Конспект. Литературное чтение.2 класс.Сравнение богатырской сказки и былины. УМК Школа 2100

Урок литературного чтения. 2 класс.
Тема: «Сравнение богатырской сказки и былины».
Цели урока: обобщить знания о художественном мире былин и богатырских сказок, совершенствовать умение сопоставлять и обобщать, активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать технику чтения, расширять и активизировать словарный запас детей, развивать творческое воображение детей, воспитывать интерес к культурному прошлому России.
Оборудование: презентация, рисунки детей, учебник литературного чтения (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева), раздаточный материал (сообщения о богатырях) .
Ход урока.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ

Оргмомент.

Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



II. Актуализация знаний.
- Ох вы гой еси, добры молодцы да красны девицы, весь честной народ! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную да испытание ученое. Не по княжескому повелению, а по программному разумению проводим урок, на котором будем сравнивать богатырские сказки и былины.
- «Ох ты ты гой еси, добрый молодец», согласитесь, сейчас такого приветствия не услышишь. А вот герои русских былин сохранили такое обращение с глубокой старины. Слайд № 1. – Ребята, какой раздел мы сейчас изучаем? ( «Сказочные богатыри»). Слайд № 2. - Кто такие богатыри? (Багатырь – защитник земли русской, отличающийся силой, удалью, мужеством, умом). – Как выглядели богатыри? (рассматривание рисунков). - С какими произведениями о богатырях мы познакомились? (Богатырская сказка «Сказка про Илью Муромца», былина «Илья Муромец и Святогор»).


III.«Открытие» нового знания .
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться, в чём же отличие богатырской сказки и былины и что у них общего. Для удобства все свои наблюдения и выводы мы запишем в эту таблицу.
Слайд № 3. – Кто сочинял сказки? (неизвестные древние авторы) – Имя автора забыто, поэтому мы говорим, что сказку сочинил народ.
Слайд № 4
– Кто сочинял былины? Известны ли их авторы?
Слайд № 5. Слайд № 6. - Действие там происходит в те времена, когда главным русским городом был Киев.
Слайд № 7. - В те времена русские леса были полны дичи, в реках водилось много рыбы.
Слайд № 8.
- Соседние с Русью кочевые племена стали совершать грабительские набеги на р
·усские земли: сжигали города, уводили людей в плен.
Слайд № 9.
Русские люди встали на защиту Родины. Среди них были те, которые отличались от других силой, мужеством, удалью. В народе их прозвали богатырями.
Слайд № 10.
Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри»
- Можно ли этих воинов назвать богатырями?
Физминутка
- Хотите быть такими же сильными и ловкими как богатыри? Сейчас мы сделаем настоящую богатырскую зарядку и богатырская сила вольется в вас.
Фонограмма песни «Богатырская наша сила».
- Прибавилось силушки? Дух укрепился?
Слайд № 11.
- И так, вернёмся к нашей таблице, продолжим сравнивать богатырскую сказку и былины.
– Что можете сказать о главных героях богатырских сказок и былин.
Слайд № 12. Слайд № 13.
3.Богатырская викторина «Узнай героя». - На уроках чтения мы познакомились с некоторыми русскими богатырями. Сейчас я буду задавать вопросы викторины, а вы на них отвечать.
Вопрос 1. -Могучий богатырь, сила которого так велика, что с трудом носила его Земля-матушка. (Святогор)
Слайд № 14.
- Святогор обладает совершенно невиданной силой и мощью.
Вопрос 2.
-Кто из богатырей известен тем, что освободил родной город от Змея Горыныча? (Добрыня Никитич)
Слайд № 15.
- Добрыня Никитич реальная историческая личность. Он был родным дядей великого князя Владимира.
Вопрос 3.
- Он самый младший из богатырей. Главный подвиг его – победа над чудищем Тугарином. (Алёша Попович)
Слайд № 16.
- И у Алеши Поповича был исторический предок, Александр Храбр, сын ростовского священника.
Вопрос 4.
-Славный защитник Руси матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Странники помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец )
Слайд № 17.
- В жизни звали его Илья Иванович Гущин.
Слайд № 18.
- Продолжим выяснять, что же общего в богатырской сказке и былине, в чём их отличие? Следующий признак – гипербола. Прочитайте, что это значит. Как вы думаете, есть ли в сказке сильное преувеличение силы и способностей богатыря? Приведите примеры из текста. (стр. 176, 179, 182).
Слайд № 19.
- Есть ли гипербола в былине? Приведите примеры из текста. (с184-186).
Слайд № 20.
– Что вы можете сказать о троекратном повторе в сказке и былине? Приведите примеры.
Слайд № 21. Слайд № 22.
– Отличается ли язык изложения сказки и былины? Как вы думаете, почему? (Сказки передавались из уст в уста. Люди запоминали содержание сказки, а рассказывал её каждый по-своему, своими словами. Поэтому язык сказки легко воспринимается и читается).
Слайд № 23.
– Что можете сказать о языке былин? Как и где исполнялись былины в древности? Слайд № 24.
(Тех, кто хранил в памяти былины, называли сказителями. В старину былины пели под звон гуслей. Песня звучала медленно и плавно, степенно. В деревнях сказители пользовались почетом и уважением. Вокруг них всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом переживали истории богатырей. Сказители рассказывали былины наизусть. В результате былины сохранились до наших дней в том варианте, в котором их сложили. Поэтому былину трудно читать и воспринимать).
- Послушайте звуковые отрывки из произведения о богатырях и определите, что это – былина или богатырская сказка?
Слушание звуковых отрывков. - Почему так решили? Как исполнялась былина? Как звучала речь рассказчика? Что можете сказать об исполнении сказки?
Слайд № 25. Слайд № 26.
Признаки
Богатырская сказка
Былина

Автор
Народ
Народ

Герои
Богатыри
Богатыри

Гипербола (сильное преувеличение)
+
+

Троекратный повтор
+
+

Язык
Легко воспринимается и читается
Трудно воспринимается и читается

Песенный характер
-
+




IV. Итог урока.

– Какое основное отличие богатырской сказки и былины? (язык)
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?


V.
Выучить наизусть понравившийся отрывок из былины.



15