Конспект урока по математике на тему Метр. Таблица единиц длины (2 класс)


Конспект урока.
Организационная информация.
Направление Предметы начальной школы.
Тема урока Метр. Таблица единиц длины.
Предмет Математика.
Класс 2
Авторы урока Чижова Л.И. – учитель начальных классов.
Образовательное учреждение МКОУ «Кадновская средняя общеобразовательная школа»
Методическая информация.
Тип урока Урок изучения нового материала.
Цель урока Сформированность наглядного представления о метре как новой единице длины.
Задачи урока *обучающие:
- создать условия, способствующие формированию наглядного представления о метре;
- содействовать развитию умения использовать новую единицу длины для измерения длин предметов;
*развивающие:
- способствовать развитию вычислительных умений и навыков учащихся;
- способствовать развитию речи учащихся, предоставить возможность выражать свою точку зрения, делать выводы и обобщения;
- содействовать развитию умения сотрудничать;
*воспитательные:
- создать условия, помогающие вызвать интерес к предмету, к пробуждению чувства товарищества, взаимопомощи.
Используемые педагогические технологии, методы, приёмы ИКТ- технология, словесные, наглядные, частично- поисковые, индивидуальная дифференцированная работа, работа в группе.Время реализации урока 40 минут.
Знания, умения, навыки, которые приобретут ученики в ходе урока - Длина. Метр – новая единица длины. Единицы длины, соотношение между ними.
- Умение находить геометрическую величину разными способами.
- Умение сотрудничать и самостоятельно добывать необходимую информацию.
Необходимое оборудование Мультимедийный проектор, интерактивная доска, см- рулетка, см- лента, классная линейка (1 м), карточки для индивидуальной работы.
Дидактическое обеспечение урока - учебник;
- рабочая тетрадь;
- карточки – задания;
- тесты;
- таблица «Меры длины».
Список учебной и дополнительной литературы
1.М.И. Моро, М.А.Бантова ,С.И.Волкова, С.В.Степанова «Математика» (2 кл.),
М., Просвещение, 2012 г.
2.М.И. Моро, М.А.Бантова ,С.И.Волкова, С.В.Степанова «Математика». Рабочая тетрадь (1 часть). М., Просвещение, 2012 г.
3.О.И.Дмитриева, О.А.Мокрушина «Поурочные разработки по математике» (2 кл.),М., ВАКО, 2012г.
4.Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике», Москва, 1987 г.
5.М.Ф.Александров, О.И.Волошина «Тесты: начальная школа», Москва, 2012 .
6. «Я иду на урок в начальную школу: математика», Москва, 2000 г.
7.В.Ф. Лазутина «Устный счёт с улыбкой», Москва, 1994г.
Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся
УУД
1.Организационный момент (1 мин.)
2.Целеполагание и мотивация. (3-4минуты)
3. Актуализация знаний. (5 мин.)
4.Усвоение новых знаний и способов действий. (7 - 8мин.)
5.Первичная проверка понимания. (5 мин.)
6.Первичное закрепление.
(5 мин.)
7.Применение знаний и умений в новой ситуации.
(5 мин)
8.Рефлексия деятельности на уроке. (3 мин)
9.Итог урока.
(2 мин)
10.Домашнее задание.
(3 мин) Подготавливает учащихся к восприятию учебного материала.
Обеспечивает мотивацию путём организации просмотра мультфильма.
Организует и направляет познавательную активность учащихся для выявления темы и задач урока.
Предлагает задания для устного счёта, организует работу в парах для создания проблемы, просит найти пути решения.
Организует самостоятельную практическую работу учащихся для усвоения новых знаний и способов действий.
Предлагает сравнить результаты исследований с выводом в учебнике.
Предлагает выполнить задание №2 (1 столбик – с комментированием, 2 -й – самостоятельно)
Организует самостоятельную работу с разноуровневыми заданиями по карточкам.
Предлагает выполнить тест для анализа результатов деятельности.
Предлагает алгоритм рефлексии.
Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Смотрят мультфильм.
Осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, определяют тему и задачи урока.
Выполняют задания для устного счёта, работают в парах, сталкиваются с проблемой, ищут пути решения.
Выполняют самостоятельную практическую работу в группах, делают выводы, приводят примеры, знакомятся с новыми способами действий.
Сравнивают результаты собственных исследований с выводом в учебнике, записывают результаты в тетрадь.
Выполняют задание в тетрадях, выявляют границы знания и незнания.
Выполняют самостоятельную работу.
Выполняют тест, оценивают свои результаты деятельности.
Анализируют результаты деятельности. Регулятивные. Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
Коммуникативные. Сотрудничать с товарищами при выявлении темы и задач урока.
