Конспект урока русского языка А если одного предложения мало?


Урок русского языка.
УМК «Гармония»
Тема «А если одного предложения мало?»
Цели:
воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
ввести понятие и сообщить термин «текст»;
показать отличия текста от набора предложений (познакомить с главными признаками текста).
1. Организационный момент.
Мы начинаем урок русского языка. Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое на уроке?
(Нужно быть внимательным и наблюдательным.)
2. Актуализация знаний.
- Прочитайте название раздела нашего учебника.
Как мы выражаем мысли и чувства.
- Превратите это предложение в вопросительное.
Как мы выражаем мысли и чувства?
- Ответьте на этот вопрос.
Мысли и чувства мы выражаем при помощи предложений, эмоций, мимики.
- Как думаете, чтобы полнее выразить свои чувства и мысли, достаточно ли одного предложения?
Нет ни достаточно.
3. Сообщение темы урока.
- Нам предстоит открыть новую тайну русского языка и ответить на вопрос урока «А если одного предложения мало?»
4. Открытие новых знаний (поиск решения).
А) Упражнение 243
- Прочитайте предложение.
В одном сказочном городе жили коротышки.
- Ждёте ли вы продолжение мысли или уже всё понятно и можно больше ни о чём не рассказывать?
Нам ничего не понятно, поэтому должно быть продолжение.
- О чём вы хотите, чтобы было написано дальше? (высказывания детей)
- Может ли следующее предложение быть таким:
В особенности Незнайка прославился после одной истории.
- Почему так считаете?
Вывод: Достаточно ли одного предложения, чтобы высказать мысль? А что для этого нужно?
- Нет ни достаточно. Нужно развить мысль с помощью следующих предложений, которые будут дополнять друг друга.
- Давайте сравним свой вывод с выводом в учебнике (упр. 244).
- Правы ли мы были? – Да, правы.
- Сейчас решим такую задачу: предложения продолжают мысль или нет? Работаем в печатных тетрадях упр. 236. Если мысль развивается, показать это стрелкой от предложения к предложению.
В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие. Каждый был с небольшой огурец.
-Что нового сообщает каждое предложение?
- Записать вопрос, на который отвечает второе предложение, а потом по памяти дай на него письменный ответ.
- Почему жителей города назвали коротышками?
Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие.
Б) Упр. 236 (т.) Продолжаем работать с отрывком из сказки Н. Носова. Прочитайте задание. Что должны сделать? (Выполнить самостоятельно в паре, проверка.)
В городе у коротышек было красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: (м, М)аргаритки, (р, Р)омашки, (о, О)дуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица (к, К)олокол?чиков, аллея (р, Р)омашек, бул?вар (в, В)асил?ков. А сам город назывался (ц, Ц)веточным городом.
- Решите орфографические задачи.
- Впишите в план города название его улиц.
- Найти слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке. Вписать их как его название. – Цветочный город.
- Поставьте знак (галочку) перед предложением, в котором высказана главная мысль (её, раскрывают все другие предложения).
- Перечитайте отрывки из произведения Носова (т. упр. 236, 237).
- Что мы прочитали? (Высказывания детей)
- Что вы можете сказать о предложениях? – Они дополняют мысль.
- Как вы думаете, как называются предложения, связанные по смыслу? – Текст.
- Прочитаем вывод в учебнике.
- Какое новое научное слово мы узнали?
- Что такое текст?
Текст – несколько предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу.
- Назовите главные признаки текста.
- Несколько предложений связанных по смыслу.
Незнайка приготовил для вас записи. Помогите ему узнать где тексты. (групповая работа)
Пришла морозная зима.В лесу стало тихо.Спят деревья.
Деревья в парке были большие.За полем виднеется деревня.Усталые путники отдыхали на скамейке.
На улице жара.Глеб и Олег отправились на пляж.Море было тёплым, а купание весёлым.
Работа с деформированным текстом (карточки).
Дети спрятались в школе.Дождь стучал по крыше и окнам.Солнце закрыла тучаПрогремел гром.Пошёл сильный дождь.Сверкнула молния.
- Прочитайте. Можно ли это назвать текстом? Почему?
- Есть между этими предложениями, какая- то связь? – Общая мысль.
- О чём говорится в этих предложениях? – О дожде.
- Что нужно сделать, чтобы получился текст? - Нужно расставит предложения в другом порядке.
- Попробуйте расставить предложения, чтобы получился текст.
(Дети работают самостоятельно, а затем коллективно обсуждаем полученные варианты текста)
- Полученный текст записать дома и дать ему название.
Итог урока (Рефлексия).
Сегодня на уроке я…
научился (лась)…
было интересно…
было трудно…
могу себя похвалить за…