Урок русского языка в 6 классе по теме: Фонетика

План-конспект урока по русскому языку для 6 класса.
Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 п. Степной Молченко Яна Александровна.


  Тема: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ».
Тип урока: урок закрепления изученного.
Цели:
- повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фонетика»;
- закрепление правописания безударных гласных, сомнительных согласных,  ь и ъ разделительных знаков;
- развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления,  внимания;
- развитие умения использовать полученные знания на практике;
- расширение словарного запаса учащихся;
- воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.
Оборудование: раздаточный материал, учебники, тетради.

Ход урока.
I. Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная  работа.
II. Словарная работа.
      На доске кроссворд, разгадываем его, слова записываем в тетрадь, проговариваем написание. (На доске так же написаны и задания к кроссворду):
        
Спортивная игра, в которой игроки ударом ноги загоняют мяч в ворота соперников  (футбол)
Главное здание железнодорожной станции  (вокзал)
Самая низкая школьная отметка  (единица)
Человек, совершающий подвиги  (герой)
Человек, который занимается спортом  (спортсмен)
Волшебное слово, выражение благодарности (спасибо)
 Командная игра на льду на коньках, в которой шайбу надо забросить в ворота соперников  (хоккей)
Самая большая зеленая сладкая ягода (арбуз)


   Слово учителя: Как вы думаете, по какой теме мы сегодня будем работать? Подсказка – это слово спрятано в кроссворде.   (Фонетика).

Что такое фонетика? (раздел науки о языке, изучающий звуки речи)
Зачем нужно изучать фонетику?
Мы выполнили все упражнения по теме «Фонетика». И будем повторять все, что изучили.

III. Сообщение цели урока.
  Слово учителя: Тема нашего урока – повторение изученного по теме «Фонетика». Сегодня мы с вами вспомним, что мы изучали в этом разделе, проверим себя, чему научились. Запишите тему нашего урока (учитель пишет на доске).
IV.   Выполнение заданий.
Задание 1: нужно расположить буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также записать в алфавитном порядке.
Но сначала  ответьте: что такое алфавит?
Что значит расположить по алфавиту?
Где в повседневной жизни мы используем алфавит?

Приступайте к выполнению задания: ТГАНЕ, ТИСА, ТИБН, ЩОБР, НЕТО. (АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ).
Проверка задания.

Слово учителя: Вспомните, когда пишется в словах Ь, а когда Ъ (повторение правила).
Задание 2. Даны слова, их надо распределить в две колонки. В 1-ю записать слова с ь разделительным знаком, а во 2-ю – с ъ разделительным:
РУЖ..Ё, С..ЁЖИЛСЯ, РАЗ..ЕЗД, СТАЛ..НЫЕ, РЕЧ..КА, БЕЛ..Ё, С..ЁМКА,ПРОЛ..ЁТ, ПРЕД..ЮБИЛЕЙНЫЙ,  ДОБ..ЕМСЯ, РАЗ..ЯСНИТЬ, С..ЭКОНОМИТЬ.
Слово учителя: Проверим. Молодцы, и это задание выполнили.  Продолжаем идти к нашей цели: повторить все изученное.
Задание 3: Учитель раздает карточки с текстом. У вас на партах лежит текст, в нем пропущены буквы. Ваша задача -  грамотно списать этот текст, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Но сперва прочитайте и ответьте на вопросы.
-Докажите, что это текст.
- О ком он?
- Что это за произведение?
-Скажите, на какие правила пропущены буквы? (на правописание безударных гласных и сомнительных согласных)
- Как проверить безударную гласную в корне слова? А сомнительную согласную?
ТЕКСТ:
Каштанка бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари.Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков
    Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

-Проверим, какие буквы вы вставили и почему?( уч-ся объясняют)
1)Найдите и подчеркните  слова, в которых букв меньше, чем звуков.  Почему так получилось?
2)Теперь подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему?
3) Подчеркните  слова, которые произносятся не так, как пишутся. Какое явление мы здесь наблюдаем?
4) фонетический разбор слова у  доски.( у доски 2 ученика разбирают слова «снег», «взад»)

Задание 4: нужно списать слова правильно расставив ударение и разделив слова на слоги для переноса.
А что такое ударение? Какое ударение в русском языке? (подвижное)
Как называется раздел науки о языке, который изучает как правильно произносить слова? (орфоэпия)
Как переносим слова? Как нельзя переносить?  (выполнение задание)
БА-ЛО-ВАТЬ, ДИА-ЛОГ, ДЕ-ПО, ПАР-ТЕР, САН-ТИ-МЕТР, КЛА-ЛА, СЕС-СИЯ, ФОР-ЗАЦ, ЗВО-НЯТ, ДЕ-ФИС,  СВЁК-ЛА.
Молодцы, вы уверенно идете к поставленной цели, осталось выполнить всего одно задание, и мы достигли цели. Необходимо выполнить тест. Если вы согласны с формулировкой, ставите +, если не согласны  –
ТЕСТ.
1)В русском алфавите 33буквы (+)
2) В  русском языке 10 гласных звуков(-)
3)В русском языке 6 гласных звуков (+)
4)В русском языке 10 гласных букв(+)
5) Не имеют мягкой пары звуки Ж,Ш,Ц (+)
6)Имеют глухую пару звуки Л,М,Н,Р,Й  (-)
7)буквы е, ё, ю,я в начале слова обозначают 2звука(+)
8) Ь обозначает только мягкость согласного звука (-)
9) звукиЧ,Щ,Й, ИМЕЮТ ТВЕРДУЮ ПАРУ (-)
10) в русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости – глухости (+)
-Самопроверка. Учитель на доске пишет ответы.
VI. Рефлексия.
Чем мы сегодня занимались на уроке ?  
Все ли довольны своим результатом?
Смогли ли вы достичь цели, поставленной вами?
Подведение итогов урока и выставление отметок в дневники учащимся.

VII. Домашнее задание - упр.233.

15