Коммуникативные. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Общеучебные. Обучающийся узнает
новую единицу длины – метр, выявит соотношение между единицами длины.
Научится находить геометрическую величину разными способами.
Коммуникативные.
Сотрудничать и самостоятельно добывать необходимую информацию.
Регулятивные. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, вносить необходимые дополнения исправления, в свою работу, если она расходится с образцом.
Регулятивные. Определять вид деятельности, выявлять границы собственного знания или незнания.
Общеучебные. Обучающийся научится применять знания в новой ситуации.
Личностные. Адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать результаты учебной деятельности.
Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию, слушать и понимать других.
Ход урока
Примечание
1.Мотивация учащихся.
Вот книжка на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
И не досуг
Дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
-Ребята, Знайка Математик обожает смотреть мультфильмы и приглашает вас в кинозал. Попробуйте догадаться, чему мы будем сегодня учиться на уроке?
Просмотр мультфильма. Ответы детей.)- Мы, действительно, будем измерять длины предметов и познакомимся с новой единицей длины. Итак, в путь!
Начнём с математической разминки.
2.Устный счёт.
1) Игра «Отвечай-ка»
А) Самое маленькое трёхзначное число…
Б) На первом месте справа стоят…
В) В числе 48 - … десятков,… единиц
Г) 1 дм= … см
Д) 1 см= … мм
Е) 10 дес .- это …
2) Задачи на развитие логического мышления.
А) Аня выше Славы, Света ниже Славы. Кто выше: Аня или Света?
Б) Улитка за 2 минуты проползает по грибу 2 см вверх. Затем 1 минуту отдыхает и сползает вниз на 1 см. На какой высоте от земли она будет через 5 минут?
3. Актуализация знаний.
1)Работа в парах.
Каждая пара получает задание: начертить ломаную линию, длина первого звена 8 см, второго – 1 дм 3 см, третьего – 4м.
Проверка самостоятельной работы:
- Какие возникли проблемы? (Невозможность построения 3 звена).
Указать причину. (Неизвестная единица длины)
- Давайте решим возникшую проблему.
2)Математическая шифровка.
Р- (8+9) -2 Т- (10-8)+9
Е-13+7 М- 6+8
14 20 11 15
м е т р- Вы не просто расшифровали, вы тему урока сейчас узнали. (Дети читают хором: «Метр»).Демонстрация инструмента – классного метра.
-Сегодня мы познакомимся с новой единицей длины – метром и научимся использовать её для измерения длин предметов.
- Можно ли построить третье звено ломаной (4 м) в тетради? (Нет)
3.Усвоение новых знаний и способов действий
1) Знайка Математик предлагает вам самим рассказать всё о метре, а для этого нужно провести исследования. Наш класс превратится сейчас в научную лабораторию. Работать будем в группах. Командиром 1 группы назначается Сапронов Сергей, 2 группы – Поздеева Ирина, 3 группы – Кузнецова Настя.
(Каждая группа получает карточку – задание.)
2)Практическая работа учащихся для установления соотношений между единицами длины.
Карточка 1.
Что такое метр?
Измерьте длину классной линейки:
А) в дециметрах,
Б) в сантиметрах.
Сделайте вывод:
А)…
Б)…
Карточка 2.
Что измеряют в метрах?
Измерьте метровой линейкой:
А) длину и ширину крышки стола,
Б) длину и ширину классной комнаты.
Сделайте вывод:
А)…
Б)…
Карточка 3.
Метр на службе у человека.
Вспомните, где человек использует метр.
Сделайте вывод:
А)…
Б)…
В)...
3)Подведение итогов практической работы.
- Работа закончена. Командиры каждой группы, прочитайте сделанные выводы.
(Озвучивание выводов)
Вывод 1.
Метр – единица измерения длины.
1 м= 10 дм
1 м =100 см
Вывод 2.
В метрах удобнее измерить длину и ширину классной комнаты.
Вывод 3.
1)Измерение ткани.
2)Измерение длины и ширины садового участка.
3)Измерение роста человека.
-Запишите результаты наших исследований:
1 м = 10 дм
1 м = 100см
4. Первичная проверка понимания .- Откройте учебник на странице 13.
-Сравните результаты наших исследований с выводом в учебнике. Назовите измерительный инструмент, который изображён здесь.
- Какие измерительные инструменты вы ещё знаете?
- Знайка Математик благодарит вас за отличную работу.
- А теперь отдохнём.
5. Физминутка.
Раз – нагнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
6.Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
№2 – 1 столбик письменно с комментированием, 2 столбик – самостоятельно.
7. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1)Индивидуальная дифференцированная работа.
Карточка 1.
Вставь пропущенные числа:
40 см=… дм …см
5 м 2 дм = … дм30 см = … дм
8 м = … дм
Карточка 2.
