Педагогический проект по внедрению в образовательный процесс игр Воскобовича

Проект: «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича»
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: долгосрочный (1.09.2016 - 31.05.2017)
Цель проекта: интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича.
Задачи проекта:
развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности;
развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества;
гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического мышления;
формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений);
развитие мелкой моторики.
Участники: дети подготовительной к школе группы, педагоги и родители.
Актуальность.
Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше: "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки.
Принципы, заложенные в основу этих игр (интерес, познание, творчество) становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.
Занимательность может быть задана необычной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей.
План реализации проекта.
I этап – подготовительный (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Заинтересовать родителей в реализации проекта, ознакомить детей и родителей с персонажами сказок, определить задачи, подобрать игровые задания, играть и заниматься с детьми.
II этап – основной (декабрь, январь, февраль, март, апрель)
На этом этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, а затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.
Игровые умения детей совершенствуются в творческой деятельности, как самостоятельной, так и совместной с детьми и взрослыми. Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, придумыванию сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. Общение в играх со сверстниками способствует социально-личностному развитию дошкольника.
На этом этапе большое внимание уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения предложенных задач, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы. Взрослым создается творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения детей.
III этап - итоговый (май)
Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными.
I этап – подготовительный
Оснащение образовательного процесса.
Изучение методической литературы. Разработка конспектов занятий с использованием занимательного материала. Знакомство детей с математическими сказками и персонажами сказок. Консультация для родителей «Игры В.В. Воскобовича».
Знакомство с играми Воскобовича: «Квадрат Воскобовича», «Геоконт» и др. Подбор настольно-печатных игр. Помощь родителей в приобретении настольно-печатных игр.
II этап - основной
Подбор игровых заданий. Знакомство с играми Воскобовича: «Геовизор»,
«Счетовозик», «Игровизор». Рассматривание схем, альбомов, памяток к играм Воскобовича. Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала».
Оформление уголка занимательной математики. Проведение занятий,
индивидуальная и подгрупповая работа по ФЭМП с использованием занимательного материала. Папка-передвижка «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице». Открытое занятие «Путешествие в страну математики».
Индивидуальная работа с использованием развивающих математических игр.
III этап – заключительный
Презентация проекта. Подведение итогов.
Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.
Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в ФЭМП у детей.
Оформлен уголок занимательной математики.
Проведено итоговое занятие «Путешествие в страну математики».

Заголовок 115