Урок математики по теме Обратные операции


УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ:
«Обратные операции».
ЦЕЛЬ:
1. познакомить учащихся с понятием «обратная операция»;
2. рассмотреть сложение и вычитание как операции, обратные друг другу;
3. закрепить навыки письменных и устных вычислений;
4. развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности;
5. воспитание экологической культуры;
6. создание комфортных условий для каждого учащегося.
ОБОРУДОВАНИЕ: мячи
1. Организационный момент.
- Здравствуйте. Сегодня я у вас поведу урок.
- Проверим посадку:
Ноги? На месте.
Руки? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
-Чтобы у нас с вами было хорошее настроение на уроке, я предлагаю вам сказать что-то приятное какому – либо человеку в классе, который нуждается в ваших словах.
-Я вам желаю, чтобы у вас всё сегодня получилось.
2. Чистописание.
- Прочитайте числа, записанные на доске:
16 26 36
- Найдите закономерность.
(Каждое число больше другого на 10)
- Какая цифра указывает на это?
(Первая цифра числа)
- Что обозначает эта цифра?
(Количество десятков)
- Что общего в этих числах?
(Количество единиц - 6)
- Допишите закономерность.
- Сравните запись друг с другом в паре
* Самоконтроль.
- Обведите то число, которое у вас красивее всех остальных.
- Подчеркните неудачную запись.
- Написание каких цифр мы повторили?
- Если у вас всё удачно получилось, поставьте себе «+».
3. Постановка учебной задачи.
- Прочитайте тему сегодняшнего урока:
«ОБРАТНЫЕ ОПЕРАЦИИ».
- Какое понятие вам знакомо?
- Что такое операция?
(Операция – это действие преобразования)
- Какое понятие для вас незнакомо?
- Попробуйте определить цель нашего урока.
(Цель – познакомиться с понятием «обратная операция»)
4. Актуализация знаний.
- Но сначала мы повторим то, что знаем об операции, выполнив различные задания.
добавить кружок
1 задание
а)

б)
?
Дом
Дома


- Если вы сами определили операцию, поставьте «+».
- Назовите объект операции.
- Определите операцию.
- Каков будет результат операции ( )
- Что неизвестно в задании б)?
(Операция)
- Как определить какая операция выполнена?
(Сравнить объект и результат операции)
- Что изменилось?
(Добавилась буква а)
- Значит какая операция выполнена?
+6
2 задание
+13
24
-6
20
-13
35
73
- Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить?
(выполнить заданные операции)
- Запишите равенства, выполнив заданные операции.
*Проверка:
- Сравните, правильно ли выполнили задание:
24+6=30
20+23=33
35-6=29
73-13=60
- У кого по-другому?
- Какие операции мы выполнили?
- Если все выполнили правильно – «+».
- Подведём итог: Что такое операция? Что такое объект операции?
Результат операции?
- Что теперь нам предстоит выяснить?
(что такое «обратная операция»)
4. Оздоровительная минутка для глаз.
5. «Открытие» детьми нового знания.
- Посмотрите на задание. Какая операция выполнена?
(Завязать бант)
- Назовите объект операции. Результат операции.
- Посмотрите и подумайте, а можно ли ещё какую-нибудь операцию выполнить?
(Развязать бант)
- Что изменится?
- Как можно показать это на схеме?
- Назовите объект, результат операции.
- Как можно назвать такие операции?
(Обратными)
- Что значит обратные операции?
стр.4. Прочитайте выводы и подумайте, все ли выводы мы сделали?
- Какой вывод мы не сделали?
(если выполнить операцию, а потом обратную операцию всё станет, как и было раньше)
- Потренируйтесь в подборе обратных операций.
6. Первичное закрепление.
1. Игра с мячом.
Учитель подаёт мяч ребёнку, называя операцию, а ребёнок называет обратную операцию.
сесть(встать)
войти(выйти)
убрать книгу(достать книгу)
Игра продолжается в парах.
2. Оздоровительная минутка «Гора».
- Посмотрите на иллюстрацию. Какая операция выполняется?
(Лесорубы спилили дерево)
- Есть ли для этой операции обратная?
- Почему?
- Сделаем вывод: все ли операции имеют обратные?
- Придумайте свои операции, которые не имеют обратных..
3. Вернёмся к операциям
добавить кружок


а)


добавить букву а


Дома
Дом
б)

- Определим обратные операции.
7. Обучение самостоятельной работе с проверкой в классе.
1) * Работа в группах.
- Придумайте операцию и обратную к ней.
* Представление решений
- Так что же такое обратные операции?
2) А теперь перенесите наши знания на задание 2 и запишите в равенствах обратные операции.
*Проверка:
30-6=24
33-13=20
29+6=35
60+13=73
- Сделаем вывод о сложении и вычитании.
8. Домашнее задание.
Я предлагаю вам самим выбрать задание из повторения, которое вы сможете выполнить.
9. Итог урока.
1) – Закройте глаза, представьте, что вы идёте домой, встречаете какого-то знакомого и рассказываете, что вы сегодня узнали на уроке, что было интересного, а что трудного? Возвращайтесь в класс.
- Что же нового вы сегодня узнали?
- Что было интересного?
2) Самооценка по шкале.
3) Рефлексия настроения (наклеивание своего имени на «радугу настроения»).