Сравни:
5 м … 50 дм 16 дм … 61 дм
5 дм 2 см …25 см 1 м 8 дм …20 дм
Карточка 3.
Выбери равные величины:
12 см 2 дм 1 см
21 см 1 см 2 cм
12 мм 1 дм 1 мм
21 мм 2 см 2 мм
2)Работа в тетради №1.
- Откройте тетради №1 на странице 12. Выполните задания №25 и №26 в паре. (Взаимопроверка)
8. Рефлексия деятельности на уроке.
- А теперь приготовьте контрольные листки, проведём тест.
1. С какой величиной работали?
(масса, длина, время)
2. Что не является единицей измерения длины?
(сантиметр, метр, диаметр, дециметр)
3.В какой единице удобнее измерять длину и ширину комнаты?
(в дециметрах, в сантиметрах, в метрах)
4. В какой единице удобнее измерять длину и ширину крышки стола? (в дециметрах, в сантиметрах, в метрах)
- Ребята, оцените свои результаты:«!» - мне всё понятно, всё выполнил верно.
«+»- ещё сомневаюсь, допускаю ошибки.
«-» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.
9.Итог урока.
- Что нового, интересного узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Где испытывали затруднения?
- За что можете себя похвалить?
- Благодарю всех за работу.
10.Домашнее задание.
А) Запомнить таблицу мер длины на странице 13, решить задачу на смекалку - №6 , стр. 13.
Б) Найти сведения о старинных мерах измерения длины, сделать сообщение. (Для сильных учеников)
Слайды 1, 2.
Слайды 3- 5.
Слайд 6 - 7.
Слайды 8,9
Слайды 10 - 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17.
Слайды 18 - 19.
Ссылки на использованные интернет - ресурсы http://qrok.net/uploads/posts/2011-09/1314892061_3.jpghttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/matematika-2-klass-tema-uroka-metrhttp://images.yandex.ru/yandsearch В помощь учителю.
Краткое обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедия, каким образом осуществить. Использование медиа- и мультимедии на данном уроке позволяет сформировать наглядное представление о метре как единице длины, заинтересовывает детей. На каждом этапе урока учитель демонстрирует слайды, что позволяет оптимально использовать время урока, осуществить индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, делает урок эмоциональным и выразительным ,усиливает мотивацию обучения.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим. На последующих уроках логично включать задания на замену одних единиц длины другими в устный счёт, карточки для индивидуальной работы, провести тест или проверочную работу с целью проверки усвоения материала.
Описание мультимедийных компонентов проекта.

Авторы проекта Чижова Л.И., Лосева В.А.
Должность Учителя начальных классов
Образовательное учреждение
Название проекта
МКОУ «Кадновская средняя общеобразовательная школа»
Урок по математике во 2 классе по теме «Метр».
Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент Windows XP
Форма Презентация
Размер ресурса 15.3 mg
Технические данные Компьютер, интерактивная доска
Учебный предмет Математика
Класс 2
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс
М.И.Моро, С.И.Волкова и др. Учебник «Математика»,М.: «Просвещение», 2012г.
М.И.Моро и др. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы. М.: «Просвещение», 2011г.
Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2011г.
Название темы или раздела учебного курса Числа от 1 до 100. Нумерация.
Формат ресурса – основного файла pptВид ресурса Презентация
Образовательный тип Поясняющий текст
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал PowerPointЦели, задачи дидактического материала Сформированность наглядного представления о метре, заинтересованность детей в обучении математике.
Содержание дидактического материала Демонстрация мультфильма,
демонстрация слайдов.
Ресурсы дидактического материала. Графические изображения, звуковой файл, ссылки, анимационные и другие эффекты.
Используемые источники информации Литература, Интернет.
Возможности использования дидактического материала:
- педагогом на уроке;
- учащимися. Учитель использует дидактический материал на этапе мотивации, при проведении устного счёта, работая над новой темой. Учащиеся пользуются дидактическим материалом во время устного счёта, при выполнении практической работы, на этапе рефлексии.
Ограничения на использование ресурса Нет
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе. Слайды 1-2.
Используются на этапе мотивации.
Показ мультфильма не только усиливает мотивацию обучения, но и является проблемой для определения темы и цели урока.
Слайды 3 – 9.
Используются на этапе устного счёта.
Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
Слайды 10 – 16.
Используются при работе над новой темой. Позволяет иллюстрировать изучаемый материал разнообразными наглядными средствами.
Применение мультимедии особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
Слайд 17.
Используется на этапе рефлексии.
Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
Слайды 18 – 19.
Используются при подведении итогов урока. Обеспечивает логическую завершённость урока, создаёт эмоциональный настрой.