Обратные задачи.


Тема: Обратные задачи. М. И. Моро, М.А. Бантова, 2класс.
Задачи:
познакомить учащихся с обратными задачами;
показать связь данных и искомого чисел в таких задачах;
закреплять знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20, умение решать выражения вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30;
развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
развивать навыки счёта.
Ход урокаДеятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент
Начинается урок. - Садимся. Открываем тетради, записываем число, классная работа
Актуализация опорных знаний (повторение)
Вначале урока предлагаю вспомнить и повторить то, что пройдено на прошлых уроках
Я вам говорю предложения, а вы пишите только ответ.
Найдите значение суммы чисел 3 и 4.
– Значение этой суммы вычтите из числа 17.
Найдите значение суммы чисел 6 и 4.
– Вычтите это значение из числа 30.
Давайте проверим что получилось
(слайд 1)
Далее:
– Из суммы чисел 70 и 8 вычтите число 8. Что получается? Запишем в тетради как можно решить в 1 пример: (70+8)-8
– Из суммы чисел 60 и 5 вычтите число 60. записываем пример и вычисляем.
– Разность чисел 10 и 8 прибавьте к числу 20.
– Разность чисел 9 и 3 прибавьте к числу 90.
Проверяем ответы с доски.
Молодцы, следующее задание на смекалку:
Маше 8 лет. Мама на 20 лет старше Маши. Папа старше мамы на 1 год.
Сколько лет маме?
Сколько лет папе?
Физкультминутка
Открытие нового знания
Давайте теперь откроем учебник на странице 22.
Сегодня мы познакомимся с задачами нового вида. Какого вида, вы расскажите сами.
У меня на доске 3 столбика (слайд 2)
Мы будем решать 3 задачи.
Читаем первую задачу в учебнике.
Вера купила блокнот за 6 рублей и карандаш за 4 рубля. Сколько всего рублей стоили блокнот и карандаш?
Что в задаче нужно узнать?
А что известно?
Посмотрим на схему к этой задаче на доску. Верно?
Как решить эту задачу?
Читаем задачу под цифрой 2.
Что тут нам известно?
А что нужно узнать?
Посмотрим на схему ко второй задачи. Как можно эту задачу решить?
Чем похожи эти задачи?
Чем отличаются?
Всё верно.
Давайте прочитаем последнюю 3 задачу.
Что тут неизвестно?
Посмотрим на схему к 3 задаче.
Как её решить?
А теперь посмотрите на схемы, на доску. Чем похожи эти задачи?
Давайте сравним 3 задачу с 1.
Чем отличаются?
Так вот, давайте на стр. 22 прочитаем вывод под красной чертой.
Скажите задача 2 и 3 какие являются для 1?
Верно, все эти задачи похожи сюжетом, но различны тем, что в 2 и 3 задаче известно то, что требуется узнать в 1.
Первичное закрепление
Сейчас мы попробуем с вами составить обратные задачи.
Посмотрите на доску, на схему. (Слайд 3)
Попробуйте , составьте задачу к схеме.
Молодцы. Сколько всего стоит машин на стоянке? Записываем решение в тетрадь. Не забываем про ответ.
Сейчас подумайте, какую можно составить задачу и схему обратную данной задачи?
Верно, последнюю обратную задачу решаем самостоятельно, потом кто-то выходит к доске и ответит правильный вариант.
Самостоятельная работа
Далее читаем задачу на стр 22 № 2.
О чем говорится в задаче? что известно?
Что нужно узнать?
Как решить данную задачу?
А теперь самостоятельно составьте устно 2 задачи и запишите решения в тетрадь.
(Далее дети сверяю свои задачи с доской и решения) (слайд 4)
Итог работы
С каким новым видом зада мы познакомились? Как можно составить обратную задачу к данной?
7,10,10,20
70
(60+5)-60=5
(10-8)+20=38
(9-3)+90=96
20+8=28 лет маме
28+1=29 лет папе
Сколько стоит блокнот и карандаш.
Сколько стоит отдельно блокнот и карандаш.
Да
6+4=10 (р.) стоит и карандаш и альбом
Сколько стоит блокнот и сколько потратила Вера всего денег.
Сколько карандаш стоит.
10-6=4(р.)стоит карандаш
Сюжетом
То , что известно в 1 задачи, неизвестно во 2, и что во второй известно, то в 1 надо найти.
Сколько стоит карандаш
10-4=6(р.) стоит блокнот
Сюжетом
То, что известно в 1 и во 2 задачи, неизвестно в 3, а что известно в 3 задачи, неизвестно в 1 и во 2.
Обратными
На стоянке стояло 8 легковых машин и 2 грузовые машины. Сколько машин стояло на стоянке?
8+2=10(м.)
Ответ: 10 машин стояло на стоянке.
На стоянке было 10 машин из них 8 легковых, остальные грузовые. Сколько грузовых было на стоянке?
Решение: 10-8=2(м)
10
?
8
Ответ: 2 грузовые машины было на стоянке
Володя поймал 4 окуня и 3 леща.
Сколько рыб поймал
4+3=7 (р.)
Ответ: 7 рыб поймал Володя.