сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Итак, в рассказе присутствуют реальные и сказочные мотивы, детали, элементы.
3 Постановка учебной задачи. Цели, тема -Давайте сформулируем тему урока. Воспользуемся нашими опорными словами.
НЕОБЫЧНОЕ В СКАЗКЕ К.Г.ПАУСТОВСКОГО «ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ»
-В какой момент в сказке начинают происходить необычные вещи?( Видеосюжет)
-Назовите героев сюжета (Филька и конь)
-Почему конь заплакал?(Филька ударил его, забросил хлеб)Только ли коня обидел Филька? (природу, хлеб) Хлеб- единственное лакомство в деревне.
Зеркало. Предсказание будущего-история 100-летней давности.
_-Какой поступок совершил мальчик ? (плохой)
-_Что необычного начинает происходить в сказке?( конь наказывает людей за зло неминучей смертью)
-Неминучая смерть для жителей –холод и голод.
- Как увидеть необычное в сказке? (Проанализировать поведение и поступки героев)

4 Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения. Давайте составим план работы. Вспомним:
- Как удалось жителям деревни Бережки победить «неминучую смерть»? (коллективно)-стр 78-79
План Фильки и Панкрата.
1.Собрать жителей деревни Бережки.
2. «Натянуть рукавицы да взяться за ломы».
3.Убрать лёд у мельницы.
4.Заставить мельницу работать.
-Какой был результат? (стр.80)
-Я предлагаю образовать группы для такой же скорой и положительной работы.
-Диалог каких героев мы сейчас озвучили? Значит сосредоточим наше внимание на поступках кого?(Филька, Панкрат)
План работы
1.Найти общее между Панкратом и Филькой.
2. Вспомнить необычные случаи из жизни героев.
3. Составить характеристику героев.
5 Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
1.Найти общее между Панкратом и Филькой.
-Что объединяет героев? Круги Венна(жители деревни Бережки, раненый конь, изобретение спасения от стужи, хлеб)
1 группа
-Выпишите, какой хлеб изображён в сказке? Используйте словосочетания существительное хлеб ( какой?) и прилагательное. Прочитайте выразительно описание хлеба на стр.80. (кусок хлеба круто посыпанный солью-Филька, чёрствая корка, зелёная плесень-злой мужик дал солдату, тёплый хлеб с румяной корочкой стр.80 читать) На чем пекли хлеб? (на капустном листе) ответ на стр.80 абз. 3
Вывод: Хлеб – всему голова. Хлеб примирил Фильку и коня.
2 группа
Хлеб-спасение от голода. Что предложил Филька для спасения от стужи.(стр.78) выписать глаголы .( соберу ребят, возьмём ломы, пеши, топоры, будем рубить лёд)Прочитать выразительно, почему ребята должны поддержать предложение Фильки.Кто ещё откликнулся за просьбу Фильки? (сорока)
Вывод: Помогать другим -спасать себя. Заработала мельница- жители смогли испечь хлеб и спастись от голода.
Физминутка.
Ребята, предлагаю вам отдохнуть и поиграть в театр мимики и жестов, изобразив предметы, вещи. Я буду зачитывать отрывки из текста, а вы попробуйте их изобразить. Возможно, это будет изображение не предметов, а чувств, ощущений.
Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл,
засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.
Уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
-Что из перечисленного является необычным?(раненый конь)
6 Первичное закрепление нового знания.
2. Вспомнить необычные случаи из жизни героев.
1 группа
-Что необычного в поведении коня? Стр.74-75 Вставьте пропущенные глаголы. Слеза скатилась. Конь заржал, взмахнул, бьёт копытами. Всё это вызвало метель. Ветер завыл, засвистел ,вздул снег.
Вывод: Воды нет, мука у всех закончилась, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна. Все горевали.
_Такое могло произойти зимой за один вечер? (Да) Но только не в Бережках.
-Почему?(стр.73 Зима в этот год стояла тёплая.)
Стр.75
_Отчего же стрясся мороз?
-От злобы людской.
2 группа
Что необычного в поведении коня? Стр.81-82 Вставьте пропущенные глаголы. Конь вышел, вытянул голову заржал, хлеба не взял, попятился в сарай. Испугался Фильки. Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял хлеб из рук Фильки. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Вывод: Не только человеку извинения требуются. Все улыбались и радовались.
-Что необычного вы отметили в этом эпизоде? (Конь вёл себя как человек)
-Так кто же может умереть от такой болезни как «охлаждение сердца»? ( стр. 76) Человек дурной , обидчик, творящий зло.
 
7 Самостоятельная работа и взаимопроверка.
3. Составить характеристику героев.
Лабораторная работа№1
Лабораторная работа№2
8 Включение нового в систему знаний и повторение. -Что же необычного вы увидели в рассказе Паустовского?
К.Г.Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир, чувствовали родство с ним и готовность в любой момент прийти на помощь.
-Каким должен быть любимый герой сказок Паустовского?( человек отзывчивый, чуткий, с добрым и милым сердцем).
Старые мудрые люди говорят: "Лучше подавать, чем просить". Помоги человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе помогут, как помогли Фильке ребята.
- Какие выражения сказки могут быть поговорками, пословицами, выражать народную мудрость?
1. Зачем помирать? Надеяться надо.
2. Льготного срока не будет.
3. Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение.
4. За твою дурь расплачиваться своим горбом.
5. От теплоты лёд начал оседать.
6. Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.
7. Хлеб — соль подносить.
8. Не только человеку извинение требуется.
9. Бери хлеб, мирись!
10. Трещала, как пулемёт.
9 Итог урока - Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).
10 Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. Закончи предложение:
Приятно вспомнить, что сегодня на уроке я научился(понял)…
Самым интересным для меня…
Я ещё хотел бы узнать…
11 Домашнее задание Домашнее задание (на выбор):
1) Охарактеризуйте необычное поведение сороки (рисунок).
2) Необычные числительные в сказке и их значение (выпишите).
3) Кроссворд ( работа в тетради).
4)Игра «Восстанови план сказки» ( работа в тетради).
5)Прочитать рассказ «Заячьи лапы» ( выполнить всем).